Старые приметы, в которые мы верим до сих пор

13 минут Дания Ермеккызы
Альтернативный текст

В каждой культуре существуют свои поверья, и казахская в этом случае не является исключением. В народе мы называем приметы казахским словом «ырым» и, благодаря глубоко заложенному смыслу или по стечению обстоятельств, в некоторые из них верим и по сей день. 

Согласно убеждениям шаманов, ырым — это обычаи, соблюдение которых избавляет от несчастий, а нарушение, наоборот, вовлекает в неприятности. В современном мире многие суеверия могут казаться странными, потому что не все из них, появившиеся среди кочевников древней степи, сохранили свой первоначальный смысл и актуальность.

Редакция попыталась отбросить рациональность и собрала разные приметы, ставшие неотъемлемой частью казахской культуры. Рассказываем, что на самом деле они означают с точки зрения тех, кто в них верит.  


Встречая гостей

Если человек, пусть даже ненадолго, заглянул к вам в гости, он обязательно должен что-нибудь съесть. В народе это называют «Ауыз тию» — пригубить. Считается, что перед дальней дорогой, путешествием или тяжелым испытанием «еда на дорожку» — своего рода благословение, которое может принести путнику удачу и благословить его в путь.

Отказаться от предложенного угощения нельзя — это считается неуважением к хозяину дома. 

Нежелательно обходить чужой дом кругами — таким образом можно накликать беду и сбить с пути направлявшееся к хозяевам счастье. Также нельзя бежать в сторону дома несмотря на обстоятельства, лучше идти спокойно и неторопливо, не выказывая беспокойства. Эта примета берет начало с древних времен, когда кочевники торопились в дом только с одной целью — сообщить плохую весть.

В России же нельзя возвращаться домой даже если вы что-то забыли, а, если вынуждены вернуться, то обязательно посмотрите на себя в зеркало. Для дополнительной удачи высуньте язык. 

Заходить в дом нужно с правой ноги и ни в коем случае не наступать на порог. Он у казахов считается сакральной границей между мирами живых и мертвых.

Стоять на пороге считается настоящим богохульством, а, заходя в дом с левой ноги, ты глубоко оскорбляешь хозяина.

В Беларуси существует похожее суеверие: женщины, которые сидят на пороге, обречены на скорую гибель, потому что пересекают черту между миром живых и мертвых. Это объясняется тем, что ранее некоторые славянские племена хоронили прах кремированных покойников в пороге собственных домов. 

Входя в дом по ночам, нужно здороваться выражением «Кеш жарық!», что означает «Добрый вечер!». Использовать «Ассалаумағалейкум!» нельзя, потому что, услышав эту фразу, шайтан может проснуться и навлечь беду на произнесшего ее. По ночам также нежелательно смотреть в окно — у казахов считается, что таким образом можно испугаться собственного отражения и сойти с ума. В народе это называют «жын қағып кетеді». 

Широко распространено поверье о том, что гостям нельзя подавать еду в поврежденной или треснутой посуде, потому что предполагается, что обычно из этой трещины ест и пьет шайтан. Помимо него, сломанной посудой можно легко пораниться — гостеприимный хозяин не может допустить подобного в своем доме. 

В ожидании малыша

Месяцы беременности у казахов и по сей день считаются периодом сплошных суеверий и примет. Например, будущей роженице нельзя пить шубат и есть верблюжье мясо, потому что таким образом она рискует увеличить срок беременности до привычных для верблюдиц двенадцати месяцев вместо человеческих девяти. В список запретных продуктов входит и мясо кролика — считается, что из-за него ребенок может родиться с физическими недостатками вроде заячьей губы. 

В Кыргызстане, например, ребенок считается символом бессмертия народа, поэтому женщин в положении оберегают особенно тщательно. В древности им не разрешали покидать аул без сопровождения, а во время родов над головой будущей мамы вешали оружие, отгоняющее злых духов. 

Будущим мамам также нельзя стричь и красить волосы на протяжении всей беременности, чтобы не навредить ребенку, находящемуся в утробе.

А если девушка, будучи в положении, перешагивает через натянутую веревку, то она рискует потерять ребенка, который может задохнуться при родах из-за пуповины, обвивающейся вокруг шеи. 

Во избежание преждевременных родов девушкам не рекомендуется брать в руки пилу или ножницы, а чтобы беременность, наоборот, не затянулась, белой тканью прикрывают шею верблюда, через которую роженица должна переступить. 

Чтобы облегчить боль девушки во время родов, считается правильным открывать дверцы шкафов и крышки сундуков, содержимое которых принадлежит только ей. Это поможет родам пройти без дальнейших осложнений. 

Чтобы не сглазить

Новорожденного нельзя показывать чужим людям, пока не пройдет сорок дней с момента его рождения, иначе можно сглазить ребенка, и он начнет болеть. Это правило, которое знают все, кто хочет выложить фото малыша в социальные сети на второй день его жизни. 

Малышом также нельзя громко восхищаться, поэтому наши тети и бабушки частенько приговаривают «Фу, жаман!» («Фу, плохой!») на грудничка, чтобы громкие похвалы ненароком не навлекли на него беду. У турецкого народа тоже распространено это поверье.

Это похоже на значение другой казахской поговорки «Көп күлген, бір жылайды» («Кто много смеется, тот много плачет»), основной посыл которой заключается в том, что все в природе должно сохранять баланс. 

Если ребенок все-таки вынужден появиться в обществе, то ему со словами «көз тимесін» цепляют на одежду цветной камешек или булавку с изображением глаза, а также можно пометить лоб малыша черной сажей — тоже работает как оберег от сглаза. В древности даже была такая хитрость: сидя с ребенком на руках, нужно закрыть левый глаз и смотреть на мир только правым, чтобы вдруг не пристала порча. 

Также в древности, чтобы защитить детей от сглаза, казахи отпускали мальчикам хохолок, называемый «айдар», а девочке отстригали челку. В Бирме тоже существует забавное поверье, связанное с волосами: при рождении отец отрезает ребенку прядь волос, а мама вплетает ее в свои волосы.

Таким образом, чем больше детей, тем пышнее прическа и выше статус матери.  

Воспитывая ребенка

Согласно множествам поверий, о будущем ребенка может рассказать даже его поза во сне: если малыш спит, свернувшись калачиком, то вырастет пессимистом, если спит лицом вниз, то будет мыслителем, на спине — известной личностью, а, если раскинув руки и ноги, то станет могучим батыром. 

Бытует и такая примета: чтобы отгородить ребенка от неурядиц, дай ему проползти между ногами трех бабушек.

Если следовать поверьям, рукоприкладство в казахских семьях строго запрещено, ведь, ударив ребенка веником, можно накликать беду, а, побив поварешкой, — лишить будущего достатка. Кстати, в китайской культуре удар веником и вовсе считается равносильным многолетнему проклятью, потому что считается, что в нем обитает злой дух. 

Колыбель младенца не принято отдавать чужим людям или выбрасывать, ведь ей отдана священная роль в продолжении рода. Колыбель стараются сохранить в лучшем состоянии и передавать из поколения в поколение, при появлении нового младенца выставляя на почетное место. Дурной приметой считается качать пустую колыбель ребенка, потому что таким образом человек как будто заявляет окружающим, что у него нет и никогда не будет потомства. 

Процесс кормления ребенка тоже имеет немаловажное значение.

Если во время кормления грудью малыш держится за мать двумя руками, то считается, что он вырастет скупым и жадным, если держится свободно, то станет щедрым и благородным. 

Маленького ребенка, пришедшего в гости, нельзя отпускать без угощения, иначе он может с собой вместе забрать благополучие семьи. Также родничок на голове малыша нельзя трогать руками, потому что, согласно поверьям, в нем заключено его будущее счастье. Если малыш сидит, высунув язык, то к его дому приближаются новости, а если при этом хлопает в ладоши, то известия будут приятными.  

Когда приходит смерть

Процесс погребения в казахской культуре является не менее значимым, чем рождение ребенка. Бытует поверье, что если во время оплакивания умершего женщина распустит волосы, то скорбь и печаль проявятся наружу и пройдут быстрее.

Также представительницам женского пола нельзя участвовать в процессе вынесения покойника и посещать кладбище в день похорон. Объясняется это тем, что, увидев смерть своими глазами, женщина может разочароваться в жизни. 

В семью умершего, помимо денег и скота, принято приносить пшеницу в качестве доброго знака, желая семье усопшего как можно скорее зреть и развиваться, подобно колосьям пшеницы. 

По возвращении домой участники похорон должны тщательно вымыть руки и умыть лицо, чтобы не оставлять на себе частички загробного мира, в который они недавно заглянули.

Статьи STEPPE

Как народы отстаивают свое право на государственность: разбираем на примерах

Как народы реализовывали право на самоопределение и получали международно-правовое признание, создавая государства или получая автономию.

17 минут
17 минут

«Насилие на каждом шагу»: что говорят данные о торговле людьми в Казахстане?

Какие виды эксплуатации людей существуют, кто становится жертвой и какие меры предпринимаются в нашей стране.

3 минуты
3 минуты

Спортсменки говорят о хоккее, надеждах и боли

Хоккеистки Бұлбұл Қартанбай и Мария Федоренко рассуждают о главных проблемах казахстанского женского хоккея.

14 минут
14 минут

Почему люди во всем мире массово уходят с работы и коснется ли это Казахстана?

Изучаем, что такое «великое увольнение» и что эксперты думают о том, как оно повлияет на Казахстан.

13 минут
13 минут