Атмосфера поддержки и помощи: истории волонтеров Almaty Marathon
Almaty Marathon — самое масштабное беговое событие в Центральной Азии, объединяет под собой тысячи любителей бега и несет...
Как насчет того, чтобы отправиться в экспедицию на один из 14 восьмитысячников нашей планеты? Решились бы на такое незабываемое приключение? Во время него вам придется взойти в так называемую «зону смерти» — на высоту свыше 8000 метров, где уровень кислорода становится критически низким для поддержания жизни.
Находиться там более 16-20 часов опасно для жизни. Для большинства предельным временем считается 48 часов — и это при использовании дополнительного кислорода.
Рекордное время пребывания в зоне смерти без кислорода составляет 21 час (Бабу Чири Шерпа на Эвересте), а с кислородом — 90 часов (Пемба Гьялдже на К2). Оба рекорда принадлежат шерпам — людям, генетически адаптированным к жизни на большой высоте.
Туристы часто поднимаются на вершины под руководством опытных гидов и с использованием дополнительного кислорода. Профессиональные альпинисты, напротив, стремятся преодолеть маршрут самостоятельно, полагаясь лишь на свои силы.
Герой нашего материала, Василий Пивцов, уже успел побывать на всех 14 восьмитысячниках мира, и недавно вернулся с экспедиции на Броуд-Пик. Сейчас он уже готовится к новым горным приключениям.
О том, как альпинисты остались без еды и снаряжения на пути к Броуд-Пику, что чувствует человек, достигая вершины, и как Василий совмещает личную жизнь с работой — читайте в нашем материале.
Василий Пивцов — казахстанский альпинист, взошедший на все 14 восьмитысячников планеты (2001—2011) без использования искусственного кислорода. В мире таких всего 19 альпинистов, и трое из них казахстанцы — Василий Пивцов, Максут Жумаев и Денис Урубко. Позже Денис переехал в Польшу и получил местное гражданство.
В составе международной экспедиции, кроме меня, были Михаил Тарасов и Петр Шульгин — оба из России. Особенностью восхождения было то, что мы не использовали дополнительный кислород и не привлекали высотных носильщиков. Все лагеря устанавливали самостоятельно. Для участников команды это был первый опыт на такой высоте.
Мы работаем вместе уже не первый год, у нас был довольно серьезный опыт восхождений на вершины высотой около 7000 метров. Это вершины, расположенные на территории СНГ — пик Ленина (7 134 м), пик Хан-Тенгри (7 010 м), пик Корженевской (7 105 м). Но в этот раз приняли решение попробовать подняться на высоту свыше 8000 метров.
По своей высоте, сложности маршрута и логистике наиболее доступным для нас оказался именно Броуд-Пик (8051 м), который находится в Пакистане. С точки зрения организации и стоимости, он оказался самым оптимальным вариантом. К тому же, вершина относится к так называемым «малым» восьмитысячникам1. Классический маршрут не представляет особых технических сложностей и является оптимальным сочетанием простого и безопасного пути. Что касается ощущений, если честно, сказать особо нечего — обычные ощущения.
Восхождения на 7000 метров, в которые мы ходили в этом же составе, сами по себе являются подготовкой. Участники команды занимались по своим индивидуальным программам, которые включали кроссовую подготовку, бег на длинные дистанции и общую физическую подготовку (ОФП). Зимой ребята выезжали на Эльбрус и участвовали в зимних сборах у нас. В моём случае к этому добавлялись круглогодичные восхождения на вершины высотой до 4000 метров в районе Заилийского Алатау.
Экспедиция проходила согласно разработанному графику. Мы действовали в гималайском стиле, который подразумевает установку промежуточных лагерей на разных высотах. Это позволяет акклиматизироваться и постепенно подниматься к вершине. План делил восхождение на два этапа: акклиматизация и штурмовой выход. Акклиматизация заняла два выхода по пять дней, и штурмовой выход тоже был рассчитан на пять дней. Между ними было запланировано по два-три дня отдыха. В итоге, все заняло около 21-го дня. Как правило, на это могут влиять погодные условия и другие незапланированные ситуации.
Первый акклиматизационный выход был до третьего лагеря на высоте 7000 метров, после чего мы вернулись в базовый лагерь на два дня для отдыха. Затем был второй выход. Он проходил в условиях не очень хорошей погоды, и растянулся во времени. Втроем мы дошли до высоты примерно 7200 метров, и были вынуждены организовать ночёвку. Ещё один переход был до высоты 7400 метров. После этого мы отступили в базовый лагерь и отдыхали три дня. Дальше вышли на штурм, который увенчался успехом.
Здесь у нас возникла неожиданная ситуация, которую мы описали в Instagram:
«Этим постом хотим выразить свою искреннюю благодарность лично Нимсу за огромную помощь на заключительном этапе нашего восхождения на Броуд пик. Дело в том, что в первые два акклиматизационных выхода мы подготовили три площадки под палатки, а это довольно трудоемкий процесс, разместили и промаркировали на каждой депозиты, в которых оставили запасы газа, еды, веревку и горелку. Другими словами все, что необходимо для совершения наших планов и каково было наше удивление узнать, что сотрудники компании 14 peaks expedition, выйдя на день раньше в нарушение всех писаных и неписаных правил разместились на наших площадках и разграбили подчистую все наши депозиты. Вот мы и оказались в третьем лагере (на высоте 7000 без еды газа, веревки и запасной горелки тут, как это всегда и бывает, сломался наш MSR reactor). Ситуация тупиковая, воды нет. Рядом команда Нимса готовилась к спуску вниз, Миша пошел просить у него помощи и получил горелку и три баллона газа несмотря на то, что мы не успевали вернуть горелку, так как ребята уходили сразу, а мы шли вверх. По итогу наша экспедиция удалась, за что еще раз спасибо Нимсу . А руководству и 14 рекаs expeditions желаем всерьез подумать о кадровой политике, это позор какой-то».
Если коротко, то ребята, работавшие перед нами, просто разграбили наши заброски. Но другие альпинисты поделились продуктами и оставили нам свои газовые горелки. Вот такая внештатная ситуация. Несмотря на все, штурм совпал с идеальными погодными условиями, и мы дошли до вершины без серьёзных проблем.
В 2003 году, конечно, были отличия. Во-первых, я был значительно моложе, чем сейчас, и находился на пике своей спортивной формы. Мне было 28 лет, и я выступал в составе сильной команды.
В тот год мы планировали восхождение на три восьмитысячника: первым был Нанга-Парбат, куда поднялись за хорошие сроки — примерно за 21-22 дня. Затем Броуд-Пик, на который мы также удачно взошли. Третьей вершиной был — Чогори (К-2, 8611 м), но из-за погодных условий восхождение не удалось.
Опыт, конечно, имеет большое значение, и, возможно, даже больше, чем молодость и безудержная энергия. Эти два момента — опыт и хорошая физическая форма, желательно, чтобы были в балансе. В целом весь опыт, естественно, помогает. Конкретно прошлое восхождение на Броуд-Пик дало мне представление о том, что нас ожидает.
Маршрут был тот же самый — классический, но с тех пор прошло более 20 лет. На мой взгляд, рельеф изменился, и стал немного сложнее, особенно в верхней части. Я не припоминаю значительных сложностей, по-моему, когда вышли на гребень, даже не пользовались веревкой, так как все шло гладко. Сейчас в верхней части появились разломы и трещины, которые разорвали ледник. В общем такие вот изменения. Но так или иначе, все это решаемо, ничего критического нет.
Еще одно отличие — тогда в команде было две группы по четыре человека, а в этот раз нас было трое.
Когда находишься на вершине, эмоции отсутствуют, потому что вершина – это лишь половина пути домой. Впереди еще спуск, а большинство аварий происходит именно на этом этапе. Наверное, поэтому эмоций особо никаких не испытываешь. Мысли забиты тем, как безопасно спуститься.
Время нахождения на вершине всегда отличается. Например, высота Броуд-Пика – 8051 метр, условно это чуть ниже штурмового лагеря Эвереста. На этой высоте можно провести от одной ночи до нескольких дней. Наша предельная высота – 8400 метров. Мы ночевали на К2, провели там двое суток.
Самыми важными качествами, безусловно, являются профессионализм и его составляющие.
Альпинизм можно сравнить с войной — он всегда сопряжен с риском и жертвами. Поэтому хороший альпинист должен обладать качествами, схожими с теми, что необходимы военному. К ним можно отнести устойчивость к стрессам, отличную физическую форму и умение работать в команде.
Физическая, психическая и эмоциональная устойчивость особенно важны. Речь идет не о любительском альпинизме, а о спорте высших достижений – восхождениях на вершины высшей категории сложности, как в техническом, так и высотном плане.
Жизнь вне экспедиции, как и у всех, — это семья и работа. Я служу в вооруженных силах, где занимаюсь подготовкой военнослужащих к боевым действиям в горах. Обучение — моя профессиональная деятельность.
Все начиналось с того, что школьные годы я занимался спортивным скалолазанием. В то время оно еще не полностью утратило связь с альпинизмом, и наши релаксационные сборы проходили в горах, в урочище Туюк-Су. Оказавшись там, понял, что хочу стать альпинистом. Так, в 18 лет я пришел в альпинизм. К моменту начала карьеры уже долгое время был уверен в своих намерениях и замотивирован на достижение серьезного уровня.
Первые экспедиции нашей команды проходили под руководством тренера Ерванда Тихоновича Ильинского, именно его профессионализм обеспечил успех казахстанской сборной. Набравшись опыта, мы продолжили самостоятельные восхождения на высочайшие вершины мира. Большинство из них было совершено по классическим маршрутам.
В моём случае баланс между работой и личной жизнью не вызывает трудностей. В семейной жизни все как у всех — в выходные гуляем, ходим в кино. Время проводим так же, как и другие люди, которые работают на неделе и отдыхают по вечерам. Что касается балансирования, то у всех по-разному. Конечно же, родственники волнуются, особенно если у них нет четкого представления о специфике альпинизма.
Дело в том, что опасности делятся на субъективные и объективные. Субъективные опасности связаны с человеческим фактором — здоровьем, квалификацией и т. д. Объективные имеют природное происхождение (лавины, камнепады, снегопады, ураганные ветры, низкие температуры и т. д.).
К высотным восхождениям добавляется пониженное содержание кислорода, вызывающее гипоксию. Цель подготовки восходителя заключается в наработке устойчивости к гипоксии.
В моем случае, моя жена в прошлом выполнила требования второго разряда по альпинизму. И в силу этого хорошо знает специфику и доверяет моему профессионализму. Конечно же, никто не застрахован на 100%, но и в обычной жизни любой человек может получить увечья и даже погибнуть.
Спортивный альпинизм начинается с достижения II-го спортивного разряда. До этого им можно заниматься относительно без серьезной угрозы для жизни и здоровья. Конечно, бывает по-разному. Например, происходят несчастные случаи — люди могут попасть в лавину или пострадать от падения камня.
Очень важно, чтобы перед принятием осознанного решения о серьезных восхождениях, человек полностью осознал все риски. Только тогда он сможет подойти к этому занятию с ясным пониманием ситуации и предпринять меры для предотвращения неприятных инцидентов.
Касательно молодых альпинистов, что можно пожелать этим товарищам? Я желаю им удачи, усердия и трудолюбия. В остальном всё обязательно сложится!
На самом деле, самый сложный вопрос. В целом, все предыдущие достижения в двух словах не опишешь. Надо понимать, что в своё время казахстанские альпинисты считались сильнейшими высотниками в сборной СССР.
Сборная Союза была очень сильной командой, и они проходили серьезные маршруты. Потом, уже в двухтысячные годы, команда Ильинского закрыла программу восхождения казахстанской сборной на все 14 восьмитысячников. Она осуществлялась не одним поколением, и мы стали теми, кто ее завершил. После каждый продолжал работать над личными зачетами по этим 14 вершинам.
Проблем в казахстанском альпинизме достаточно, их тоже не озвучишь в двух словах. Но несмотря на это, перспективы есть.
Если будут инвестиции и желание развивать сферу, у нас обязательно появятся новые высотные альпинисты.
Первоочередная цель — восстановиться после данной экспедиции и начать подготовку к следующей. Пока объект еще не выбран, рассматриваются Гималаи. В любом случае, это будет либо восьмитысячник, либо пик Победы в Тянь-Шане.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)