«Быть или не быть»: популярные философские эксперименты и их объяснение

5 минут Анеля Балагозинова
«Быть или не быть»: популярные философские эксперименты и их объяснение

Философы веками бьются над разгадкой тайн человека. Чтобы приблизиться к истине, они создают мысленные эксперименты, в которых зачастую нет правильного ответа. Зато с их помощью можно чуть лучше узнать себя, понять социум по самым распространенным ответам и углубиться в дебри морально-этических дилемм. 

Рассматриваем популярные философские эксперименты и пытаемся понять, что они значат. Их не нужно воспринимать слишком буквально, а также не стоит искать подвох в вопросах — его нет. 

Проблема вагонетки

Поезд едет по рельсам. Впереди развилка: на путях, по которым вы едете, лежат пять человек, привязанные к рельсам, на других — один. Вы — машинист и перед вами стоит выбор — повернуть ли стрелку и убить одного, либо позволить умереть пяти людям. 

Одна из самых популярных философских дилемм — проблема вагонетки, которую придумала Филиппа Фрут.

В 81% случаев, опрошенные люди считали, что более приемлемый выбор — повернуть стрелку.

Более того, данный эксперимент был проведен в реальности. Перед испытуемыми стоял выбор: ударить током пять мышей или только одну. В два раза чаще люди предпочитали ударить током одно животное, а не пять, даже если в мысленном эксперименте они считали неэтичным первый вариант. 

Эта дилемма становится все более актуальной с развитием искусственного интеллекта и распространением беспилотных автомобилей. Людям, которые разрабатывают алгоритмы, важно дать ответ на вопрос: в случае аварии спасать пешеходов или пассажиров? Именно поэтому беспилотные автомобили пока что опасно выпускать на дороги без оператора и подстраховки. 

Благодаря таким экспериментам можно понять, какого подхода придерживаются отдельные люди и какие тенденции преобладают в обществе. В проблеме вагонетки сталкиваются утилитарный подход, согласно которому благо большинства будет предпочтительнее, а также деонтологический взгляд на мир Канта, который считал, что нельзя относиться к людям как к средству (в данном случае спасения других). 

Утилитаризм и деонтология не единственные точки столкновения в данной проблеме. Фрэнсис Камм поднимает вопрос о том, почему общество не осуждает убийство, если оно совершено во благо, а в каких-то случаях считает его неприемлемым. 

У этого мысленного эксперимента есть различные вариации, которые могут поменять отношение к ситуации. Например, перед человеком стоит выбор: позволить вагонетке убить пятерых, либо своими руками скинуть человека под поезд, чтобы его остановить. В данной ситуации процент уже меняется — меньшее количество людей готовы так поступить даже в мысленном эксперименте. 

 

Китайская комната

В закрытой комнате находится человек, который не знает китайский язык. У него есть инструкция, по которой он может писать правильные предложения, отвечать на вопросы и просить необходимые вещи. Пошагово он берет иероглифы, складывает их в нужной очередности, однако не понимает смысл. Иными словами, работает по алгоритму как компьютер.  
 

Данная проблема является особенно актуальной в последнее время — с развитием искусственного интеллекта все острее встают вопросы о сознании и его определении. 

Сёрл, автор эксперимента, предполагал, что тест Тьюринга неидеален, потому что его могут обойти программы с помощью правильно подобранного алгоритма. 

Также этот мысленный эксперимент ставит под сомнение утверждение философов-функционалистов о том, что человеческий мозг можно воспроизвести на других носителях, например, на компьютере. Джон Сёрл считает, что важную роль играют не только мыслительные процессы, но и их осмысленность, понимание, а также биологическое происхождение. 

Статью критиковал Деннет, аргументировав ложность выводов тем, что человек также не появляется на свет со знаниями — в этом искусственный интеллект и люди схожи. 

Этот мысленный эксперимент позволяет задуматься о том, что можно считать мышлением и вытеснит ли искусственный интеллект людей. 

Машина опыта Нозика

Существует машина, с помощью которой можно испытать любой опыт. Человек может выбрать себе жизненный путь, который захочет, после чего его отключат от реальной жизни и он будет жить в симуляции, при этом считая, что это и есть реальная жизнь. 

В свое время фильм «Матрица» и идея о том, что мы все живем в симуляции взорвали аудиторию. Роберт Нозик в 70-х годах двадцатого века затрагивал подобную тему. 

Несмотря на то что условия кажутся приемлемыми, многие люди не согласились бы на жизнь в симуляции, аргументируя это тем, что это будет не реальный опыт и у них не будет возможности принимать решения и строить свою судьбу самостоятельно. Даже если в симуляции человек принимает решения и не знает, что он живет в машине опыта, исходы действий в любом случае будут предопределены.

Так Нозик, философ-утилитарист, спорит с гедонистическим подходом, согласно которому только тот опыт, что приносит удовольствие в жизнь, является ценным. 

Болотный человек

Молодого человека убивает молнией в грозу, он распадается на атомы. Из этих атомов собирается его точная копия, которая ведет себя так же — окружающие не заметят изменений. 

Эту философскую дилемму описал Дональд Дэвидсон. Он ставит перед собой цель выяснить, будет ли этот человек, состоящий из тех же молекул и выглядящий так же, тем же человеком. Проблема, по его мнению, заключается в том, что у него нет своей истории, пережитых ощущений  сформированных понятий об окружающем мире. 

Некоторые философы соглашались с тем, что именно взаимодействие человека с окружающим миром, а также личный опыт, делают человека человеком; кто-то заявлял, что на такой абстрактный вопрос сложно найти ответ.

Больной скрипач

Человек просыпается в больничной палате и узнает, что его похитили. Рядом с ним лежит известный на весь мир скрипач, который умирает от тяжелой болезни. Врачи ставят перед вами выбор: уйти и позволить музыканту умереть, либо подключить его систему обеспечения жизни к себе на несколько месяцев, чтобы человек выжил. 

В русскоязычном сообществе этот эксперимент называется так, автор Джудит Томпсон же в оригинале публиковала эту статью под названием A defense of abortion.

В своей статье автор рассматривает допустимость и недопустимость абортов. По ее мнению, невозможно определить в какой момент времени плод становится человеком, которого нельзя убивать, при этом у женщины должно быть право распоряжаться своим телом.

Чтобы опровергнуть этот вывод, философы приводили разные аргументы: отказ предоставлять помощь человеку не равен убийству, а кто-то спорил с методом доказательства. 
 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей

30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...

5 минут
5 минут
Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?
Партнерский

Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?

Про онлайн-курсы в Казахстане сегодня говорят много и с разных сторон. Есть факт: рынок постепенно, но уверенно растет...

7 минут
7 минут
Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы

Общественный фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке лидера индустрии цифровых платежей Visa и бренда Tic Tac организовал...

2 минуты
2 минуты
Чем отличаются регионы Казахстана

Чем отличаются регионы Казахстана

Вы когда-нибудь замечали, как сильно отличаются разные уголки одной страны? Взять к примеру, Казахстан, разделенный на 17...

23 минуты
23 минуты