Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики
До 1917 года женщины не имели большинства гражданских прав. Ленин называл это «возмутительным пережитком крепостничества и...
О важности Венецианского кинофестиваля говорит простой факт — это старейший кинофестиваль мира, основанный в далёком 1932 году ещё Бенито Муссолини. Кстати, в этом году не нём показали сериал режиссёра Джо Райта, посвящённый пути итальянского диктатора.
Именно в ответ на огромную популярность Венецианского фестиваля в 1946 году появился фестиваль в Каннах (хотя придумали его французы ещё в 1939, сразу после победы «Олимпии» Лени Рифеншталь в 1938), который сегодня уже сместил Венецию с места самого престижного киносмотра. Тем не менее, итальянцы всё ещё удерживают почётное второе место в Европе, традиционно оставляя более молодой Берлин (он появился аж в 50-х) на третьем.
Всего фестиваль состоит из двух частей: основной программы, которая делится на шесть профилей, и секции независимого кино. Главная награда — «Золотой лев». За него в этом году боролись 21 картина из более сотни, показанных на фестивале.
Несмотря на важное место среди международных кинофестивалей, богатую историю и внимание мировой прессы, Венеции приходится нелегко. Ежегодно организаторы вынуждены бороться за внимание с двумя другими крупными фестивалями — в Торонто и Теллурайде. Первый начинается прямо под конец итальянского смотра, крадя с острова Лидо, на котором традиционно проводится Венецианский кинофестиваль (да, он проходит не в самой Венеции), не только кинокритиков, но и громкие премьеры. В этом году, например, в Торонто прямиком из Италии уехали «Малышка» с Николь Кидман, «Бруталист» с Эдрианом Броуди, «Квир» Луки Гуаданьино и даже итальянская «Горная невеста». Из-за этого Венеция стремительно теряет в уникальности премьер, к которой стремится каждый престижный кинофестиваль.
По этой же причине конец фестиваля и награждение победителей здесь теперь выглядит менее торжественно – многие гости с него попросту сбегают. Тем не менее, красные дорожки на Лидо всё ещё способны хотя бы на недельку приковать к себе взоры всего синефильского мира. Своими впечатлениями от прошедшего праздника кино прямиком из Венеции делится шеф-редактор ‘98mag Рамазан-Малик Елеусиз специально для STEPPE.
Фильмом-открытием фестиваля стал сиквел культовой картины «Битлджуса» Тима Бёртона, с выхода которой прошло ни много ни мало 36 лет. Оригинальный фильм рассказывал об американской семье, купившей по неосторожности особняк с привидениями и решившей на нём заработать. Увлекательная борьба призраков с коммерсантами в своё время неплохо окупилась в прокате и завоевала тогда ещё молодому Бёртону любовь зрителей. Разговоры о сиквеле начались практически сразу, идей было много, но проект попал в производственный ад, из которого выбрался только сейчас. Зато сразу на большой экран Венецианского кинофестиваля.
Сказать что-то вразумительное о фильме сложно, ведь и сам фильм ничего вразумительного сказать не пытается. Режиссёр собрал невероятный звёздный каст с актёрами на любой вкус (от Уиллема Дефо до Моники Беллучи и Джены Ортеги), воскресил успешный проект, наполнил его интересными ретро-спецэффектами, и всё это только для того, чтобы пуститься в бесконечный самоповтор и полуторачасовой праздник имени себя.
Сюжетно фильм крутится вокруг постаревшей Лидии Дитц в исполнении Вайноны Райдер, которая из своего дара сделала успешное шоу. А из трудного подростка Лидия успела стать мамой трудного подростка — её дочь здесь играет Дженна Ортега. В самом начале погибает её отец (изящный способ избавиться от Джеффри Джонса, осужденного на 20 лет назад за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних), и экстравагантное семейство вновь собирается в том самом особняке в Уинд-Ривере. Там к ним присоединяется старый друг семьи — биоэкзорцист Битлджус, за душой которого охотится бывшая жена-сатанистка с внешностью Моники Беллуччи.
Спустя три года на большие экраны в главной роли вернулась Анджелина Джоли, сменившая рога Малифисенты на вечернее платье оперной певицы. Главная героиня «Марии» Пабло Ларраина — реальная фигура, американская оперная певица Мария Каллас на закате карьеры и жизни (тем более, что одно без другого для неё ценности не имеет). Примадонна укрылась от мира в своей роскошной квартире в Париже в компании одной только прислуги и вымышленных журналистов, берущих у неё бесконечное интервью о былой славе.
Фильм встраивается в условную трилогию Ларраина о женских судьбах на фоне исторических эпох. До этого режиссёр уже ставил картины «Джеки» о Жаклин Кеннеди и «Спенсер» о принцессе Диане. Последняя его работа была воспринята хоть и положительно, но гораздо хуже предыдущих, потому что ощущается как-то чрезмерно скучно и устало. Подобно собственной героине, Ларраин расшаркивается перед воображаемым зрителем не в силах начать уже петь, а когда всё же начинает, то получается невзрачная калька его прошлых перфомансов. Джоли пытается показывать актёрские мускулы, когда ей всё-таки есть что играть, но эти попытки, пусть и талантливые, тонут в общей посредственности картины.
Крепким криминальным триллером с элементами боевика зрителей развлекал Джастин Курзель с «Безмолвным братством». В программе постаревший Джуд Лоу, устало пыхтящий в усы, в роли агента ФБР, который охотится на членов нацистской группировки из американской глубинки. Террористы под руководством харизматичного идейного лидера грабят банки и инкассатаров, планируя на украденные деньги строить идеальное белое общество для своих детей.
Картина вдохновлена реальной историей право-радикальной организации «The Order», основанной Робертом Джеем Мэтьюсом, роль которого в фильме блистательно исполнил Николас Холт. Режиссёр достаточно очевидно проводит параллели между группировкой Мэтьюса и современными белыми супремасистами в США. В остальном же «Безмолвное братство» — это крепкий и нестыдный экшн-триллер, который не даёт заскучать, хоть и не показывает ничего нового.
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
С остроумной вариацией на тему корпоративного секса, как отражения крепкой связи власти и сексуальности, в Венецию приехала режиссёрка Халина Рейн. В главной роли – Николь Кидман, сыгравшая успешную бизнес-леди, которой наскучила сексуальная жизнь с мужем-пуританином (даже если он выглядит как Антонио Бандерас). Как раз в этот момент ей на глаза попадается нагловатый интерн в исполнении Харриса Дикинсона, с которым они пускаются во все БДСМ-тяжкие. Очень быстро интрижка ставит под угрозу её карьеру, а затем и семейную идиллию, что заставляет героиню выбирать между привычной жизнью и страстным увлечением.
Конечно, сразу вспоминаются и «50 оттенков серого», и «Секретарша», и даже «Пианистка», но режиссёрка, понимая, что имеет дело с целой традицией, пытается играть с ожиданиями зрителей. И иногда ей даже удаётся их обманывать, хотя по большей части фильм всё же выглядит вторичным. Тем не менее, Халина Рейн умеет играть на эмоциях публики. Она заворачивает тривиальный сюжет в модную форму с агрессивным монтажом и откровенными сценами, получая на выходе смешной, будоражащий и увлекательный фильм на один раз.
Серебряный лев за лучшую режиссёрскую работу
Одной из самых громких премьер фестиваля стал «Бруталист» Брэди Корбета с Эдрианом Броуди в роли вымышленного венгерского архитектора еврейского происхождения. Его герой прибывает в США после окончания Второй мировой войны, чтобы построить здесь американскую мечту. Однако, несмотря на свой диплом «Баухауса» и солидное резюме, устраивается обычным мебельщиком к своему дальнему родственнику. В какой-то момент на его талант всё же обращает внимание местный толстосум, который предлагает ему построить проект мечты — не то библиотеку, не то часовню, не то рекреационный центр, а точнее всё сразу. Рамок — никаких, полная творческая свобода, которая весь фильм ожидаемо будет обрастать частоколом правок, комиссий и урезаний бюджета.
Но главная драма тут совсем не в доведении долгостроя до ума, а в отношениях между жестоким капиталистическим миром и свободным художником. Сбежавший из нацистских лагерей главный герой попадает в капиталистический мир, которые может и ощущается свободнее, но не менее репрессивен. Эта трагическая линия борьбы творца за право творить — именно то, что задаёт старомодную форму всего повествования, и то, что помогает достичь драме таких высот. «Бруталист» и по форме (снят он на 70-миллиметровую плёнку), и по содержанию — классическое кино, которым Корбет как бы просится на режиссёрский Олимп. Возможно, преждевременно и слишком нарочито, но так очаровательно, что хочется только улыбнуться и приоткрыть ему дверь.
Пожалуй, главной премьерой Венеции можно считать сиквел «Джокера» от Тодда Филлипса. Именно к этому фильму было приковано внимание киносообщества и широкого зрителя со всего мира, ведь первому фильм пять лет назад удалось не только увезти из Венеции «Золотого льва», но и заработать миллиард долларов в прокате. Мрачная драма о маленьком человеке, столкнувшемся с социальным неравенством, тогда много в ком нашла отклик, несмотря на очевидную вторичность — никто, кажется, и не скрывал, что это переснятый на новый лад Скорсезе. Поэтому всем было интересно, чем удивит «Джокер» на этот раз.
Чудо, к сожалению, не повторилось, хотя Тодда Филлипса и можно похвалить за смелость: в новом фильме он развернул стилистику на 180 градусов. В картине присутствуют две связанные сюжетные линии, каждая из которых решена в своём собственном жанре. Первая – судебные заседания, на которых Артура Флэка судят за убийство пятерых человек. Эта часть фильма больше напоминает классический процедурал, который Джокер всеми силами пытается превратить в цирк. Подбадриваемый толпами фанатов, он отказывается от адвоката и снова напяливает клоунскую маску, чтобы вынести очередной вердикт обществу.
Совсем иначе снята любовная линия с Харлин Квинзель, роль которой исполнила Леди Гага. Артур знакомится с Ли, так он ласково зовёт Харлин, в тюремном хоре. Не привыкший к женскому вниманию, он мгновенно влюбляется в девушку, которая маниакально увлечена его сценическим образом. Воспалённое сознание главного героя превращает их отношения в мюзикл, вдохновлённый классическими голливудскими картинами, доносящимися из единственного на всю тюрьму телевизора. Иногда фильм вспоминает ещё и о том, что он на самом деле кинокомикс, раскидывая то тут, то там незначительные пасхалки.
Вся эта жанровая каша звучит интересно только на бумаге, на деле превращаясь в достаточно посредственное зрелище. И без того не очень захватывающая судебная драма то и дело прерывается откровенно скучными музыкальными номерами, ближе к концу скатываясь в слезливую мораль. Пожалуй, самое красноречивое в картине то, что режиссёру совсем нечего нам сказать.
Золотой лев
Впервые за свою длинную и неординарную карьеру Педро Альмодовар представил полнометражный фильм, снятый на английском. И сразу «Золотой лев», тоже, кстати, для режиссёра первый. В англоязычном дебюте ему ассистировали Тильда Суинтон и Джулианна Мур, идеально справившиеся с задачей играть тихую драму о смерти, которую испанец решил представить на суд международного зрителя.
В центре сюжета Марта и Ингрид — две подруги молодости, случайно встретившиеся после нескольких лет разлуки на фоне грустной вести: Марта неизлечимо больна. Женщины быстро сближаются снова, и дело доходит до страшной просьбы. Марта твёрдо решила не мучить себя тяжёлым лечением, и уйти из жизни в покое. Она уже купила необходимую таблетку и сняла красивый дом в лесу, дело за малым — найти человека, который готов был бы скрасить её одиночество и проводить в последний путь.
«Комната по соседству» — это небольшое поэтическое кино, попытка понять и принять смерть как необходимость или как этап. Никто не ожидал, что такое кино заберёт главную награду фестиваля, однако в конце концов такое решение выглядит вполне логично. Фильм получил исключительно хорошую прессу, а Альмодовару давно уже пора дать что-нибудь за выслугу лет. Тем более, это первый «Золотой лев» для Испании вообще.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)