Смыслы по Корану, атмосфера по Хичкоку, музыка по-казахски: Всё о магии «масла черного тмина»

10 минут Нурдаулет Нариманов
Смыслы по Корану, атмосфера по Хичкоку, музыка по-казахски: Всё о магии «масла черного тмина»

В начале прошлого года музыкант из Караганды «масло черного тмина» имел два пути развития своей творческой карьеры: выпустить релиз, напичканный  композициями в лучших традициях трека «Что для тебя красота», при этом так и не раскрыться как исполнитель, либо представить общественности авторский альбом, который будет в корне отличаться от всего выпущенного ранее и точно не понравится половине его слушателей.

Айдын выбрал второй путь, сбросил тяжёлый груз беллетристики и выпустил дебютную, очень тяжелую нуар-пластинку kensshi, которая сочится отсылками к Корану, родному краю и сюрреалистичному кино. 


Начало

Музыка и стиль МЧТ появились далеко не за одну ночь. Свои строки он точил на протяжении пяти лет, во время которых сменил две тональности и четыре никнейма.

Во ВКонтакте осталось два паблика с ранним творчеством Айдына: Dokka Rise Official Page и Dokka Rise|zulkar.9|Itch Yes|FAN CLUB

Под первым никнеймом Dokka Rise Айдын в течение шести лет выпускал окологаражный рэп с отсылками к футболу и известным политическим лицам.

Помимо этого, он выпускал клипы: вот, допустим, доступ по ссылке на его трек «Чистосердечное», в котором он в грубой форме выражает свои мысли и недовольство в адрес девушки, сидящей напротив. Масло черного тмина ещё не растеклось по его музыке.

Но гораздо интереснее творчество его двух последних никнеймов: zulkar.9 и itch.yes. Оба служили Айдыну недолго, но они запечатлели в себе переход из «пацанского рэпа» в то, что он делает в роли «масла черного тмина». Тут и Ельцин-флоу, ставший его атрибутом позже, и тот самый нуарный вайб, которым наполнена музыка «масла». 

Активность под этими никами датируется с 2016 по 2018 годы, в это же время в хип-хопе постсоветского пространства начал активно расти интерес к клауд-рэпу. Возможно, изменения в звучании карагандинца связаны с общим трендом рэп-сцены в этот промежуток времени.

Из интересного можно отметить ремейк Айдына Нуралина на композицию Скриптонита и PHARAOH «Твоя сука», где Айдын повторяет мотивы оригинала, но уже в своей фаст-флоу подаче. 

Также мне удалось поговорить с людьми, которые были знакомы с Айдыном Нуралиным ещё задолго до появления образа «масла черного тмина».

«Да вполне себе обычный парень, который трудился и писал музыку старательно и долго. На тот момент у нас не было каких-то характерных черт, что-ли. Просто старались, просто делали. И из этого что-то выходило», — баттл-рэпер Одиннадцатый, а тогда битмейкер Hooligan, сводивший песни Айдына.

«Он разный. И вспыльчивый, и спокойный. Мог часами писать тексты и потом до победного записывать так, как ему хотелось. Не жалел сил на свои песни и всегда доводил до идеала, который ему представлялся. Особо чего-то невероятного, кроме того, что он очень хороший человек, я не могу рассказать. Мы общались и делились мыслями. Он и после того, как наша компания разошлась, интересовался здоровьем моей мамы и моими делами», — говорит девушка, которая была в близком окружении Айдына, но пожелала остаться анонимной. 

Название

Айдын говорит, что название родилось случайно.

«В один день я читал про пирамиду Маслоу, а потом увидел масло черного тмина у себя на полке дома. Понял, что само название звучит благородно. Оно и оригинальное, и несет смысл. Моя музыка лечит меня самого — как масло черного тмина».

Название и правда многое объясняет: эта музыка вязкая, обволакивающая, с почти физически уловимой текстурой. Тяжелая — не потому что давит, а потому что тут кожей чувствуешь каждый удар барабана.

Песни МЧТ витают в дымке, голос Айдына утоплен в эффектах, шумах, он будто пытается спрятаться. Здесь сложно разобрать текст, и поначалу я слушал эти песни, просто игнорируя слова, но Айдын признаётся, что для него они крайне важны.

Кадр из фильма kensshi

Ислам и kensshi

Бывшие одноклассники рассказали, что в юности Айдын был очень религиозен и читал пятикратный намаз. Интерес к религии сильно помог парню выстроить концепцию его будущего альбома.

Да, именно религию Айдын взял за основу образа «масла черного тмина» и эту идею он никогда не предавал, интегрируя её во все свои грандиозные начинания, и пластинка kensshi не стала исключением.

Кадр из клипа «спи, человек»

Всё начинается с его фейковой фамилии Закария, которую большинство считают настоящей.

На самом деле мы имеем дело не с Айдыном Закарией, а с Айдыном Нуралиным. Закария — это имя одного из исламских пророков, который был отправлен Всевышним в Израиль, чтобы тот направил израильский народ в правильное русло веры.

Следующую подсказку к гипотезе об исламе даёт нам сам Айдын, который начал промо-кампанию своего альбома именно с цитаты из Корана.

Скриншоты из паблика «масла черного тмина» ВКонтакте

Это явный пример того, как Айдын оставляет отсылку на тридцатую суру «Ар-Рум» и её 49 аят, а через два месяца сам расписывает сказанное в этом аяте. Если обратить внимания на дату второго поста, то это считаные часы до официального выхода пластинки kensshi в сеть.

Скорее всего Айдын хотел обыграть этот отрывок, будто речь в Коране идет о его дебютном альбоме. Интересный и смелый подход, однако большинство его слушателей намека так и не поняли. 

Если пройтись по самому kensshi, то и в нем укладывается десяток отсылок к священной книге мусульман. С этой стороны Айдын молодец, потому что в рэпе на русском мало кто строит свою музыку, опираясь на священные писания.

Кадр из фильма kensshi

Никто не ждал от «масла черного тмина» такого подхода к слову и формам, в корне отличающихся от того, что было на мини-альбоме agiss. Этим и объясняется то негодование и гул слушателей, чьи ожидания от альбома были параллельны с замыслом самого творца. 

«Вам бы не дали и выемки на финиковой кости» — строчка из трека oobatz. Прямая отсылка к культуре мусульман, где финик как фрукт играет первостепенную роль в пище мусульманина во время поста. Этой строчкой Айдын хотел сказать, что те, кто хотят быть выше, чем кто-то другой, не получили бы даже остатки финика. Сила божья, в его понимании, выше, чем чьи то амбиции. 

Выпуская первой экранизацию на не самую флагманскую композицию с альбома, «спи человек»,  Айдын подтверждает серьёзность своего замысла и подрывает нервы слушателя, ждавшего клипы в первую очередь на потенциальные шлягеры.

Альбом kensshi изначально не претендовал на статус «альбома года», и в этом его красота. МЧТ как был в самых недрах андеграунда, так и остался. Ему не нужна лишняя популярность, которая может пошатнуть его анонимность. Он абстрагировался от слушателя и не контактирует с ним напрямую. Для него важнее само творчество, а не коммерческие детали или мнение «верных» его музыке. 
 

«Из эссенции глины, о чём твоя песня?

Тебя поместили в надёжное место.

От капли до сгустка, кусочками плоти,

Доброе утро, спокойной ночи»

 

«спи человек» отражает в себе форму всего альбома. Это спокойный, но в тоже время напряжённый до предела нуарный мотив с нотками джаза, который шепотом раскрывает идею всего альбома и отсылает нас к строчкам из Корана. 
 

(38-я сура «Сад», 71 и 72 аяты) 

إِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِن طِين

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины».
 

فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِي فَقَعُوا لَهُ سَاجِدِينَ

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц».

 

В фильме kensshi от Айсултана большой кусок материала также был отдан мотивам из Корана. К примеру, в клипе можно увидеть ремейк процесса «Таваф», означающий ритуальный обход верующими Каабы против часовой стрелки. Однако, в центре мы видим Айдына, а вокруг него полулысых подростков.

Эту сцену можно трактовать как олицетворение современного тренда на выбор идолов. Подростки, подстриженные как Айдын и обмазанные маслом черного тмина, его музыкой, готовы ради своего кумира даже на массовую драку между собой. Они его боготворят, считая новым приходом «высших сил».

Дополнить об отсылках к Корану помог материал The hasper.

Однако, при смене композиции строчки с «незаметно» говорят сами за себя:
 

«Твоё имя здесь забудут так просто

Ты останешься как будто в подписках

Ты останешься как будто в набросках

А может быть и в этой куче артистов

В толпах подростков

Но ты лишь умираешь сейчас

Умираешь сейчас, умираешь сейчас»

 

Можно сколько угодно восхищаться тем, как точно Айдын показал эту современную тенденцию на идолов через ритуал из ислама, а позже,  как бы обращаясь к самому себе, уверяет, что эти «верующие» пропадут при первой потере хайпа вокруг его музыки. 

В этом заключается идеология kensshi. Это альбом не для мимолетных фанатов, которые не понимают ничего в музыке и меняют кумиров как перчатки. 

kensshi — это то, что должно надолго запомниться и оставить свой след в музыкальной индустрии.

Казахская классика

Не отходя от фильма kensshi хочу обратить внимание на то, как бережно Айдын Нуралин относится к культуре Казахстана и интегрирует её в свое творчество. 

На первый взгляд kensshi похоже на какое-то слово из японского языка, но нет, на самом деле это казахское слово «кеншi», которое переводится как «шахтер» или «горняк». Это прямая отсылка к родному городу музыканта — Караганде, славящейся своим угольным бассейном.

В начале фильма смотрящий слышит отрывок из песни «Сагындым сенi» легендарной группы Дос-Мукасан, а в конце — песню «так за кого же болеть на этой земле», исполненную на домбре, казахском национальном инструменте. 

Дос-Мукасан — советский, казахский вокально-инструментальный ансамбль, созданный студентами Казахского политехнического института в 1967 году в Алма-Ате.

Это всё не с проста. В интервью для PORNOCAST осенью 2018 года Айдын рассказывал о том, как он восхищается казахской национальной музыкой и считает свою музыку лишь блеклой тенью того, что делали наши предки. Тогда он и делился планами, что хочет попробовать как-то добавить её в свою музыку. Через год это переросло в трек sagyndym на крайней пластинке и dombra-version «так за кого же болеть на этой земле». 

Уже после выхода пластинки Айдын записал композицию, где он в своей традиционной манере неожиданно для всех читает стих великого казахстанского поэта Мукагали Макатаева «ей, өмір» на казахском языке. Это стих поэта, который очень много страдал по поводу того, что его работы не публикуют, а годы текут со скоростью течения реки. Скорее всего, Айдын выбрал произведение Макатаева, потому что видел схожесть между своим настроением и настроением поэта.

Вдохновение

Вообще, создается впечатление, что Айдын черпает своё вдохновение не только из казахской национальной музыки, а из всего, что связано с трип-хопом и джазом, начиная от Portishead, которых он называет любимыми, и заканчивая джазом Nina Simone.

Но кинематограф Альфреда Хичкока стал для него эталоном по двум понятным причинам: Сэр Хичкок — мастер саспенса и гений нуара. Эти же стили «масло черного тмина» хотел воспроизвести во многих треках kensshi и сделал это успешно. В честь своего кумира Айдын даже записал песню-трибьют SAJH (Sir Alfred Joseph Hitchcock).

«Папа, ты — мать моего хип-хапа», — читает Айдын в SAJH. 

Другим в своем роде трибьютом является песня «без названия», сэмплом которой, по моим предположениям, выступила композиция Freshly Squeezed из культового американского сериала Twin Peaks. Режиссер этого сериала не менее культовый — Дэвид Линч, живая легенда сюрреалистического кинематографа.

За экранизацию композиции «без названия» взялся известный режиссер  Ладо Кватания. С начала клипа сразу же можно почувствовать этот линчевский почерк, которым пропитана работа. Лейтмотивом клипа стала безысходность. 

После всего этого не остается вопросов как Айдын стал настолько обсуждаем. Это работа над собой и глубиной своего творчества.

Безусловно, «масло черного тмина» сумел показать многогранность своего творчества в альбоме kensshi, выход которого можно назвать событием года для современного казахстанского искусства. Пластинка получилась очень плотной по содержанию и богатой на свежие идеи в работе над словом. Айдын сделал правильный ход, когда вне зависимости от желания комьюнити выпустил альбом, который невозможно повторить.

«масло черного тмина» — это музыкант, за которым обязательно стоит следить в 2020 году. Он делает музыку с Хаски, про него пишет российский Esquire, а лучшие режиссеры СНГ уже записали с ним по клипу. Почему ты его ещё не слушал?

 

 

 

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

69+: существует ли секс на пенсии?

69+: существует ли секс на пенсии?

В нашем обществе принято считать, что жизнь после 60 лет уже идет на спад. Что происходит с сексуальным желанием у мужчин и женщин в пожилом возрасте — в новом материале из колонки про секс и отношения.

7 минут
7 минут
Вопрос эксперту: станет ли Казахстан мусульманским государством?

Вопрос эксперту: станет ли Казахстан мусульманским государством?

Что происходит с исламом в Казахстане, почему нам не хватает религиозного образования, чем зарегистрированные конфессии отличаются от незарегистрированных и грозит ли стране потеря светскости.

15 минут
15 минут
Колонка про отношения и секс: как распознать зачатки сексуальных расстройств в детстве?

Колонка про отношения и секс: как распознать зачатки сексуальных расстройств в детстве?

Рассказываем об этапах сексуального развития ребенка, нормальном и проблемном сексуальном поведении и при чем тут Джеффри Дамер.

9 минут
9 минут
«Чтобы проверить, склонен ли партнер к насилию, попробуйте его спровоцировать»: что мне посоветовали во время звонка на телефон доверия 150

«Чтобы проверить, склонен ли партнер к насилию, попробуйте его спровоцировать»: что мне посоветовали во время звонка на телефон доверия 150

Пересказываю отрывки из моего диалога с психологом, работающим на телефоне доверия 150, и описываю, как я себя чувствовала спустя 45 минут телефонной психотерапии на сервисе психологической помощи в Казахстане.

9 минут
9 минут