Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»
В новом материале Кристина Михайлова, основательница Women make docs, беседует с режиссеркой Маликой Мухамеджан о фильме...
Полнометражный фильм «Так себе зима», который попал в программу ACID Каннского кинофестиваля снимали в тяжёлых условиях. «Всё в этом проекте было сложно», — комментируют режиссёр Ольга и оператор-постановщик Айгуль. Сценарий написали отталкиваясь оттого, что бюджет ограничен, съемки проходили зимой в доме без отопления. В команде из десяти человек оператор-постановщик был заодно линейным продюсером, а художник-постановщик следил за административной частью и занимался обогревом комнат. Фильм снят на собственные деньги, часть которых ушла на аренду помещения и покупку обогревателей. «Степь» решила узнать больше о создателях картины и их детище, которое они называют «заявлением о начале феминистского кино в Казахстане».
Ольга: Я родилась и выросла в Уральске. После окончания университета в 2010 году приехала в Алматы на курсы Дарежана Омирбаева, который дал мне базовые знания в кино. В 2011 году я попала на курсы Asian Film Academy при Пусанском кинофестивале, в 2016 получила степень магистра по специальности «Режиссер кино» в Академии искусств имени Жургенова, а два года назад прошла по образовательной программе Berlinale Talents при Берлинском Международном кинофестивале.
Свой первый фильм я сняла в 2010 году. С тех пор регулярно снимаю короткий метр, документальное и игровое кино. Мои короткометражки уже попадали на кинофестивали, а «Так себе зима» — первый полнометражный фильм. Картина в хорошем смысле нонсенс для Казахстана, потому что режиссер, сценарист и оператор-постановщик — женщины. Для нашей команды это больше, чем просто показ, этой картиной мы объявляем начало движения феминистского кино в Казахстане. Мы призываем всех режиссеров к равноправию на съемочной площадке и к тому, чтобы в отечественном кино было больше сильных женских персонажей.
Если спросить меня, о чем картина, я могу ответить по-разному. Для меня это фильм о девушке, которая возвращается в город своего детства, понимает, что в прошлое невозможно вернуться и кардинально меняется. В картине нет ни одного положительного персонажа — все они неправы и правы одновременно. Главную роль сыграла Толганай Талгат, которая снялась практически во всех моих картинах.
На Каннском кинофестивале есть основная и три дополнительные программы: Двухнедельник режиссеров, Неделя кинокритики и ASID — программа, организованная Ассоциацией независимых кинематографистов, в которую мы попали. Программа ориентирована на продвижение фильмов — после кинофестиваля организаторы проведут re-run. Девять отобранных картин (среди которых и наша) покажут в городах Франции, проведут встречи с прессой и зрителями. Отобранные картины будут продвигать в течение года. На кинофестивале наш фильм покажут четыре раза во время второй недели, но точные даты нам пока не сообщили. Сейчас мы ведём переговоры, чтобы картину как можно скорее показали и в Казахстане.
Участие даёт шансы на дистрибуцию фильма и возможность найти продюсеров для следующих проектов. Чтобы получить хорошее финансирование для картины, нужно потратить около пяти лет (обращение в фонды, поиск продюсера и инвесторов). У меня от такого ожидания будет «творческий зуд» — мне лучше снять фильм с небольшим бюджетом, чем так долго добиваться финансирования. Наш следующий проект — полнометражный фильм, который мы будем снимать на смартфон этим летом. Спойлер: картина будет снята в одной локации и в ней снимутся только два актёра.
Мы продолжим снимать в Казахстане, чтобы менять киноиндустрию и создавать сильные женские персонажи в кинематографе.
Айгуль: В Казахстане операторы сначала снимают для себя, зарабатывают на тоях, потом попадают на съемочную площадку где «таскают свет» (Прим. ред. носят световую аппаратуру), становятся ассистентами оператора и после становятся операторами-постановщиками. Окончив университет, я поняла, что этот путь не для меня. Чтобы обойти эту систему, я решила бесплатно снимать авторское кино. Так, я могу творить и занимать желаемую позицию. Как оператор-постановщик я могу добавлять смысл в кадре или усиливать существующий через свои композиции. До этого я работала художником-постановщиком на съемках «Бойжеткен» и «Дневники безумной женщины». Участие в кинофестивале — подтверждение того, что путь, который я выбрала — верный.
В этом году в разные программы Каннского кинофестиваля попало несколько казахстанских работ, среди которых короткий метр Жаннат Алшановой «Конец сезона».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)