Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Богатство и своеобразие казахской культуры — неоспоримый факт, подтвержденный многочисленными исследованиями, археологическими находками, литературой и искусством. Каждый год мы узнаем что-то новое о тех вещах, которые нам казались привычными и даже обыденными.
Понимая, что с приведенными нами понятиями вы можете не согласиться, мы предлагаем вам принять участие в дальнейшей судьбе этого материала и рассказать в комментариях или на ваших страницах в соцсетях, какие понятия вы считаете важными в казахской культуре. Не забудьте отметить нашу страницу.
Для казахского народа орнамент никогда не выполнял чисто декоративную функцию — за каждым из них скрывается история, интересная символика и даже ритуально-магическое значение. Например, в основе многих орнаментов казахского народного искусства лежат изображения рогов животных, их голов и силуэтов.
Достаточно вспомнить народные сказки, чтобы понять важность животного мира для мировосприятия и культуры казахов. Как писал М.Л. Нейман в книге «Казахский народный орнамент», изображения животных были художественно-магическими формулами, заклинаниями и даже «символами успеха кочевого производства».
Однако сам по себе орнамент на изделие наносился, какую бы важную роль он не играл самостоятельно. Древние мастера обязательно обращали внимание на сочетание орнаментов между собой, их композиционную и цветовую обоснованность. Порой большее внимание уделялось условной и фантастической иносказательности узора, что приводило к созданию схематичных образов.
«Это можно увидеть, например, в орнаментике разнообразных казахских ковров. Широко распространены в казахской орнаментике имевшие ритуальное значение узоры: «следы животных» и «рога животных». Мотив рога, по-видимому, является преобладающим в декоративном орнаменте кошм и узорчатых войлоков, технику которых казахские женщины подняли на большую высоту», — говорил Нейман.
Орнамент «Кошкар Муйиз», источник: caa-network.org
Ученые не раз говорили, что казахский орнамент впитал в себя универсальный комплекс архетипических образов, мотив и символов — культ солнца и луны, любовь к земле, уважение к животным и так далее. Однако автор Асия Нуриева отмечала, что есть черты, присущие именно казахскому орнаменту. В их число вошли использование контрастных цветов, взаимопроникновение орнамента и фона.
«Орнаментальное искусство — самостоятельный вид художественного творчества, выражавшего концептуальное мышление кочевых народов, их миропонимание и миропорядок. В системе орнаментального мышления заложен особый вид абстрактного мышления, в котором выявлено четыре структурных элемента: круг, S-образный элемент (завиток), крест и треугольник, (вариации, которых порождают сотни орнаментальных вариаций). Это и четыре времени года, четыре стороны света», — говорил профессор Курман Муратаев.
«Золотой человек», или Алтын Адам не только самая знаменитая археологическая находка Казахстана, известная далеко за пределами страны, а его символ и визитная карточка. Изображения Золотого человека широко используются в оформлении каталогов, представляющих страну в мире, книг, учебников, канцелярских принадлежностях и, разумеется, рекламе. Даже не зная историю обнаружения этого уникального памятника истории, народ Казахстана на каком-то уже подсознательном угадывает его значение. Он уже вошел в культурный код страны, и это не преувеличение. Даже его обнаружение может стать основой для захватывающего фильма, ведь сначала случился Иссыкский сель, уничтоживший поселения и унесший жизни сотен людей. Именно в ходе восстановительных работ и нашелся Золотой человек.
21 апреля 1969 года вышел приказ Института истории, археологии, этнографии КазССР о командировании в город Иссык археолога Бекмуханбета Нурмуханбетова, инженера-фотографа Олега Медведева и художника Павла Сон. Целью экспедиции был снов двух курганов Иссыкского могильника. Руководил работами известный археолог Кемаль Акишев. Сначала исследования не давали никаких интересных результатов — курганы были разграблены. Но когда экспедиторы уже отчаялись что-то найти, бульдозер по просьбе Бекмуханбета Нурмуханбетова начал сносить насыпь в стороне от последнего изученного на тот момент кургана. И глазам археологов открылась часть деревянной усыпальницы, в которой и таился Золотой человек.
«1970 год, 22 апреля. Золотой человек блестел, лежал. А как думаете, почему я запомнил дату? Сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это был Всесоюзный субботник. Я сорвал этот субботник. Все участники субботника были вокруг этой могилы», — писал археолог.
источник: wikipedia.org/
Супруга Кемаля Акишева — профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Марал Хабдулина — вспоминала, что раскопки осложняли любопытствующие. Поэтому представители экспедиции вызвали полицию для охраны. По словам Марал Хабдулиной, весь скелет человека покрывали золотые пластины и бляшки — в одном только районе черепа их насчитывалось 150. Внимательно изучив расположение пластин, археологи смогли восстановить головной убор Золотого человека, который отличался очень сложной конструкцией. Кроме того, убор венчала золотая статуэтка.
«У черепа с левой стороны обнаружена золотая серьга, украшенная мелкой зернью и подвесками из бирюзы. На шейных позвонках покоилась золотая трубчатая гривна с наконечниками в виде головы тигра. В районе пояса лежали золотые накладки ремня. На фалангах пальцев найдены два массивных перстня. Плотное расположение мелких золотых бляшек в нагрудной части, на костях рук и ног позволило реконструировать полный парадный костюм знатного сака. Всего на костюме обнаружено 4000 золотых изделий. Более крупные выполнены в виде фигур зверей, в основном тигров, барсов, лосей, лошадей», — рассказывала Марал Хабдулина.
С 1974 года Золотой человек отправился в «триумфальное турне» и демонстрировался в странах Европы, США, Японии, Индии, Турции, Финляндии и Египте. Одна из копий хранится в здании ООН в Нью-Йорке. Оригинал Золотого человека сейчас находится в Нур-Султане — Национальном музее.
Учитывая важность Золотого человека для истории и культуры Казахстана, а также нетронутость места его захоронения, находку археологов стали называть «казахским Тутанхамоном». Но нам кажется, что и без этого сравнения современные люди в состоянии оценить значение Золотого человека.
«У казахов к шаныраку особое отношение, существует его сакрализация. До сих пор есть понятие «қасиетті қара шаңырақ», когда молодые создают семью, говорят «шаңырақ көтерді». Если же вдруг обрывается генеалогия рода, уходит последний представитель мужского пола, это очень горестное событие, в таких случаях говорят «шаңырағы ортаға түсті», то есть шанырак упал, он уже не возвышается, потух огонь в очаге», — говорил один из авторов герба Казахстана Жандарбек Малибеков.
Но о гербе мы поговорим чуть позднее. Сейчас же вспомним слова Эльмиры Когай, которая говорила о том, что шанырак в первую очередь символ дома, домашнего очага, продолжения рода. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение. Кроме того, кара шанырак юрты отца сыновья почитали как святыня. До сих пор есть обычай приглашать старого, многодетного зятя для того, чтобы он поднял шанырак для молодой семьи, а затем вручать ему ценные подарки.
Неудивительно поэтому, что именно шанырак занял центральное место на гербе Казахстана. Жандарбек Малибеков в одном из интервью объяснял, что выбор шанырака и в общем предложенный им проект герба можно объяснить словами «Шаңырағын биік болсын, керегең кең болсын, босаған берік болсын», что в переводе означает «Пусть будет высоким твой шанырак, пусть будет просторным твой дом, пусть будет крепким твой порог».
источник: kz.bizorg.su
«Для казахов эти пожелания — бата — были самыми главными. Поэтому одним из основных элементов в нашей символике является юрта. Мало кто знает, что юрта — древнейшее архитектурное творение человечества, даже древнее, чем египетские пирамиды. Это мобильное жилище решало многие социальные вопросы. Шанырак нес и другой посыл. Когда молодые женятся, казахи обычно говорят: «Үй ішінен үй тікті». Им дарили юрту, чтобы они жили самостоятельно. Наш шанырак олицетворял новое независимое государство, которое отделилось от СССР», — говорил архитектор.
Кроме того, шанырак, по мысли автора, должен был символизировать единство народа Казахстана, и то, что республика стала общим домом для многих этносов, которые нашли здесь Родину, друзей и семью. Как и Золотой человек, шанырак давно перестал восприниматься чем-то из предметного мира, и стал символом. Только стоит оговориться, что шанырак никогда и не был только частью юрты — его сразу начали наделять сакральным значением, и в XXI веке мы по-прежнему относимся к нему с большим уважением.
Если говорить кратко, то айтыс — это публичное состязание двух акынов, которое отличает не только высокая поэтическая техника и находчивость соревнующихся, но также и остроумие, способность к импровизации, хорошее знание обычаев, традиций и литературы.
«Айтыс возник и развивался в казахском кочевом обществе. Истоки айтыса уходят в глубокую древность и берут начало в обрядово-бытовых песнях «Наурыз», «Бадик», «Жар-жар», хоровых песнях, диалогах между джигитами и девушками. Акыны сопровождали поэтическое состязание игрой на домбре или кобызе. Айтыс в основном проводится на народных праздниках и ярмарках. К участию в айтысе допускаются опытные акыны. Каждый из участников старается найти уязвимое место противника и заставить его признать себя побежденным. Айтысы делятся на айтыс-загадку, айтыс-похвалу, айтыс-басню и так далее», — читаем в главе про айтыс книги «Казахстан. Национальная энциклопедия».
источник: otyrar.kz
К айтысу нельзя подготовиться заранее, это соревнование основано на экспромте, и акынам нужно быстро и музыкально, а также логически точно отвечать друг другу. Кроме того, важен эмоциональный контакт между участниками айтыса и публикой, которая ловит каждое слово, а фразы и песни могут уйти в народ. В статье портала «Шелковый путь. Культурное развитие» говорится, что айтыс — это синтез сразу нескольких видов искусств — музыки, поэзии, ораторского и исполнительского мастерства.
Например, Абдильда Тажибаев считал, что в айтыс, по сути, можно считать образцом народного театра. Да, казахская степь долго не знала театрального искусства, но активно использовала его элементы. Ведь акыны не только облачались в сценические костюмы, но и проявляли недюжинные артистические способности. Все это превращало айтыс в небольшой спектакль, возможно даже, что в некое подобие оперетты.
«Без способности анализировать рассказ, быть наблюдательным и аналитичным, искусство поэзии и айтыса не раскрылось бы. В акынах, принимавших участие в айтысах, были изящество и стиль. Поэтому люди воспринимали их как художников, народных героев. Они восхищались искусством исполнителей на фестивалях и помогали сделать их имена еще более знаменитыми. Это проявление особого уважения народа к искусству и поэзии», — писала Балнұр Қызырбекқызы.
Казахская культура, как и в общем быт, основана на кочевом образе жизни. Поэтому хорошая лошадь была так важна для казаха, и ладные скакуны батыров не раз спасали им жизнь. С развитием общества и искусства животноводства, сформировались конные игры, которые и были и развлечением, и необходимой физической подготовкой, ведь они развивали выносливость, силу и ловкость как мужчин, так и женщин.
«Игры были не только забавой, но и средством развития жизненно важных навыков. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств, необходимых кочевнику-шаруа и войну-сарбазу. Но помимо этого, ценность народных игр еще и в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, и каждое массовое событие превращается в удивительное представление», — писали авторы журнала Nomad Kazakhstan.
источник: silkadv.com
Часть конных игр была частью больших праздников, прочие становились повседневными явлениями. Многие из них остались и в современности, например, «Бәйге». К слову, раньше ее дистанция составляла 50 километров. Иногда лошади даже не доходили до финиша от больших нагрузок и погибали по дороге. Поэтому наездники перед скачками защищали лошадей от сглаза и влияния дурных сил перьями филина или защитными амулета, а иногда скрывали его под попоной.
Конь был для казахского народа незаменимым спутником жизни, и едва ли не другом. Поэтому не вызывает удивления факт, что конные игры стали частью богатой культуры Казахстана. Тут можно вспомнить фразу балерины Галины Улановой, которая говорила: «Порхающим, плавным, грациозным движениям лошадей может позавидовать балерина».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)