Новогодний вишлист с казахстанскими брендами: выбор редакции STEPPE и Altel
Подарки, которые объединяют...
Первые сведения о кукольном театре можно найти в произведениях Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и Апулея. Кукольные театры были популярны в странах Древнего Востока: Индии, Индонезии, Китае, Японии, Иране, Турции. Их репертуар основывался на мифических сюжетах, героических эпосах и юмористических рассказах.
Сегодня кукольный театр популярен в разных частях мира. Викторианский театр марионеток является одним из самых популярных театров в Великобритании, который существует с 1860 года, а их кукольный спектакль «Панч и Джуди» стал одним из самых узнаваемых за всю историю.
Испанский коллектив Libelula добился мирового признания благодаря традициям «петрушечного театра» и теневым представлениям. Японский театр кукол Bunraku в Осаке ставит спектакли преимущественно для взрослых. Здесь кукловоды выходят на сцену в черных кимоно с покрытыми лицами, чтобы оставаться в тени своих персонажей.
Появление кукольного искусства на территории нынешнего Казахстана связано с музыкой. Примерно три тыс. лет назад степные музыканты вырезали фигуры животных из дерева, фиксировали игрушки на устойчивой поверхности и привязывали их к пальцам с помощью веревки, одновременно играя на домбре. В этот момент фигура оживала и начиналось представление — Ортеке. Часто главным персонажем таких представлений была горная коза.
В 1935 году советский и казахский музыковед Ахмет Жубанов опубликовал в газете «Казахстанская правда» статью, в которой он пишет следующее: «Во время игры кукла прыгает и совершает разные движения. Это могли быть фигуры лошадей, мужчин и женщин, которые двигались в такт музыке. Особого мастерства в этом деле достиг домбрист-виртуоз Науша, который использовал в своих постановках сразу четыре образа».
Сегодня в Казахстане функционирует более 10 кукольных театров. Старейший — алматинский государственный театр кукол — был основан в 1935 году.
Первыми спектаклями, поставленными в театре, были «Алдар-косе» и «Отеген батыр». Их режиссерами выступили ведущие актеры Казахского драматического театра — Капан Бадыров и Сайфулла Тельгараев. Композиторы Латиф Хамиди и Борис Ерзакович работали над музыкальным оформлением первых спектаклей.
За 86 лет существования на его сцене появлялись куклы самых разных видов. Театр вырастил и воспитал несколько поколений актеров, мастеров-кукольников, режиссеров, художников.Так, в 2010 году Государственный театр кукол занял гран-при в номинации «Самые лучшие театральные декорации и кукольный дизайн» за спектакль «Старик-перекати поле» на Всемирном фестивале кукольного искусства, в Праге.
Сегодня в репертуаре театра около 30 спектаклей, которые идут на казахском и русском языках. Театр принимает участие в разных фестивалях, занимает призовые места и вносит свой вклад в развитие казахстанского кукольного искусства.
В штате театра числится 31 актер, среди которых есть заслуженные артисты, деятели культуры, лауреаты театральных премий. В составе творческой команды работают такие режиссеры, как Рустем Жаныаманов, Антон Зайцев, Еркебулан Кабдыл. Директором театра является Талгат Есеналиев.
В театре функционирует два зала и современная мастерская. Большой зал рассчитан на 214 зрителей, а малый — на 60. Несмотря на длительное отсутствие собственного помещения и нужных специалистов, казахстанский кукольный театр сегодня демонстрирует свою открытость и стремление соответствовать ожиданиям зрителей.
Еркеш Жунусова, актриса театра, стаж — 40 лет:
В зависимости от персонажа, на создание кукол уходит разное количество времени и усилий. Первым делом идет отбор сценария, дальше назначается режиссер и художник. Художник собирает свою команду. Они раскладывают персонажей, рисуют эскиз на каждого из них.
Чтобы создать куклу, нужно придумать и передать характер через внешность. Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и другими материалами. Каждый из них в работе требует особых технологий, которые приходится осваивать и оттачивать.
Затем приглашается композитор, который будет создавать музыку, а после между актерами распределяются роли. Режиссер выбирает, кто больше подходит: у кого-то звонкий голос, у кого-то — низкий, кто-то может ребенка озвучить, кто-то — нет. Режиссер, зная актеров, заранее дает роль тому, кто сможет сыграть. После распределения ролей проходит первая читка.
Параллельно с этим процессом художественный цех получают эскизы для работы над костюмами и декорациями. В театре есть мастера-бутафоры, которые изготавливают куклы. После того, как в цехе разработают макет кукол, их отдают в пошивочный цех. Мастера по костюмам садятся за создание и проработку костюмов для персонажей.
Для настоящего актера кукла — это почти живое существо. Со стороны профессия актёра-кукольника может показаться очень простой: кажется, управлять куклой с помощью руки — простая задача, однако это далеко не так. Куклы бывают разными, а еще актер должен передать характер своего персонажа с помощью движений, голоса. Чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.
Куклы бывают разных видов. Те, что задействованы сегодня в постановках нашего театра, были созданы великими мастерами Яшневым и Миртоировым, которых уже нет в живых. У нас сохранились экспонаты, которым больше 60 лет.
Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством движений которого кукла оживает.
Перчаточные куклы — конструкция состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол. Тростевые куклы приводятся в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости.
Ростовые куклы надеваются на человека и изготавливаются на специальном каркасе, бывают самых разных размеров. Планшетная кукла — верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом героя. Теневые куклы — плоскостные фигурки, которых показывают на освещенном экране в виде силуэтов.
Фундамент любви к классическому академическому искусству, театру, кино зарождается в театре кукол. Очень часто первым театром ребенка становится именно он — происходящее здесь понятно и близко малышу, он не испытывает трудностей с восприятием.
Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о добре и зле.
Если ребенок полюбил театр кукол — это будущий театрал и зритель больших театров.
Необходимо выкроить для ребенка время и показать эстетику кукольного театра, потому что это совсем другой мир. Дети уходят отсюда с горящими глазами, воодушевленными и счастливыми.
В период пандемии театру пришлось адаптироваться под новые условия и перейти в онлайн. Артисты театра давали мастер-классы по изготовлению кукол, читали сказки на двух языках.
В государственном кукольном театре спектакли для взрослых не ставились вплоть до 2017 года, но с приходом нового директора Талгата Есеналиева мы добавили новый формат.
Театр кукол открыл новую форму и предстал в совершенно другом свете. У нас появились спектакли и для взрослых — «Ромео и Джульетта» и «Макбет», поставленные Диной Жумабай; «Абай» и «Ана жүрегі» Антона Зайцева. Это философские спектакли, которые дают зрителю гораздо больше, чем просто визуальную картинку.
Если вы хотите узнать о судьбе Алматинского цирка, переходите по ссылке
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)