Режиссер театра Айдана Нурахим: «Грустно, когда над твоей страной смеется весь мир»

8 минут Ырысты Ерден
Режиссер театра Айдана Нурахим: «Грустно, когда над твоей страной смеется весь мир»

Айдана работает режиссером театра в Праге и Мюнхене, а в марте ей удалось поставить экспериментальный спектакль в столице. Мы поговорили с молодым режиссером о современном театре и казахстанском обществе, которое давно готово к экспериментам и новым решениям в искусстве.


— «Синдром взрывающейся головы», что это? Как и почему решили поставить спектакль?

 — Я живу за границей семь лет. Когда долго живешь не в своей стране, то очень остро чувствуешь перемены. Чем ярче видишь изменения ты, тем больше хочется продемонстрировать их согражданам, попробовать изменить что-то в сознании людей с закрепившимися стереотипами. 

А сам спектакль – это скопление разных историй из жизни обычных людей.

 Навсегда уехали из страны? 

Нет, я все еще гражданка Казахстана. Сначала уехала учиться в Прагу, а теперь уже два года работаю в Мюнхене и Праге. Я работаю там, где есть работа.

 Читателей «Степи» всегда интересует, как молодые люди поступают в те или иные зарубежные университеты и устраиваются на работу. Сложно?

— Во многих странах Европы, включая Чехию, Германию и Францию, на государственном языке в государственных университетах образование бесплатное. Я пробовалась на актерское мастерство, но иностранцы редко проходят конкурс, поскольку акцент играет немаловажную роль. А вот на изобразительное искусство, фотографию или режиссуру поступить возможно.

Я училась платно в частном вузе на сценическом факультете, но и это дешевле, чем образование в некоторых универах Казахстана.

Что касается работы, предложений много. Здесь необязательно иметь знакомство, и я не сталкивалась с предвзятым отношением к иностранцам. Преподаватели иногда предлагают работу талантливым студентам. Конечно, всё не лежит на поверхности, но для людей с желанием остаться и построить здесь карьеру всегда найдется место.

Постановка

В целом работать мне здесь несложно, я люблю свое ремесло. В театре я с детства, поэтому выбор был предопределен. Сначала играла в школе, закончила театральную студию, а во время учебы в старших классах работала  помощником режиссера и преподавала у детей актерское мастерство.

 Теперь в сравнении как оцениваете казахстанскую сцену?

— Актерская школа сильная, так как она тесно связана с Россией, а в России одна из самых выдающихся школ в мире. При этом в процессе заметила сложности с открытостью, слишком много мыслей об общественном мнении. Основываясь на этом, я решила проводить дополнительные мастер-классы помимо репетиций, чтобы актеры могли открывать себя с другой стороны.

Уровень театра, несомненно, растет. В ноябре 2018 работала в Германии на крупном театральном фестивале, там знали о Казахстане, говорили: «О, мы знаем ARTиШОК! Классный театр!». Я так гордилась за них. К сожалению, не могла попасть к ним на последнюю постановку «Ұят». Говорят, смелый спектакль. 

В Астане всегда хожу в театр им. Горького. Раньше у них были академически правильные постановки, сейчас же проскальзывают эксперименты. Например, «Евгений Онегин» в рэп исполнении.


Эксперименты тяжело воспринимаются, но без новых веяний не будет и развития.


Айдана Нурахим

Зачастую громкие скандалы и эксперименты используют с целью привлечения внимания зрителей. Где грань? И как не спутать живые эксперименты с коммерцией?

— Я очень часто бываю на постановках в России, Беларуси, Украине, к сожалению, реже в Казахстане. Да, последние пять лет можно заметить яркую тенденцию экспериментов во всем мире. Легко переступить черту.

Изначально «Синдром взрывающейся головы» – полупластический театр, что не совсем стандартно. Последние два года я увлекаюсь пластическим театром, мне нравится, что язык тела понятен во всем мире. Еще у нас в спектакле использовался мат. Я противница нецензурной лексики в жизни, но в искусстве он иногда уместен.


Искусственное всегда чувствуется, в этом нет души.


Можно сравнивать с кликбейтами в журналистике: иногда радуешься, что наткнулся на интересный и свежий материал, а бывает такая чушь и ты злишься на потраченное время и думаешь, нахрена я это прочёл.

И снова о зрителе. Случается конфликт между «я художник, я так вижу» между тем, что действительно необходимо зрителю?

— Я стараюсь в любой проект выкладывать энергию и силы, но если передо мной четко ставят задачу, в рамках этой задачи я и кручусь. В «Синдроме взрывающейся головы» мне хотелось отдать всю себя. По итогу мы были выжаты эмоционально и физически, вернувшись в Прагу, я первое время только и спала. В этом спектакле мне хотелось говорить со зрителями, донести свою мысль.

У нас были две фокус-группы, после каждого показа мы что-то меняли, изучали. Я создаю для зрителя, но при этом не изменяю себе. Хочу, чтобы зритель что-то взял для себя, интерпретировал по-своему. В этом деле нужно найти компромисс или золотую середину, как говорится.

Спектакль

— В Казахстане если мы говорим о популярном кино, то это обязательно комедия, а музыка создается для пышных тоев. Какое место в этих реалиях занимает театр? 

— С детства мы думаем, а что скажут люди. Что в искусстве или жизни люди работают и создают, изменяя себе.

Мы созванивались с драматургом каждый день, она не даст мне соврать, как я боялась быть непонятой. У нас было два закрытых предпоказа для фокус-групп.

Первая фокус-группа состояла из молодых людей, творческих и свободных, поэтому я все равно сомневалась. У нас был план Б: ни я, ни драматург не хотели прибегать к нему, он был слишком очевиден. 

Вторая фокус-группа состояла только из моих родственников от 5 до 70 лет. Все приехали из Усть-Каменогорска и Семипалатинска на свадьбу моего брата, они не успели бы посетить спектакль, поэтому возникла идея устроить предпоказ. Тем более они ничего не понимали в моей профессии, хотелось продемонстрировать, чем я увлекаюсь. Настроена я была скептически. Их реакция: они плакали и смеялись. У них были странные ощущения из-за нецензурной лексики или откровенного поцелуя, но смысл не изменился.

До меня дошло, что я размышляла о людях свысока, всё это в моей голове. Обычный снобизм. Люди давно готовы к экспериментам, но артист боится.

Мы провели целых четыре показа, когда планировали два. На воскресный день у нас случился sold out за полдня. Общество готово пробовать, чувствовать, любить. Есть определенные инструменты, которые срабатывают в нашем обществе наверняка. А эксперименты на то и эксперименты, что от них становится страшно и волнительно.

спектакль

Мы видим сейчас много примеров, когда творчество бойкотируют вследствие ошибок прошлого или аморального поведения режиссеров и музыкантов. Как вы к этому в целом относитесь? И можно ли отделять личность от его творчества?

— Считаю, что нужно разделять эти понятия. Я не думала, что кто-то начнет сомневаться в значимости Майкла в истории музыки и культуры. Оказывается, может.

Невозможно отрицать, что музыка Майкла Джексона покорила людей. Да, можно изменить свое отношение к личности, но если ты уже полюбил его музыку, как можно её внезапно разлюбить? Это как изменить самому себе. Творчество отзывается в тебе, оно говорит о тебе. 

Никто не призывает любить и хвалить. Слушая музыку Майкла Джексона, ты не поощряешь поступки исполнителя, не поддерживаешь педофилию. 

— Что есть у театра, как у жанра, чего нет в другом искусстве?

— Есть мысль. Ты можешь смотреть один и тот же фильм множество раз, и он всегда будет одинаковый. Меняешься ты и твое восприятие, отчего фильм становится другим, но перед твоими глазами всегда будет одна и та же актерская игра, кадры и склейка.  

В театре каждая постановка одного и того же спектакля всегда разная. Она не может быть один в один с предыдущей. В репертуарах МХАТа и Современника есть спектакли, которым по 20 лет, но они всегда разные.

Мы играли спектакль четыре дня и все дни он был абсолютно разный. И зрители абсолютно разные. Ты можешь ходить на одну и ту же постановку по пять раз. Меняешься ты, меняется постановка. В этом и заключается уникальность.

 Как режиссер, который экспериментирует, что бы вы хотели сохранить в театре?

— Даже самые крепкие устои исчезают. Хочется одного – сохранить людей. Наше тело, эмоции и глаза исключительны, мы можем изменить мир. Сейчас многое заменяют машинами, даже в кино.

— А Казахстан меняется для вас? Чувствуете изменения в обществе?

— Да, я заметила, что людям не все равно. В принципе, Астана – это город, в котором через полгода не узнаешь свой район, а тут и люди в симбиозе меняются и становятся прекрасными. Последние события тому доказательства. Я сама аполитичный человек, но переименование Астаны задело меня.

С драматургом Ботой Сулейменовой и актерами мы очень остро отреагировали. Даже внесли изменения в сценарий. В середине постановки была сводка новостей о переименовании Астаны, герой послушал новости со всего мира и сказал: «Да пошли вы!». Было страшно, но зрители благодарили нас.

— Кстати, как ваше окружение в Праге отнеслось к переименованию Астаны?

— Над нами смеются. Обидно. Грустно, когда над твоей страной смеется весь мир.

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

О запуске стартапа в сфере блокчейн и развитии IT-бизнеса на международном рынке.

5 минут
5 минут
Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Тұлғаны қалыптастыру – туылғаннан басталатын және өмір бойы жалғасатын күрделі және көп қырлы процесс. Ата-аналар бұл процессте...

4 минуты
4 минуты
Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является...

12 минут
12 минут