Как прошёл актёрско-режиссерский курс в ARTиШОКе

9 минут The Steppe
Как прошёл актёрско-режиссерский курс в ARTиШОКе

Завершается первый год обучения студентов актёрско-режиссерского курса театра ARTиШОК. Это уникальный образовательный проект, который инициирует сам театр и сам же его финансирует.

Негосударственный независимый ARTиШОК формирует новое поколение молодых казахстанских театральных деятелей.

В этом материале студентка курса Карина Волкова рассказывает о первых итогах, личных изменениях и о театре, который мечтает делать.

Какие педагоги задействованы в обучении?

Как проходят экзамены?

Что ARTиШОК приготовил для зрителей летом?

Что даёт актёрско-режиссёрский курс студентам?

 

Когда я поступала в ARTиШОК, воспринимала два года обучения как очень длинный насыщенный путь. А сейчас, пройдя половину, я понимаю, насколько быстро пролетело время. Быстро, но бесспорно — насыщенно.

В твоей жизни появляется вера, без которой невозможно поступление. Она начинает развиваться и становится двигателем. Появляется больше событий. И в какой-то момент они объединяются, например, в карантин — когда ты не можешь продолжать занятия и репетиции в театре, но снимаешь этюды, придумываешь, пробуешь, отправляешь, учишься по видео и веришь, что это не просто так, потому что знаешь, насколько это необходимо конкретно тебе.

В твоей жизни появляются новые люди. У каждого своя природа, ценности и привычки. И вы становитесь ансамблем, над которым нужно работать каждый день, через развитие себя и любовь к общим целям. 

Ты знакомишься с самыми разными педагогами, которые дают свой предмет, из чего у тебя строится своё представление — что тебе важно делать в театральном мире.

О педагогах

За этот год, помимо наших постоянных педагогов, с нами работал Борис Павлович — режиссёр и педагог из Санкт-Петербурга. Режиссёр спектакля «Созвездия» в ARTиШОКе, который расширяет диапазон представления о существовании театра, и ты убеждаешься, что хороший театр может быть не только в мегаполисах.

Человек, который занимается социальным театром и если говорить, что театр изучает человека, то после бесед с Борисом ты начинаешь замечать больше и в себе, и в других.

Виктор Рыжаков, не так давно ставший художественным руководителем московского театра «Современник», который учит простому и сложному — искусству любить людей, потому что без этого театр невозможен. По количеству дней было немного, но времени из них мы выжимали по максимуму. Приезжали в театр рано утром и уходили ночью. Стали конкретизировать внутри себя ответ на вопрос — почему занимаемся театром, хотя это тоже путь.

Благодаря встречам с драматургом Олжасом Жанайдаровым и театральным критиком Ольгой Таракановой мы открыли для себя российский фестиваль молодой драматургии «Любимовка» и проект «ЭХО Любимовки».

Благодаря Центру поддержки русского театра за рубежом Союза театральных деятелей России, в ARTиШОКе состоялся недельный мастер-класс по сценической речи под руководством одного из ведущих педагогов Российского государственного института сценических искусств Дмитрия Кошмина.

Команда She She Pop из Германии и Наташа Боренко из России, которая тоже много работает в Германии, погружали нас в партисипативный театр, в умение выстраивать горизонталь в работе, моментально говорить «да», не оценивать и открываться. Наши встречи происходили после сессии, что было огромным глотком воздуха и мотивацией для уникальных идей.

Узнав о приезде She She Pop, Ольга Обрезанова — режиссёр из Новосибирска — попросила поприсутствовать на занятиях с ними. Поначалу это были наши тренинги с Себастианом, Лизой, Наташей, Олей и командой ARTиШОКа. А позже появилась идея спектакля. В итоге за неделю Оля поставила спектакль с частью наших студентов, «Зверский детектив», который обязательно будет играться, как только это станет возможным.

Есть педагоги, с которыми мы не останавливаемся работать — Александр Маноцков — один из ведущих российских композиторов. В репертуаре ARTиШОКа есть камерная опера «Ер-Тостик», партитуру к которой написал Александр. Сейчас на нашем youtube-канале можно посмотреть многие наши спектакли, но «Ер-Тостик» был запуском проекта #артишокбезантракта.

В то время Александр прилетал в Алматы и давал нам мастер-класс по композиции, мы все загорелись, хотя длился он всего три дня. И каким же счастьем стало предложение продолжить наши занятия.

Пока это на уровне проб и желания научиться самостоятельно создавать композиции, но в то же время — это материал, который откладывается на уровне структурирования мыслей, что очень помогает, особенно при создании режиссёрских этюдов. Ты уже автоматически начинаешь чувствовать, что в какой точке отрезка должно произойти.

Андрей Лазарев — режиссёр из Германии, основатель и руководитель театра Atheater. Работу с Андреем мы начали на карантине, узнали про театр в Европе, нащупали общие интересующие темы и познакомились друг с другом, несмотря на расстояние и периодические сбои в сети.

С Андреем мы не то чтобы просто не останавливаем работу, она скорее становится всё больше и больше по творческому накалу. Тем более сейчас, когда мы можем проводить тренинги на сцене: ощущать партнёра и работать с пространством.

Об экзаменах

Уже совсем скоро, буквально через пару недель начнётся сессия, к которой мы сейчас активно готовимся. В процессе сценическая речь, сценическое движение, вокал, танец, история театра и актёрское мастерство.

На экзамен по сценической речи мы выносим прозу. У каждого студента есть свой отобранный отрывок, в котором прорабатывается тема, персонаж и проверяется умение владеть голосом: посыл, дикция, диапазон и воздействие на зрителя.

По сценическому движению мы разделились на пары и готовим номера с поддержками, где тоже есть персонаж и история. А также экзамен будет включать в себя планшетную акробатику: кувырки, колёса и прыжки через людей.

На вокале у нас есть по три песни, с одной из которых мы сдавали рубежный контроль, и две новых, с которыми работаем сейчас. К экзамену мы выберем по одной, честно говоря, самой интересно, кто какую исполнит, потому что это и Лещенко, и Шульженко, и Бочелли.

По танцу мы оттачиваем работу у станка, вертикаль и горизонталь корпуса, правильное направление мышц и распределение напряжения. Разучиваем комбинации: port de bras, rond de jambe par terre, battement tendu и другие.

Каким образом будут проходить экзамены по актёрскому мастерству и истории театра — пока вопрос, потому что обучение в онлайн-режиме внесло новый формат, который дал определённые плюсы и минусы и сильно отличается от живого общения. Но мы продолжаем подпитываться теоретически и улучшать наш партнёрский контакт.

А вот основы режиссуры и театр художника проходят в форме репетиций, потому что в начале июля у нас будет целых три спектакля!

Какие спектакли зрителям ждать летом?

В этом сезоне ARTиШОК запустил свои театральные выходные — weekend. Это несколько дней и несколько спектаклей, посвящённых одной теме, например, у нас уже прошли Post drama weekend и Kids weekend

Обычно летом театры уходят на каникулы, но мы хотим играть. Поэтому летние театральные выходные будут посвящены студентам. Мы представим три проекта: «Чайку» Чехова, спектакль по роману «Сто лет одиночества» Маркеса и спектакль под рабочим названием «My place», который мы готовим с Андреем Лазаревым. 

  • «Чайка» — пьеса, в которой есть всё: человеческая душа, театр и любовь. Это наш первый большой шаг в природу театра, материал, через который мы изучаем себя и нашу профессиональную среду. Пьеса для спектакля выбрана нашим мастером курса Галиной Пьяновой. Мы формулировали и приносили свои идеи. Точно знаю, что он и про смех, и про слёзы, что он даёт пищу для зрителя, но, главное, в нём есть мечта.
  • Спектакль по Маркесу — это театр художника. Абсолютно другой мир, в отличие от драматического. Это два противоречивых направления, которые нужно уметь гармонизировать внутри себя, чтобы не переплетать между собой. И в то же время они ломают штампы и расширяют главный ресурс — фантазию.

    В романе «Сто лет одиночества» много абстрактного и визуального, что соединияется в важные темы. Мы осваиваем работу с предметом и костюмом. Важно исследовать предмет неформально и создавать костюм из чего-то нестандартного. Мы делимся на группы и создаём этюды, из которых будет состоять наш спектакль.

Часть студентов учатся на актёров и часть — на режиссёров. Понятно, что у всех есть свои задания, но больше всего это разделение ощущается в работе с Андреем Лазаревым.

Во-первых, очень интересно создавать спектакль с педагогом из Европы, потому что это абсолютно другой подход. Во-вторых, мы словно переступили сразу через несколько ступеней и продолжаем шагать вперёд, потому что Андрей выстраивает некую горизонталь и приветствует все наши приносы.

Сейчас каждый из пяти режиссёров курса простраивает определённую часть спектакля, имеет собственные актёрские задачи и работает со студентами-актёрами и их персонажами.

И, конечно, необычно работать, когда ты не можешь подойти к режиссёру лично, и он видит тебя только по фото и видео, и вы всё время связываетесь через социальные сети или zoom. Но осознавать, что ты не только будешь играть в спектакле, но и поставишь несколько сцен — волшебно. 

Театр, театр и ещё раз театр

За первый курс произошло столько всего, что знакомило нас со своей природой и раскрывало её, переворачивало наши представления и расширяло их. Если сравнить нас с ребятами, которые поступали год назад, то это будут совершенно разные люди, в самом хорошем смысле. 

И если говорить о существовании вечного двигателя — это театр! Потому что это беспрерывный процесс. Сначала ты влюбляешься в профессию как в мечту, потом эта любовь становится более осознанной.

А потом ты сам становишься театром, не с точки зрения гениальности и таланта, а с точки зрения необходимости. Он становится на первое место в твоих приоритетах. Это я тоже поняла во время карантина, несмотря на тоску по сцене, по самому пространству, из тебя не исчезает профессия, если тебе она важна, даже если ты находишься в своих четырёх стенах.

За этот год я поняла, что если есть «хочу», ты способен на всё. Помимо основных предметов, которые выстраивают твоё тело, голос, разминают эмоции и энергию, есть много всего «необязательного», но безумно интересного, чему ты учишься.

Например, разбираться со светом или создавать медиа. Это «хочу» размывает вопрос о времени, когда ты настолько увлечён, что готов не спать, пока не удовлетворишься тем, что сделал, что хотел. 

Не хочется подводить черту, потому что у нас много творческих планов на лето и нет желания останавливаться на отдых. Хочется просто сказать «спасибо», потому что актёрско-режиссерский курс — ценное событие для каждого из нас. Хотя, наверное, когда-то оно станет исходным, ведь это только начало.

Поэтому мы очень ждём предстоящий weekend, но не торопимся, потому что важно сделать не поверхностно.
 

Читайте также:

6 вещей, которым научит актерско-режиссерский курс в ARTиШОКе

ARTиШОК совместно с ташкентским театром «Ильхом» сняли онлайн-сериал

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Какие брэйкеры могут представить Казахстан на Олимпийских играх

Какие брэйкеры могут представить Казахстан на Олимпийских играх

5 танцоров брейк-данс, о которых вы должны знать

5 минут
5 минут
«К нам идут за свободой»: как работает документальный театр 705 в Бишкеке

«К нам идут за свободой»: как работает документальный театр 705 в Бишкеке

Подробнее о государственной цензуре в стране, экспериментальных спектаклях и миссии театра.

4 минуты
4 минуты
Поделись заботой: NIVEA запустила масштабный проект для жителей Алматы
Партнерский

Поделись заботой: NIVEA запустила масштабный проект для жителей Алматы

Праздники закончились, но инициативы получили свое продолжение — рассказываем о той, которую еще можно успеть посетить!

1 минута
1 минута