Qazaq Indie: Есть ли будущее у казахстанской музыки?

12 минут Леон Ерметов
Альтернативный текст

Qazaq Indie — это одно из самых больших музыкальных объединений Казахстана, которое занимается продвижением музыкальной индустрии в стране. Основная цель сообщества — поддержка независимой отечественной культуры.

Своё начало Qazaq Indie берёт в 2016 году с созданием одноимённого паблика VK, но отсчёт ведётся с 30 декабря 2017 года, когда прошёл первый концерт. Это событие ознаменовало их не просто как группу в интернете, а как самостоятельную творческую организацию.

В паблике Qazaq Indie обозревает малоизвестных отечественных музыкантов, организует собственные фестивали и занимается продвижением таких групп, как «Опиа», Remedios Inmortales, sobakasoma. 

Слово «инди» в названии, по словам руководителя Qazaq Indie Руслана Якупова, говорит не о жанре, а о независимости музыки, которую они распространяют. Более того, со временем в паблике даже исчезла графа «жанр».
 

— Можно ли назвать Qazaq Indie лейблом?

Да, и вскоре мы планируем официальный запуск. Не самое простое время для музыкальной культуры, но когда оно было простым? Мы выросли из независимого музыкального объединения, одноимённого паблика в VK и инициативы группы неравнодушных людей.

Как лейбл, на сегодняшний день мы выпустили три релиза: два мини-альбома группы Remedios Inmortales и дебютный альбом проекта sobakasoma. Кроме помощи в дистрибуции музыки мы занимаемся менеджментом нескольких групп: Remedios Inmortales, the Ravenmockers, «Опиа», sobakasoma. В ближайшие месяцы запланированы релизы проектов «Балхаш снится», «молокоэтажка», «Опиа», Blake Inmortales, the Ravenmockers.

Не очень люблю термин «продюсирование» в данном контексте, так как он относится, скорее, к деятельности саундпродюсера. В нашем случае это менеджмент и букинг артистов.

— Не было ли страха разочарования, что всё это не приобретёт популярности?

В любом деле бывают моменты эмоционального выгорания и усталости. К тому же, всё, чем мы занимаемся, в нашей стране пока находится на стадии зарождения и требует большого количества времени и усилий для продвижения.

Но мы любим то, что делаем: любим музыку и это мотивирует к дальнейшей работе.

Читайте также: Постпанк в Казахстане: 5 самых интересных отечественных постпанк проектов

— Сколько вы провели концертов под эгидой Qazaq Indie и с какими трудностями сталкивались при их организации?

Более 20 концертов. Это были выезды наших музыкантов в другие города Казахстана и Кыргызстана, помощь в организации музыкально-поэтических перформансов «СЛОГ» и экспериментальная шоукейс-программа в рамках фестиваля ‘STYQ.

Самая большая трудность — это финансы, дороговизна аренды музыкального оборудования. Мы только набираем обороты и не так много спонсоров заинтересованы в альтернативной и экспериментальной музыке. Большинство наших мероприятий были организованы «в ноль» и в убыток.

— Мы наблюдаем небывалый интерес к нашему хип-хопу в России, но почему местные музыканты достигли популярности благодаря зарубежному интересу?

Из внутренних проблем рынка у нас, прежде всего, низкий уровень музыкальной культуры и культурной жизни в стране, в сравнении с той же Россией. Практически отсутствуют независимые площадки для выступлений музыкантов и финансирования сферы. Нет профессионалов — не только организаторов, но и профессиональных звукорежиссёров и так далее.

— Почему локальная музыкальная культура — местные группы, лейблы и фестивали — появилась только в конце десятых годов? Как повысить этот культурный уровень?

К сожалению, всё происходит стихийно несмотря на то, что групп, как нам кажется, стало больше. О них стали больше говорить, но это ещё не музыкальная сцена, и тем более не новая волна.

В той же России есть развитая инфраструктура, то есть фестивали, туры, концертные площадки. У нас же это замкнутая тусовка.

И конечно, нужно больше площадок. У нас их одна-две, а всё остальное это бесконечное количество баров, в которых группы играют каверы и авторские произведения там не интересны. Одним из самых больших источников прибыли для музыкантов является продажа авторских прав. У нас не соблюдаются права музыкантов, а группа и площадка не задумываются о том, что нужно покупать авторские права, как это происходит в Европе.

На развитие музыкальной культуры также повлияло появление телеканала Gakku. Даже учитывая то, что это поп-музыка, она дала опредёленный толчок в развитии. Массовый зритель видит другие альтернативные группы на их сцене.

Немаловажен и сам язык, и здесь надо отдать должное группам Moldanazar и Ninety One. Благодаря им наша сцена состоит не только из старого русского рока. Сейчас, независимо от того, на каком языке выступает группа, приходит разная аудитория и знакомится друг с другом. Это очень важный процесс.

Молодое поколение заметно повлияло на нынешние изменения. Их вкусы сформировались на просторах социальных сетей и интернета, а не за счёт монополии радио и телеканалов. 

Читайте также: Новая искренность: Как Галымжан Молданазар и Ninety One совершили культурную революцию в музыкальной индустрии Казахстана

Во все времена в стране стихийно возникали интересные музыкальные группы и объединения. Например, группы «Эклектика» , «Buhar Jerreau» или джаз-ансамбли «Бумеранг» и «Медео». Но, как мы видим,  у нас так и не образовалась сплочённая музыкальная «сцена» и сообщество вокруг неё. Как и сейчас, несильно была развита музыкальная жизнь, скорее, отдельные «тусовки».

Для дальнейшего развития необходимы не только фестивали и независимые площадки, но и сплочённость коммьюнити. Даже в Алматы их количество можно пересчитать по пальцам. Имеет значение и готовность слушателей платить за концерты — до сих пор далеко не все готовы заплатить за выступление и 3 000 тг.

В итоге мы находимся в той ситуации, где наши музыканты не могут заработать на своём творчестве, но вынуждены играть каверы, хотя без покупки авторских прав это нелегально. 

— Насколько это может быть коммерческой историей в Казахстане? Могут ли молодые музыканты заниматься творчеством и зарабатывать этим на жизнь?

Это зависит от многих факторов и отдельно взятого музыкального проекта, его формата и стратегии выхода на «музыкальный рынок». Мы запускаем наш лейбл, поставив перед собой в том числе цель монетизировать сферу альтернативной и нишевой музыки.

Музыкальная сфера сейчас настолько разносторонняя, что каждый может найти себе место.

Но, как я говорил ранее, в начале нашей деятельности для нас даже остро стоял вопрос места выступления, не говоря уже о поиске способов выйти «в плюс». Но всё меняется, благодаря нашим партнёрам и прежде всего зрителям, мы можем развить сферу в коммерческом плане.

— Будет ли развиваться музыка за пределами Алматы? Что для этого нужно?

Опять же, талантливейшие музыканты живут у нас по всей стране. Но развитие сцены пока возможно только в Алматы и Астане. В этих городах есть хоть какие-то фестивали и площадки — а это, повторюсь, главный фактор для развития.

Читайте также: Смыслы по Корану, атмосфера по Хичкоку, музыка по-казахски: Всё о магии «масла черного тмина»

— И тема, которая затронула нас всех. Как на музыкальную культуру повлиял карантин? Приведёт ли это к каким-либо изменениям?

Мы также продолжим нашу работу. Отчасти эта ситуация выделила нам время, чтобы заняться организацией лейбла, планированием будущих релизов и концертов, которые, надеемся, вернутся к нам как можно быстрее.

Нам важно сейчас поддержать те немногие инициативы и людей, которые способствуют развитию независимой культуры в нашей стране. Прежде всего, это независимые площадки, такие как пространство «Трансформа». Сегодня она является для нашего города едва ли не единственной открытой для нас. Надеемся, что ситуация разрешится достаточно быстро и мы сможем вернуться к нашим зрителям с концертами и фестивалями.

 

 
 
 
 

Статьи STEPPE

Корона-амбассадор: Кто теперь главный на рынке инфлюенсеров?

Директор блогерского агентства 2any1COM agency Анжела Айханова рассказывает о том, кто и как развивает инфлюенс-маркетинг в условиях пандемии.

10 минут
10 минут
Партнерский

Как устроен мир кукольников в Казахстане и как создаются авторские куклы?

Поговорили с мастером Жанной Джанаевой и узнали, сколько стоит создание одной куклы, как долго их изготавливают и правда ли, что куклы могут лечить.

18 минут
18 минут

Не поступить — не страшно: Зачем нужен gap year?

Три героя рассказывают о своём опыте и делятся мыслями с будущими выпускниками.

14 минут
14 минут

COVID и Голиаф: Почему я полюбил теории заговора

Главный редактор «Степи» Данияр Косназаров рассказывает о привлекательности теорий заговора про чипирование, коронавирус и зараженные бананы.

20 минут
20 минут