Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Айтыс — публичное поэтическое состязание двух акынов, в котором айтыскер шутит над противником, его родом, противопоставляя себя, восхваляя свой род и аул. Напряженная атмосфера, выступление в форме диалога, эмоциональный контакт между акынами и собравшейся публикой, красивые костюмы и звуки домбры — всё это элементы айтыса. Услышанные на айтысе удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились «крылатыми». Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к поэзии и музыке, акыны пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания.
Очень сложно определить, когда именно зародился айтыс, так как это искусство не изучено в полной мере по сей день. Первые сведения об айтысе были обнаружены в виде наскальных рисунков в странах Центральной Азии, Алтайского региона, Тарбагатая, долины реки Или, на которых были изображены играющие на домбре люди. Некоторые ученые считают, айтыс появился благодаря малым формам народных песен.
«Причина любви народа к поэту не только красноречие его, главная причина любви народа к акыну — то, что он в айтысе или в других произведениях изображает только правду — истину о народном житье-бытье, разделяя и радость, и горе народа», — писал Сабит Муканов.
«Поэзия жырау являлась вершиной словесного искусства кочевых казахов и свидетельствует не только о высоком уровне развития литературы и культуры своего времени, но и богатстве духовного мира казахского народа. В XIX веке присутствие Российской Империи в степи становится более заметным, начинается постепенная колонизация, а вместе с этим меняется и образ жизни казахов и сообразно ему казахское искусство. Как говорят ученые, приблизительно тогда фигура жырау теряет свою значимость, а на ее место приходят айтыскер-акыны. То есть, айтыс является эволюционно новой формой искусства жырау», — говорит исследовательница Асель Мукашева.
Искусство песенного состязания акынов достигло расцвета в XIX веке, который исследователи назвали «золотым» веком айтыса. Благодаря таким акынам, как Орынбай, Шоже, Жанак, Биржан и Сара, Асет, Ырысжан, Суюмбай, Джамбул появились музыкальные традиции и первые школы айтыса. Их поэтические импровизации, распространявшиеся из уста в устра или записанные с середины XIX века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные произведения.
Особую популярность приобрел айтыс акына Биржана и Сары, состоялся в 1871 году. В айтысе Биржана и Сары поднимаются общественно-нравственные проблемы: судьба личности, эмансипация женщины, обычаи и традиции, родовые отношения. Этому айтысу композитор Мукан Тулебаев посвятил оперу «Біржан-Сара».
До 30-х годов прошлого столетия айтысы все еще проводились. Так, например, в годы Великой Отечественной войны благодаря своим стихам, призывающим к Победе, стало широко известно имя великого поэта-айтыскера Жамбыла Жабаева. Однако после войны отношение власти к айтысу изменилось: как говорил в одном интервью акын Журсин Ерман, который занимается популяризацией айтыса в Казахстане, в советское время было непозволительно проводить айтысы, а если их устраивали, то под строгим контролем.
Представители власти заранее требовали тексты, что практически было невозможным, ведь в основе айтыса лежит импровизация. С 1984 года начался новый виток в истории айтыса: состязания проводились между областями, а после обретения Казахстаном независимости это искусство стало распространяться повсеместно.
Как говорит Асель, 1990-2000-е годы стали, новым этапом в развитии истории казахской культуры. Именно в этот период айтыскеры вещали со сцены и стали чаще появляться на телевидении. Оно стало трибуной, на которой можно было говорить о политике, обвинять действующую власть в завуалированной форме.
По словам Асель, в 1990 годы айтыс был насыщен пафосом независимости и радости. Айтыскеры всегда поздравляли и говорили «дін қайтты, тіл қайтты», что означает «вернулась религия, вернулся язык».
«К сожалению, айтыс не исследован. Это огромный пласт культуры и информации, который не был систематизирован по сей день. Когда я ходила в академическую национальную библиотеку в столице, обнаружила только пару диссертаций, но и они требовали значительной доработки», — сказала Асель. Как считает исследовательница, об айтысе, кроме самих айтыскеров, никто лучше не расскажет и о нем можно говорить, опираясь только на личный опыт некоторых людей.
Религия занимает особое место в культуре казахского народа и словесные состязания не стали исключением. Ещё с давних времен айтыскеры начинали свое выступление с «бисмиллах» и могли раскрывать тему религии в своих стихах. А с обретением независимости велась некая ненавязчивая пропаганда: искусство айтыса работало, чтобы призвать страну к нравственности. Например, Мухамеджан Тазабеков был одним из акынов, который раскрывал в айтысах тему религии и пропагандировал её. Айтыскеры Шорабек Айдаров, Серик Калиев, Балгынбек Имашев, Айбек Калиев, Айтбай Жумагулов, Тлеген Адилов, а также следующая волна — Дидар Камиев, Жандарбек Булгаков — также работали в этом направлении.
Кроме телевидения, площадкой, где узнавали айтыскеров, стал YouTube. Состязание Жандарбека Булгакова против Айнур Турсынбаевой 2013 года на Youtube набрало более 4,6 млн просмотров. Айтыс Рината Зайытова против Бек Шымата в 2016 году — 4,3 млн просмотров. А на канале Qazaqstan, который владеет эксклюзивными правами на трансляцию всех крупных айтысов, двух-трех часовые записи выступлений акынов набирают от 50 до 500 тыс. просмотров в зависимости от того, насколько известные поэты там выступают.
«С появлением интернета айтысу трудно было сменить формат и перейти в онлайн, ведь все привыкли смотреть его по телевизору. Шаг вперед попытался сделать Ринат Заитов. У него есть YouTube-проект Aitys Online. Программа состоит из 14 выпусков с участием восьми молодых айтыскеров из разных городов. Айтыскеры делятся на две группы и с помощью видеозвонка демонстрируют свои словесные способности. Победившие попадают на финальный айтыс, по итогам которого проводится голосование среди зрителей. Насколько мне известно, это один из немногих методов «уйти» в интернет», — подчеркнула Асель.
«Айтыскеры служили противовесом и «холодным душем» для представителей власти. Живя в народе и замечая недовольство политикой правящей партии, они говорили об этом с высокой трибуны. С этой функцией айтыс замечательно справлялся. Он говорил обо всем и всех открыто: о Назарбаеве, министрах, партиях и правительстве в целом», — рассказывает Асель.
Со временем природа айтыса изменилась и он стал политизированным С 2013 года партия Nur Otan стала проводить и спонсировать айтысы.
Правительство Казахстана в лице министра культуры РК того времени Мухтара Кул-Мухаммеда пыталось подвергнуть цензуре айтыс, призвав воспевать только независимость, столицу и Елбасы. Также участников айтыса настоятельно просили не затрагивать тему событий в Жанаозене. Попытки жюри дать невысокую оценку акыну Бауржану Калиолле, говорившем о событиях 2011 года, вызвало возмущение зрителей. Так как в айтысе используется импровизация, то он остается последним бастионом свободы слова.
«Айтыс будет жить до тех пор, пока в нем будет необходимость. Я могу сказать, что многие исследователи говорят, что айтыс деградирует. Затрагиваются только политические темы, пропали шарм и эстетика состязаний», — рассказывает Асель.
По словам айтыскера Жандарбека Булгакова, есть акыны, которые идут в айтыс, чтобы обрести популярность, а потом выступать на свадьбах и зарабатывать на этом. Есть и те, кто заучивает заранее приготовленные тексты.
Исследовать общество, историю очень непросто, однако, изучив айтыс, можно открыть для себя интересные вещи. Когда человек прозондирует эту тему, то понимает, что он все крепче и крепче стоит на ногах, ведь казахи являются наследниками и последователями вековых традиций.
Асель говорит, что можно начать знакомство со сборника казахских айтысов в семи томах. Автор проекта — государственный и общественный деятель, доктор филологических наук, профессор Мырзатай Жолдасбеков. Уникальность сборника в том, что здесь собраны все айтысы и сведения об акынах, начиная с древности и до наших дней.
В седьмом томе впервые представлены айтысы казахских акынов, живущих за рубежом — в Монголии, Китае и Узбекистане. Также Асель советует ознакомиться с книгой Мухтара Магауина «Бес ғасыр жырлайды».
Если вы не знакомы с айтысом, послушайте выступления Рината Заитова, Балгынбека Имашева, Оразалы Досбосынова, Жансаи Мусиной и Айбека Калиева. Также можно найти видео айтысов 1990-х годов, которые транслировались на телеканале «Хабар».
Еще больше материалов о культуре и традициях казахского народа в серии материалов «Степное эхо».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)