Онлайн-курсы — очередной обман или пора присоединяться?
Про онлайн-курсы в Казахстане сегодня говорят много и с разных сторон. Есть факт: рынок постепенно, но уверенно растет...
Десять-пятнадцать лет назад среднестатистический житель Казахстана при словосочетании «платный контент» сразу отправился бы на пиратские сайты или торрент-трекеры. Как можно платить за фильмы или музыку, если они априори должны становиться достоянием общественности?
Однако с развитием интернета и осознанием важности соблюдения цифровой гигиены стали очевидными преимущества платного контента и его осознанного потребления. Современный казахстанец все больше понимает, что платить за подписку на легальные сервисы и поддерживать близких ему авторов не просто правильно, а необходимо. Поэтому в своем новом материале мы разберем самые популярные форматы платного контента, а также объясним его преимущества.
Это самый понятный и распространенный на территории СНГ принцип получения контента, в отличие от краудфандинга и системы донатов с монетизацией продукта. Сюда относятся Netflix, Amazon, «Кинопоиск» и Spotify с «Яндекс.Музыкой».
Например, представители онлайн-кинотеатра Megogo рассказывали в 2017 году, что в Казахстане количество уникальных пользователей в месяц составляет 1,7 млн человек. Но не спешите удивляться: это общее число по платной и бесплатной модели, и большинство казахстанцев выбирало бесплатный контент с просмотром рекламы — 78% от общего числа пользователей. И только 22% готовы были платить за просмотр без рекламы и прочих отвлекающих моментов.
Портал Kapital.kz опубликовал девять лет назад результаты исследования, в котором 57% проголосовавших казахстанцев заявили, что не готовы платить за скачивание фильмов и будут искать их на пиратских сайтах, а 20% респондентов ответили, что готовы платить за контент не более 200-400 тг.
Опрос, к слову, проводился на фоне новости о принятии закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности», в котором прописали административную и уголовную ответственность за пиратство. Между прочим, теме пиратства в интернет-пространстве стран СНГ следует посвятить отдельную статью — настолько эта тема обширна и неоднозначна.
В том же 2012 году в Казахстанской ассоциации по защите авторских и смежных прав рассказывали о том, что в стране пытались работать с распространением контента, соблюдающим авторские права, и до принятия закона. Но об отношении большинства казахстанцев девятилетней давности к легальному контенту говорит тот факт, что на одном из сайтов, пытавшихся работать с соблюдением авторских прав, зарегистрировались всего девять человек за все время его работы. По мнению представителей ассоциации, рассуждая о степени приемлемости платного контента, не следует забывать о том, что соблюдать авторские права не равно ограничению информационной свободы.
К сожалению, мы не нашли данных по тому, как часто казахстанцы сегодня обращаются к платному контенту. Если верить материалу издания «Курсив», то казахстанцы стали чаще интересоваться стриминговыми сервисами, но точных цифр нет. Кроме того, казахстанские компании регулярно заявляют, что планируют стать отечественным аналогом Netflix, но о результатах говорить пока рано.
С помощью данных исследовательской компании TNS Central Asia мы узнали, какие сайты казахстанцы посещали в сентябре этого года чаще всего. И результаты если не поражают, то как минимум удивляют — на первых трех местах ожидаемо разместились Mail.Ru Group, Google и YouTube. Интересно не это, а то, что «Кинопоиск» обошел по посещаемости сайт пиратского видеоконтента Kinogo.zone.
Так, на российский сайт, предоставляющий к тому же за платную подписку просмотр легального контента, за месяц хотя бы раз зашли 509 человек, а на пиратский сервис — 437.
Интерес к «Кинопоиску», связан, скорее всего, с его вниманием к казахстанской аудитории — в онлайн-кинотеатре представлены такие отечественные фильмы как «Черный, черный человек», «Жаным, ты не поверишь», «Келинка Сабина» и другие. Кроме того, недавно стало известно о том, что на «Кинопоиске» вышел первый сезон «Рика и Морти» на казахском языке в озвучке от студии Gur Gur Apshenie. Для просмотра мультсериала на казахском достаточно установить его в настройках.
Несмотря на то что краудфандинг — система по поддержке не только контента, она все равно оказалась важным этапом в истории по монетизации контента. Это вид коллективного сотрудничества людей, которые становятся спонсорами какого-либо проекта. Это может быть форум, издание книги, помощь жертвам природных или социальных катастроф и так далее. На специальных сайтах выкладывается объявление о том или ином «проекте», и желающие могут его проспонсировать, получив с этого определенные бенефиты — благодарность, сувениры, приглашение на презентацию. Бывает, что обходится и без поощрений.
Важно отметить, что краудфандинг зародился еще до появления интернета и развития технологий: например, строительство в 1912 в российском селе Турнаево Серафимовской церкви. Средства на нее собирали крестьяне Турнаево и окрестных деревень, и им удалось набрать около 12 тыс. рублей. Или, например, издание философом Огюстом Контом сборника своих трудов — средства на них тоже собрали при помощи неравнодушного населения.
Однако краудфандинг в его современном понимании связан, конечно, с платформой Kickstarter, которая работает и сейчас. Автору проекта достаточно разместить на сайте его описание, стоимость и обозначить срок, в течение которого деньги должны быть собраны. Из последних проектов на сайте — колода Таро «для художников и мечтателей», на которую собрали уже 21 495 долларов.
В Казахстане также есть проекты, которые стали возможны благодаря краудфандингу — например, книга Юрия Серебрянского «Казахстанские сказки» была издана благодаря собранным средствам на площадке baribirge.kz. К сожалению, сейчас эта платформа уже не работает. Но в Казахстане есть и другие краудфандинговые площадки — как сайт Starttime. При этом, несмотря на все плюсы краудфандинга, в Казахстане пока не торопятся использовать все его возможности. По мнению сооснователя Starttime Нурлана Сейтказина, дело в том, что пока у казахстанцев нет чувства сопричастности и ответственности за выбранный или не выбранный проект.
«За время работы Starttime.kz мы увидели, что людям нравятся многие проекты, выставляемые на площадке, они ставят «лайки», делают репосты, но не торопятся перечислять деньги. И здесь не обойтись без модернизации общественного сознания. Необходимо, чтобы люди поняли: вкладывая даже 100 тенге, они уже помогают», — говорил он.
Еще одна проблема отечественного краудфандинга — население до сих пор полагает, что поддерживать амбициозные и полезные проекта должно государство, крупные компании или состоятельные люди. Как результат — отток способных людей за рубеж.
Но есть и однозначно положительные примеры «долгоиграющего» краудфандинга в Казахстане. Так, в прошлом году аналитический интернет-журнал Vласть запустил краудфандинговую кампанию по поддержке издания его читателями. По словам генерального директора Vласти Вячеслава Абрамова, за год удалось собрать 5,3 млн тенге, то есть в месяц поступало примерно по 450 тыс.тенге, что стало самым большим донатом в истории краудфандинга издания.
Если краудфандинг — это «отложенная» система по созданию контента, то такие платформы как Twitch позволяют смотреть тот или иной контент и сразу же оказывать ему поддержку, выдавая авторам донаты. Если зрителей не устраивает такая система, они могут смотреть стримы по подписке за определенную плату. Конечно, есть программы, позволяющие знакомиться с контентом неофициально, но в основе своей Twitch — платный сервис. Хотя эта платформа в основном предоставляет контент, связанный с тематикой компьютерных игр, на нем можно найти категории Music & Performing Arts (песни и неформальное общение по запросу зрителей), Just Chatting (стримеры общаются со зрителями или смотрят фильмы или сериалы), Travel & Outdoors (прямые трансляции с улицы или во время путешествий).
Видеохостинг YouTube также позволяет создателям контента возможность монетизировать свое творчество. Монетизация на YouTube — это отображение рекламы во время видеороликов, и автор получает деньги в том случае, если пользователь просмотрел рекламу. Поэтому есть два вида просмотров на видеохостинге — обычные и коммерческие. Монетизация на YouTube также делится на две категории — партнерская программа и прямая продажа рекламы. В первом случае рекламу на канал выбирает сам видеохостинг, проанализировав канал и поняв, что выгоднее будет на нем разместить. При прямой продаже рекламы тот или иной коммерческий продукт обращается с коммерческим предложением непосредственно к автору самого канала. Проще говоря, когда автор видео сам рекламирует товары или услуги, выбранные им без участия YouTube.
В отличие от двух предыдущих платформ, сервис Patreon оказывает поддержку не только тем авторам, которые создают видеоконтент. Востребованными могут быть и авторы песен, и писатели, и инженеры — главное, заинтересовать потенциальных инвесторов.
Хотя Patreon — это сервис, работающий по платной регулярной подписке, мы включили его именно в эту категорию, так как он во многом направлен на поддержку непрофессиональных авторов и создателей проектов в отличие от прочих платформ.
Первое и самое очевидное, что приходит на ум: оплачивая контент, человек, по сути, проявляет уважение к труду одного специалиста или команды профессионалов. Создание контента — очень сложный и трудоемкий процесс, поэтому логично, что человек ожидает оценки своих стараний в денежном эквиваленте.
Кроме того, платный контент — это еще и очень удобно. Вспомните времена, когда приходилось обыскать не один сайт, чтобы найти фильм в приемлемом качестве. А любителям артхауса на торрент-трекерах и вовсе приходилось несладко — раздающих могло просто не быть. Оплачивая раз в месяц онлайн-кинотеатр или музыкальный сервис, можно получить контент без назойливой рекламы онлайн-казино, букмекерских фирм и так далее. Разумеется, мы утрируем, и платный контент, как вы узнали ранее, весьма разнообразен, но суть остается прежней — это удобно и комфортно.
Еще одна причина в пользу платного контента — он дисциплинирует человека. Покупая подписку или поддерживая донатами автора или стримера, вы точно знаете, что вам нужно и что вы получите в итоге. Можно даже сказать, что платный контент ограничивает неосознанное потребление человека, пусть даже и информации. У нас пока не развилось такое понятие, как цифровой этикет, но мы скоро к нему придем, и осознанность в выборе контента — одно из правил поведения в сети.
Важно помнить и о такой важной вещи, как экономия времени. Плюсы этого пункта очень похожи на те, что были, когда мы говорили об удобствах, которые дает платный контент. Больше не нужно тратить уйму времени на поиски бесплатного фильма или музыки, ведь выбрав сервис с умом, можно сберечь очень много времени — бесценного по меркам XXI века ресурса.
Не стоит забывать о том, что платный контент — это еще и гарантия безопасности вашего устройства. Фильмы, музыка, книги и стриминги на официальных сайтах не принесут за собой вирусов, способных сбить работу ноутбука или смартфона, а также не позволят себе назойливо рекомендовать вам сомнительные гаджеты или рецепты долголетия.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)