«Извини, квир мы не снимаем»: как создавать ЛГБТК+ фильмы в Казахстане

7 минут Молдир Мухит
«Извини, квир мы не снимаем»: как создавать ЛГБТК+ фильмы в Казахстане

Асель Аушакимова — выпускница киношколы «Сталкер» в Алматы и международной академии кинобизнеса Пусанской азиатской киношколы. Она режиссерка фильмов «Я устал» (2017), «Новости» (2018), Welcome to the USA (2019) , «Товарищ полицейский» (2020).

Мировая премьера ее первого полнометражного фильма «Welcome to the USA» состоялась в рамках американского кинофестиваля AFI Fest 2019 (New Auteurs). Это первый полнометражный фильм в Казахстане с главным героем из ЛГБТК+ сообщества. Он был удостоен Приза Большого жюри как лучший международный художественный фильм на фестивале ЛГБТ-кино NewFest в Нью-Йорке 2020. Асель также участвовала в Berlinale Talents 2022, Connecting Cottbus 2021, Meetings on the Bridge 2021, BOAT Meeting 2020, Script POOL Tallinn 2018 и Eurasia Spotlight 2017. Сейчас Асель работает над своим вторым полнометражным кинопроектом, который был выбран для участия в Biennale College Cinema 2020-2021 МКФ в Венеции.

Мы поговорили с Асель о ее творчестве, сложностях финансирования фильмов в Казахстане и других особенностях отечественной киноиндустрии. 


О пути из банковской сферы в режиссуру

По образованию Асель финансист. Она окончила КазНУ им. аль-Фараби, а после 10 лет работы в банковской сфере вышла в декретный отпуск и поняла, что не хочет возвращаться на прежнюю работу.

Асель была фанаткой кино с детства. В 2015 году она увидела объявление о наборе желающих в киношколу «Сталкер» на годичный курс режиссуры. «Отчасти обучалась я для того, чтобы в Казахстане мне не тыкали, что у меня нет образования. У нас многие кинематографисты любят говорить, что не надо финансировать специалистов без образования», — рассказывает Асель.

«Я пошла на продюсера. Побоялась идти в режиссуру, так как считала, что для этого нужен определенный талант. Мне казалось, что я не обладаю такими способностями, но вскоре поняла, что это не так и сняла свое первое кино», — говорит Асель.

Я стала режиссеркой спонтанно и сама себя продюсировала.

В прошлом году девушка также прошла обучение в Международной Академии бизнеса Пусанской азиатской киношколы, где готовят продюсеров, готовых к международной копродукции.

О смыслах кино

В первом короткометражном фильме Асель «Я устал» рассказывается история гея-мусульманина, который после работы идет к любимому мужчине. Режиссерка показала двойную жизнь, которую вынуждены вести персоны ЛГБТК+ в Казахстане, а также затронула тему взаимоотношений представителей сообщества и религии. 

«Я считаю себя частью квир-сообщества и для меня важна репрезентативность квир-персон в кино. Не вкладывала особых смыслов в этот фильм и считаю его достаточно слабым. Возможно, первоначальная идея была интересной. Если бы снимала сейчас, то выстроила все по-другому», — подчеркивает Асель.

Асель снимает обо всем, что ее интересует. В планах режиссерки — создание комедийного сценария без какого-либо намека на политику, но пока написать такой сценарий у девушки не получается. 

Мне кажется, у нас в Казахстане, независимо от организации, нужны определенные связи.

Самым большим проектом в карьере Асель стал фильм «Welcome to the USA» о квир-девушке. Он показывался в нескольких городах Казахстана и, по мнению режиссерки, прокат оказался неудачным, в том числе из-за работы дистрибьютора.

С этим проектом Асель участвовала в питчинге Евразийского кинофестиваля. Уже после питчинга девушка решила изменить сценарий картины и сконцентрировалась на теме эмиграции в Америку. Фильм рассказывает историю 36-летней Алии — представительницы ЛГБТК+ сообщества, много лет проработавшей в банке и выигравшей в лотерее Green Card. До переезда в США ей остается полгода. В центре сюжета — взаимоотношения Алии с близкими. У нее больная мать и сестра, чей муж-мусульманин только что взял вторую жену, а также друзья из квир-сообщества. 

Это один из первых казахстанских фильмов, отражающих многообразие нашего общества.

«Широкая казахстанская аудитория, как мне кажется, восприняла мой фильм достаточно равнодушно, как будто каждый год в нашей стране выходит кино о квир-персонах. Казахстанская кинотусовка тоже крайне негативно отнеслась к фильму», — считает Асель. 

25 октября 2020 года фильм получил приз 32-го ежегодного Нью-Йоркского ЛГБТ-кинофестиваля в номинации «Лучший иностранный фильм». Права на этот фильм были проданы Польше и сейчас он доступен на польских стриминговых площадках.

На этапе поиска финансирования режиссерка обращалась за поддержкой в различные фонды, например, Сорос-Казахстан, Британское консульство и другие международные организации, но везде встречала отказ. 

Асель уже второй год ищет инвесторов и продюсеров, готовых поддержать её второй полнометражный фильм — это будет трагикомедия о журналистке. 

Об особенностях финансирования кино в Казахстане 

«Четыре года назад в Казахстане появился фонд «ГЦПНК». Планировалось, что он в значительной степени изменит структуру финансирования отечественного кино. Однако пока я не заметила изменений. Поменялся лишь орган, который распределяет эти деньги. Можно сказать, что появились новые молодые лица, но за этими молодыми стоят уже знакомые имена продюсеров. Если бы я подружилась с этими продюсерами, возможно, тоже бы получила финансирование. Иностранные фонды готовы финансировать казахстанских кинематографистов, во-первых, если у тебя есть имя и часть финансирования тебе выделяет твое государство. Если у тебя нет финансирования в твоей стране, хотя бы определенного процента, то иностранные фонды вряд ли дадут деньги», — рассказывает героиня. 

У нас это работает так: если тебя признали на западе, значит все, можно вкладываться. Здесь все связано.

О продвижении фильмов на международных фестивалях

Когда Асель с фильмом впервые участвовала в фестивале международного уровня, она не до конца понимала, как устроен процесс дистрибуции. Сейчас же режиссерка знает, как продвигать свой фильм.

«В первую очередь, все зависит от формата фильма — авторский, фестивальный или коммерческий. Если картина авторская и фестивальная, надо работать с sales-агентами, дистрибьюторами. Впрочем и в случае коммерческих фильмов также необходима работа с sales-агентами и дистрибьюторами, но, как правило, наши коммерческие фильмы не интересны международному рынку, тем более — фестивалям. Сложно продвигать фильм, если у тебя ограниченный бюджет. В Казахстане к сложностям продвижения и ограниченному бюджету добавляется наличие острых политических тем и квир-тематика. Я встречалась с известными казахстанскими операторами, которые мне однажды сказали: «Извини, но квир мы не снимаем». У нас много опытных операторов, художников и они либо не открыты к подобным темам, либо ожидают больших гонораров. Для меня важно работать с профессионалами, которые готовы снимать о разном», — говорит режиссерка. 

Сейчас Казахстан борется за возрождение духовных ценностей, а защита прав и интересов квир-сообщества не очень вписывается в эти ценности.

«Государство не финансировало и никогда не будет финансировать такую тему, а с частным финансированием в Казахстане сложно. Например, в России есть фонд «Кинопрайм», который поддерживает кино на самые разные темы. У нас в Казахстане нет такого фонда, который бы привлекал инвесторов и финансировал бы фильмы. Частные инвесторы, как правило, поддерживают стандартное коммерческое кино. Это объясняет некоторую ограниченность тем. Я как зритель предпочитаю смотреть авторское кино. Нашим, отечественным кино никогда не интересовалась до тех пор, пока не пришла в индустрию. Предпочитаю снимать фильмы, которые зацепят меня, как зрителя. Например, комедия «Бизнес по-казахски» мне абсолютно неинтересна. Я бесплатно смотреть не буду, не то, что идти в кинотеатр и платить за это деньги», — подчеркнула Асель.

«Если говорить о казахстанских режиссерках в авторском кино, то в первую очередь, я бы выделила Жанну Исабаеву, которая уже эмигрировала из Казахстана. Также знакома с творчеством Ольги Коротько, Шарипы Уразбаевой, Айжан Касымбек, Жаннат Алшановой. Обидно, что государство в основном никак не поддерживает их творчество, за исключением Айжан Касымбек», — отметила героиня.

О том, что делать начинающим режиссерам

«Прежде всего, делайте и снимайте то, что вам интересно. Сложно давать советы, так как я не люблю это делать. К тому же все очень индивидуально. Из общих рекомендаций: нужно запастись терпением, найти интересного сценариста или самому учиться писать сценарий, найти продюсера, который будет вас поддерживать, читать англоязычные индустриальные издания типа Screen, Variety, Deadline, участвовать в питчингах, мастерских, изучать рынок копродукции.

Есть три самых крутых и важных фестиваля, которые всегда будут актуальны: Каннский, Берлинский и Венецианский. Чуть ниже по степени важности и престижности — «Сандэнс», Роттердамский, Локарнский, Таллиннский, Варшавский, а также фестивали в Карловых Варах, Сан-Себастьяне и Коттбусе.

Работа в киноиндустрии, особенно — в казахстанской, очень сложная. Необходимо много терпения. Стоит оно того или нет — каждый решает сам».

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

О запуске стартапа в сфере блокчейн и развитии IT-бизнеса на международном рынке.

5 минут
5 минут
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты