«Их целью было сломать кочевое общество»: интервью об исторических мифах Казахстана

6 минут Аяна Сейтхан
«Их целью было сломать кочевое общество»: интервью об исторических мифах Казахстана

Недостаток информации об исторических событиях часто порождает их мифологизацию и сакрализацию. Со временем эти мифы прочно закрепляются в сознании людей, из-за чего развеять их становится все сложнее.

В декабре историк Жаксылык Сабитов выступил на TEDXASTANA 2022, где рассказал о казахских исторических мифах. Редакция Степи поговорила с ним о самых распространенных заблуждениях, причинах их возникновения и отличиях современных и советских исторических мифов.


— Что такое исторические мифы?

— Исторические мифы — это упрощенные представления о сложной реальности, которые из-за простоты доминируют в понимании людей. Они возникают из желания мифологизировать исторические фигуры, исходя из собственных предпочтений, а также из-за того, что нам не хочется тратить энергию на познание сложных вещей.

— Какие исторические мифы распространены в Казахстане?

— Самыми популярными мифами в истории принято считать миф о «казахском» происхождении Чингисхана, голубоглазых блондинах-казахах и разрушительных набегах джунгар. Другое популярное заблуждение выстроено вокруг Отрарской библиотеки. Принято считать, что она была второй по величине в мире и была разрушена в результате монгольского нашествия. Думаю, этот миф появился в советское время, чтобы получить финансирование на раскопки в Отраре. До сих пор никаких существенных доказательств ученые не нашли.

Множество мифов существует вокруг Орбулакской битвы, на которой якобы 600 казахских воинов смогли противостоять многотысячному джунгарскому войску. Я считаю, что тогда на помощь Жангир хану пришла более многочисленная армия бухарских воинов, а не 20 тыс., как об этом говорится в некоторых источниках. Считаю, что тогда джунгары отступили не из-за численности войск, а из-за того, что хотели захватить в плен узбекского хана Абдулазиза.

— Какие еще мифы существуют об этом историческом периоде?

— Джунгарский миф — это комплексное заблуждение о том, что из-за джунгарских нашествий погибло 40% населения, и только вмешательство Российской империи спало казахов. На самом деле, все было гораздо сложнее. Набеги джунгар не были столь разрушительными, какими их представляют.

Безусловно, потери со стороны людей и территорий были, но в 1731 году хан Абулхаир начал отвоевывать земли, и джунгары отступили до реки Эмбы.

Говорить, что Российская империя нас спасла — неправильно, она, наоборот, вела экспансию. Хотя обвинять империю в этом тоже нельзя. Такова была геополитика того времени.

— Кому было выгодно создать этот миф?

— С одной стороны, это было выгодно советской власти, потому что она приобрела хорошее объяснение, почему Российская империя завоевала территории Казахстана: они не захватили ханство, а присоединили, спасая от джунгар.

С другой стороны, этот миф — частичное отражение реальности, потому что все люди, которые говорили о разрушительных набегах джунгар, были из Среднего жуза. Именно казахи Среднего жуза больше всех пострадали от джунгар, а из-за того, что представили этого жуза впоследствии составили большую часть казахской интеллигенции, этот миф стал общенациональным.

— О периоде голода 30-х годов ХХ века в СССР до сих пор нет четких общепринятых формулировок. В Казахстане народ называет эти события «голодомором», а Европарламент признал его «геноцидом» в Украине.

— Этот вопрос больше касается политических оценок. А я, как исследователь, могу сказать, что голод был, однако точного количества жертв не названо. Считается, что в данный момент о голодоморе изучено около 10-15% документов.

Как-либо называть это событие будут не профессиональные историки, а политики и идеологи. Мы стараемся не давать эмоциональных красок в терминах.

От голода тех годов умирали все советские народы. Поэтому я не думаю, что у советских властей была задача уничтожить именно казахский народ. Скорее, их целью было сломать кочевое общество, сделать его индустриальным, подчиняющимся центральной власти.

— Правда ли, что изображения Абылай хана недостоверны, а для написания его портретов художники срисовывали образ с его внука — Шокана Уалиханова?

— Да. Портреты Абылай хана абсолютно недостоверны. Также существует антропологическое исследование Оразака Исмагулова, благодаря которому мы узнали, что Абылай хан хромал и имел несколько физических увечий.

— Чем отличаются исторические мифы, которые сформировались в советское время, от тех, что формируются сейчас?

— В советское время мифы были государственными: власти навязывали их и внедряли в школьную программу. Сейчас такого не наблюдается и подобные мифы распространяются только «в народе».

— Какие казахские мифы были самыми популярными во времена СССР?

— Тогда не существовало такого предмета, как история Казахской ССР, поэтому исторических мифов практически не было.

Казахская история была представлена в советских учебниках, только если касалась истории России.

Также в те времена запрещали изучение Золотой Орды. Можно сказать, нас идеологически «отрезали» от нее, намеренно игнорируя исторический период между тюркскими каганатами и Казахским ханством.

— Вы говорили в одном из ваших интервью, что откочевка ханов Жанибека и Керея от ханства Абулхаира — это миф. Как тогда сформировалось казахстанское ханство?

— Да. Откочевки скорее всего не было, так как в списке 200 эмиров Абулхаира никогда не упоминались ни Жанибек, ни Керей, ни Кобланды, ни Акжол. А недавно мы нашли китайские источники, которые упоминают Керея и Жанибека как правителей города Илибалык, ханами они стали после смерти Абулхаир хана. По моему мнению, они бежали в Могулистан после того, как сыновья Едыге убили их отцов Барака и Булата.

— Какая категория людей наиболее подвержена влиянию исторических мифов, и чем это может быть обусловлено?

— Все люди подвержены влиянию исторических мифов. Мы не хотим тратить много времени на то, чтобы разбираться в исторических событиях, поэтому нам легче понять и запомнить исторические мифы, нежели историческую истину.

К тому же вся школьная программа по истории Казахстана основана на советских источниках и мифах. Только сейчас поднимается вопрос о написании новой академической истории Казахстана, но как госстандарт она появится только через несколько лет.

— Какой период истории Казахстана обрастает мифами чаще других?

— Я считаю, что это период Казахского ханства.

Мифы возникают в ответ на пустоту, которую нужно заполнить.

Государство должно финансировать изучение первоисточников и заполнение этих пустот фактами. Власти обратили на это внимание только сейчас, но важно понимать, что история — инертная и долгоиграющая наука, и, чтобы получить результаты исследований, нужно будет долго ждать.

— Через сколько лет о событиях текущего времени будут формироваться исторические мифы?

— Они формируются уже сегодня. Мне кажется, процесс становления мифа о Динмухамеде Кунаеве как об идеальном правителе уже завершен.

Как можно предотвратить появление исторических мифов?

— Нам необходимо создать агентство или историческое общество по популяризации национальной истории. Из-за отсутствия такого органа существует разрыв между профессиональным сообществом и людьми, которые хотят узнавать качественную достоверную информацию.

Статьи STEPPE

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является...

11 минут
11 минут
Подкаст «Stay Secure»: как обезопасить себя, совершая платежи в интернете
Партнерский

Подкаст «Stay Secure»: как обезопасить себя, совершая платежи в интернете

В современном гиперцифровом мире мошенничество становится все более изощренным: злоумышленники используют новые подходы для...

6 минут
6 минут
Зубрежка: 10 фактов о зубах и стоматологии

Зубрежка: 10 фактов о зубах и стоматологии

Некоторые из них заставят вас улыбнуться, другие — задуматься о здоровье полости рта.

10 минут
10 минут
Как казахстанцы выбирают одежду: исследование Lamoda и Fashion Factory School
Партнерский

Как казахстанцы выбирают одежду: исследование Lamoda и Fashion Factory School

Об отношении к локальным брендам, рациональном шоппинге и как наше настроение влияет на подбор гардероба

3 минуты
3 минуты