Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити
Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...
16 октября на малой сцене государственного академического театра им. Лермонтова состоялась премьера спектакля «Мой папа — Питер Пэн». Главную роль в постановке играет девятилетняя девочка по имени Саша Косенко.
Спектакль вызвал теплую реакцию зрителей и критиков, поэтому мы решили поговорить с исполнительницей главной роли и ее мамой о том, каково это — играть на профессиональной театральной сцене в 9 лет.
«Мой папа — Питер Пэн» — новая пьеса, написанная в 2018 году. Ее уже успели поставить несколько российских театров. В отличие от них, в ГАРДТе для исполнения главной роли взяли подходящего по возрасту ребенка — Саша старше своего персонажа Дани всего на 1-2 года. В российских же театрах роль исполняли профессиональные взрослые артисты.
История повествует о сложных отношениях внутри маленькой семьи с большими проблемами. С самого начала сюжет выглядит антиутопично: в семье почти нет денег, мама крутится на двух работах и пытается прокормить сына, пока отец — талантливый, но неудачливый актер — стремится найти себе роли.
Несмотря на финансовые проблемы, глава семейства часто гордо отказывается от предложений сняться в рекламе или сыграть небольшую роль в сериале. А также периодически теряет деньги в аферах своих знакомых.
Чтобы объяснить сыну, куда он пропадает на несколько дней и почему мама все время на него злится, папа придумывает сказку о том, что на самом деле он и есть Питер Пэн, который летает на свой «остров» и сражается там со злом.
Сын, будучи уже не таким маленьким, сначала не верит в это. Но благодаря актерскому таланту отца и его творческой находчивости, проникается этой тайной и даже начинает защищать его от мамы.
Режиссер спектакля Дмитрий Скирта говорит, что когда в театре взрослые актеры играют ребенка, то это всегда некая условность, а зрителю просто предлагается представить — как это могло бы быть глазами и сердцем ребёнка.
«Здесь же пьеса настолько пронзительная, что я не мог допустить никаких условностей: мне нужны были живые детские глаза, которые видят всё здесь и сейчас», — рассказал режиссер спектакля.
Однако Сашу выбрали не только за большие и выразительные глаза, но и за умение слышать режиссерские задачи и желание работать.
В спектакле участвует всего пять актеров и каждый из них важен для сюжетной линии. Центром постановки все же остается юная Саша.
Её игра не похожа на типичную игру детей на школьных утренниках, где зрители дают большую скидку из-за возраста, да и в принципе приходят посмотреть не саму постановку, а на своего ребенка в ней.
Саша серьезно отыгрывает большую роль наравне со взрослыми актерами — у нее большой объем текста, много передвижения на сцене и взаимодействия с другими участниками.
Она играет роль мальчика Дани, что добавляет сложности актерской работе, но актриса справляется со всем.
«Ты, с одной стороны, увлечен происходящим, а с другой — осознанно наблюдаешь за каждым жестом и вспыхиванием глаз маленького исполнителя. И в умилении готов простить любую оплошность — забытый текст, неверную интонацию, неправильно рассчитанное передвижение в мизансцене, но ничего этого нет! Это такая большая и профессиональная работа!», — отзывается об игре Саши театральный критик Юлия Новикова на свой странице в Facebook.
«Саша, как и большинство детей, обучавшихся в детских студиях, пришла на площадку с полным набором штампов, которые, к сожалению, прививают детям «на скорую руку». Поначалу она спрашивала о том, какая у нее должна быть мимика», — говорит режиссер.
«К счастью, мы сумели вытащить ее из армии красивых ходячих кукол и увести от школы представления в школу переживания, которая и является настоящей, взрослой актерской школой. И когда ребенок впустил в себя искренние эмоции — сильные, болезненные, радостные — тогда я уже успокоился и понял, что не ошибся».
«Меня зовут Саша Косенко, я пою, танцую, люблю рисовать. Обожаю театр, живу им! Для меня театр — это сказка. Это что-то необычное, настоящая магия. Мне нравится смотреть спектакли и играть в них».
Саша Косенко — дочь актрисы Лидии Лагуновой, которая также играет в театре им. Лермонтова.
«Саша — театральный ребенок. Она с двух лет за кулисами, в гримерке, постоянно присутствует на читках, спектаклях. С ранних лет что-то смотрит, играет, активно принимает участие в разных вокальных и театральных конкурсах. У меня есть своя театральная школа и Александра там активно принимает участие. Собственно говоря, живет театром», — говорит мама актрисы.
По словам Лидии, изначально участие Саши в пробах было желанием мамы-актрисы. Она просто направила ребенка, но не была уверена, захочет ли девочка идти по этому пути.
«Я видела, что в ней есть огонек и его можно развивать, но я не думала, что это выльется в такую работу и Саша так загорится».
«Спустя некоторое время работы, что-то в Саше открылось и у нее появился искренний кайф от работы. Это было не потому, что кому-то хотелось или кто-то её выбрал, а действительно получилось так, что ребенок начал этим жить», — рассказывает Лидия.
«Этот спектакль очень хороший, добрый, доводит до слез. Я думаю, если бы я пришла как зритель на него, то он бы мне очень понравился. На мой взгляд, это спектакль о вере. О вере в сказку, вере в папу, о Питере Пэне.
Больше всего мне нравится момент, когда папа учит моего персонажа Даню летать, и они ходят по сцене, размахивают руками и каркают. Еще мне нравится концовка спектакля, хоть она и очень грустная. И в целом вся игра папы с сыном», — говорит актриса.
Во время просмотра возникает ощущение, что здесь необходимо ограничение по возрасту, хотя бы 16+. При этом в спектакле нет ничего непристойного или излишне грубого, но вся пьеса ощущается как та часть жизни, о существовании которой знать совсем не хочется и хочется отгородить детей от такого.
Но в этом и загвоздка — ребенок находится прямо на сцене.
В одной из финальных сцен, самой трагичной, Саша (Даня) отворачивается от происходящего на сцене и смотрит на зрителей. А они видят все одновременно: вдумчивый и серьезный взгляд маленькой девочки и ни разу не счастливую развязку.
Далее следует финал, а за ним — шквал аплодисментов.
«Аплодисменты — это очень приятно! Ты старался, зрителям очень понравилось, они тебе хлопают, кричат «браво!». А когда они плачут, то это с одной стороны плохо, с другой — хорошо, потому что им так понравился и тронул спектакль, но плакать — это не очень хорошо», — говорит Саша.
В будущем Саша хочет быть актрисой. По словам девочки, ее не привлекают другие театральные профессии или работа в кино.
«Играть на сцене очень здорово. Ты вживаешься в роль, будто заходишь в сказку. Ты смотришь на нее изнутри, испытываешь разные чувства, тебе просто нравится эта сказка».
Раньше я не понимала, что такое театр, когда играла маленькие роли. Сейчас у меня главная роль — и я поняла.
Лидия говорит, что чем Саша захочет, тем и будет заниматься: «Тут, как мне кажется, лезть не нужно. Родители должны показывать варианты, давать возможности, а уже ребенок должен свой путь выбирать сам. И усердно трудиться».
А нам остается только следить за карьерой юного таланта и желать ей лучшего. Вам же советуем посмотреть спектакль «Мой папа — Питер Пэн».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)