Пока мы живем в 2024 году, Япония живет в 2034: топ-10 технологических прорывов, которые хочется позаимствовать
Когда речь заходит о высоких технологиях, Япония неизменно оказывается впереди планеты всей. Эта страна уже живет так, будто на...
Современный прогресс достиг таких высот, что теперь люди могут возвращать ракеты из космических полетов и создавать новые органы для пересадки, передвигаться на автомобиле без пилота и обучаться не выходя из дома, распознавать болезни на ранних стадиях и предотвращать их с помощью вакцин. Несмотря на развитие технологий, открытие новых сверхпрочных материалов и множество научных исследований, наши современники порой больше доверяют нетрадиционной медицине, нумерологам и форумам в интернете. При этом одной из самых обсуждаемых и спорных в обществе тем до сих пор остаются вакцины, изобретение которое изменило историю медицины.
Рождаясь, человек получает несколько важных вещей совершенно безвозмездно: свое имя и внешность и врожденный иммунитет. Но последнего для полноценной защиты организма недостаточно, и поэтому впоследствии у каждого человека развивается приобретенный иммунитет, более гибкий и универсальный способ борьбы с инфекциями.
Врожденный иммунитет стоит на защите организма, как солдаты в арьергарде. Если же вирус или бактерия, прорывает первые рубежи обороны, в дело вступает приобретенный, специфичный иммунитет. Т- и В-лимфоциты, образующиеся в вилочковой железе и костном мозге, распознают определенные виды антигенов, частей вирусов и бактерий, и обезвреживают их. Дочерние клетки лимфоцитов, победивших патоген, сохраняют в памяти «лик» врага – теперь если он снова попадет в организм, даже в новом обличье, иммунная реакция на вирус будет в разы быстрее и эффективнее. Этот механизм является основным при вакцинации.
Вакцины содержат в себе микробы – живые, мертвые и фрагментированные. Живые микробы намеренно ослабляют, поэтому они не могут вызвать заболевание, если только у человека нет дефекта иммунитета. Поэтому эти вакцины считаются самыми рисковыми и при этом самыми эффективными. Их используют для профилактики кори, краснухи, ветрянки, ротавирусной инфекции, туберкулеза и полиомиелита.
Вакцины против гепатита А, гриппа, менингококка, пневмококка, коклюша, бешенства содержат убитые микробы. Иммунный ответ на такие инактивированные вакцины получается слабее, но он все равно действенен.
Несмотря на возможность поствакцинальных реакций, заразиться шансов нет.
Также существуют субъединичные вакцины (в них собраны фрагменты нескольких патогенов) и вакцины, содержащие анатоксины. Они также провоцируют ответ иммунной системы, однако имеют более слабый эффект относительно живых вакцин.
Важно подчеркнуть невидимые достижения вакцин. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно иммунизация помогает предотвратить до 3 миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. Например, смертность от кори по всему миру благодаря иммунизации сократилась на 79% с 651 600 случаев смерти в 2000 году до 134 200 в 2015 году.
В Казахстане вакцинации не проходят в обязательном порядке, но большинство детей получают необходимый иммунитет с первых дней. Все профилактические прививки – бесплатны и покрываются за счет средств республиканского и местного бюджетов. Например, вакцины от туберкулеза и вирусного гепатита В ставят в первые четыре дня жизни ребенка. Потом по графику казахстанцев прививают от полиомиелита, гепатита В, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, краснухи и др. Последнюю вакцину ставят в 6 лет, если только уже во взрослом возрасте человек не будет работать в медицинских организациях или в местах массового скопления людей.
Американский педиатр и создатель вакцины от ротавируса Пол Оффит в своей книге «Смертельно опасный выбор» подчеркивает, что отказ от прививок вернул силы предотвращаемым детским заболеваниям. По словам медика, массовая паника приводит к тому, что люди начинают больше бояться побочных эффектов от профилактических вакцин, чем самих болезней.
Запуганные историями о неудачных результатах вакцинации, растерянные из-за мифов о вреде прививок или религиозных предубеждений родители отказываются от превентивных мер и подвергают риску не только непривитых детей, но и привитых.
«Люди думают, что дети сейчас больше болеют. Но продолжительность жизни за последние 100 лет удлинилась ровно в два раза, а детская смертность за тот же период упала в 10 раз. Жизнь удлинилась за счет вакцинации и антибиотиков – это факт. Мы не видим, как умирают от оспы, кори. Но когда эти вспышки происходили 100-200 лет назад, люди умирали сотнями, тысячами. Тогда каждый знал, как это страшно, а сегодня люди забыли. К сожалению, в этом плане вакцины сделали себе хуже – они так сильно подняли уровень медицины и нашего здоровья, что мы перестали бояться реального врага. И это не лекарства, а болезни», — отмечает биотехнолог Дамель Мектепбаева.
По статистике Министерства здравоохранения РК, с 2012 по 2017 год количество отказов от прививок выросло более чем в три раза – в прошлом году от вакцинации отказались 9 700 раз. Как отмечал глава Минздрава Елжан Биртанов, 43% населения сослались на религиозные причины, 45% – на личные, 6% не доверяют качеству вакцин и столько же процентов не сделали прививки из-за негативной информации, распространяемой об иммунизации.
Список опровергнутых и бездоказательных мифов о прививках включает в себя убеждения, что вакцины могут вызывать аутизм, диабет, рассеянный склероз, синдром дефицита внимания, содержат опасные или вызывающие рак добавки или неэффективны из-за «искусственного» пути попадания патогена в организм.
«Были проведены крупные исследования среди нескольких миллионов детей в Южной и Северной Америке, в Европе, которые доказали, что вакцины никак не связаны с аутизмом. Только в редких случаях возможны осложнения в виде сильной аллергической реакции, но аллергия бывает на все, даже на воду. Ни одно нормальное клиническое исследование не подтвердило связи между аутизмом и вакцинацией.
Черты аутизма проявляются на 6-9 месяце жизни, именно когда ребенок получает вакцину. Очень легко для родителя связать эти события между собой. Еще нужно учитывать тот факт, что аутизм начали определять в то же время, когда открыли вакцинацию. Два параллельных события попробовали связать. Но с таким же успехом на графике можно провести корреляцию роста аутизма и приема органической пищи», – комментирует популярное заблуждение биотехнолог Дамель Мектепбаева.
Противники вакцинации также склонны думать, что в цивилизованном и благоустроенном мире количество инфекций намного меньше, но этот утопический взгляд на мир далек от правды. Человеческий организм сталкивается с бактериями, микробами и вирусами сотни раз в день, однако в нормальных условиях лимфоциты останавливают возможные заражения на ранних этапах.
Сегодня советов и мнений «экспертов» со стороны так много, что запутаться в них не составляет труда. Из-за различных мнений, негативной информации в СМИ и искусственно созданной паники, родители в растерянности начинают доверять форумам, прикладывать подорожники к больным детям, ходить к знахарям и баксы или закармливать малышей тяжелыми антибиотиками.
Одни врачи настаивают на обязательной вакцинации — в ней они видят единственное надежное средство для предупреждения заболеваний. Другие педиатры отговаривают пациентов от прививания, ссылаясь на происхождение и содержание вакцин.
Виктория, 30 лет, 2 детей:
«Мы делали прививки обоим детям. Честно, я до сих пор не могу однозначно ответить на вопрос: поступили ли мы правильно? Однозначного ответа нет и каждый раз я колеблюсь, как на весах. Каждый услышанный мной случай о неудачной вакцинации, весы перевешивают в сторону отказа. Хотя случаи с последствиями после прививки крайне редки. Думаю, тому есть ряд причин: халатность врачей и родителей, которые ведут на прививку больных детей. А врач в свою очередь недосмотрел, не проверил. Возможно, специалист, который ставит прививку, не соблюдает правила хранения. Почему тогда делаешь, спросите вы? Прислушиваюсь к людям старшего поколения, мои родители врачи и тоже считают, что прививки необходимы. В наших силах только выбрать хорошее медучреждение, врача и молиться, чтобы все обошлось».
Анара, 35 лет, 2 детей:
«Первый ребенок получил все необходимые вакцины, на все нормально отреагировал. А вот второй получил отвод по причинам здоровья. Когда все пройдет, мы обязательно поставим прививки. Ни я, ни мои знакомые не сталкивались с негативными последствиями вакцинации. Но в интернете очень много пишут доводов против прививок».
Аида, 27 лет, 1 ребенок:
«Мы сделали первые две прививки в роддоме. Но в целом я против вакцинации. В Казахстане вакцины завозят из Китая по дешевой цене. Их качество сомнительное. Наш педиатр сказала, что дети без прививок болеют в 2-3 раза меньше».
Дамель Мектепбаева, биотехнолог, исследователь:
«Прививки — острая тема. Люди делятся на два полюса – за и против. Для меня этот вопрос тоже очень важен, потому что я нахожусь по обе стороны баррикад: как биотехнолог, который понимает, как это все работает, и как тетя двоих маленьких детей. Я могу понять сторону родителей, которые боятся давать своему ребенку какой-то непонятный препарат, который вызывает столько споров. Но к такому вопросу нужно подходить, минимизируя эмоции, с максимально трезвым умом.
Одна история в глазах родителей может перечеркнуть годы исследований и клинических испытаний, работу тысячи ученых. При этом родители, которые из страха отказываются от вакцин, не плохие. Но они не видят факты и рискуют здоровьем своих детей. Родителей нельзя винить, ведь люди, как правило, боятся того, что не понимают. Например, в 1736 году Бенджамин Франклин, весьма образованный человек, из-за оспы потерял четырехлетнего сына. Позже в своей автобиографии он писал, что горько сожалеет о том, что не привил ребенка от оспы с помощью инокуляции (Прим. ред. – предшественник вакцинации).
У людей нет доступа к правильной и проверенной информации. Им намного проще прочитать какую-то историю в инстаграме или на женском форуме, и почему-то доверять этому больше, чем врачам, за плечами которых 10-15 лет обучения.
Я рассматриваю вакцины как детское сидение в автомобиле. Ребенок, получивший вакцину, более защищен в отличие от непривитого. Однако вопрос вакцинации далеко не индивидуальный, эта проблема касается каждого члена общества.
Противники прививок говорят: «Хочешь – ставь вакцины своему ребенку, а я своему – не буду. На тебя же это никак не повлияет». Еще как повлияет. Здесь мы приходим к такому термину, как herd immunity, или коллективный иммунитет. Для того, чтобы общество могло держать заболевания под контролем, нужно вакцинировать как минимум 95% людей. Если процентаж меньше, коллективный иммунитет теряется и заболевания, которые переносят непривитые дети, становятся опасны для всех. Происходят вспышки заболеваний.
Почему же 95%? 5% остаются для самых маленьких, еще не получивших прививку, для пожилых людей, для тех, у кого слабый иммунитет или аллергические реакции. Чтобы им было легче жить, задача остальных – не увеличивать группу «5%», а значит прививаться и создать более безопасную среду.
Что делать, если родители отказываются от прививок? С ними нужно разговаривать, им нужно объяснять механизм действия вакцин, происхождение, компоненты и сроки хранения. Не стоит делать массовые вакцинации, нужно осматривать каждого ребенка перед процедурой, потому что вакцина вызовет определенный иммунный ответ. Поэтому желательно, чтобы у ребенка до этого не было простуды, насморка, температуры. Родители должны внимательно относиться к этому моменту. Но это не проблема вакцинации, это проблема нашего здравоохранения.
Один случай – это не наука, это не статистика.
Когда люди слышат или читают истории о детях, заболевших после вакцин, нужно учитывать, что не все дети здоровы первоначально. Конечно, сам процесс вакцинации не идеальный. Бывают разные жалобы на медицинских работников, так дети испытывают стресс, родители шок. Поэтому у людей отрицательная реакция.
Противники прививок говорят, что повысился уровень раковых заболеваний. Но дело не в вакцинах, а, как ни парадоксально, в научном прогрессе. Мы начали лучше выявлять рак, поэтому создается впечатление, что случаев стало больше. На самом деле, раком болели и в Древнем Риме. Но тогда люди думали, что человек умер от сглаза. Теперь же, когда врачи научились определять заболевания раньше, появилась возможность лечить болезни на ранней стадии. Нельзя отказываться от вакцин, потому что якобы каких-то болезней больше нет. Болезней стало меньше именно благодаря вакцинации – это взаимосвязанные явления.
Я очень благодарна за антибиотики и вакцинацию. Как биотехнолог, сильно надеюсь, что мы не остановимся на этом, а сможем сделать вакцины от ВИЧ и СПИДа, Эболы, малярии и Альцгеймера. Сейчас люди уже могут предотвращать рак шейки матки, вакцинируя от вируса папилломы человека. Девочек можно оградить от таких серьезных проблем. Это прекрасно.
Моя мечта как биотехнолога, как преподавателя, чтобы биотехнология появилась в школьной программе.
Детям нужно правильно объяснять определённые вещи ещё в школе. Рассказывать им, что такое вакцина, как она работает, что такое ГМО, что такое антибиотик, что такое антивирусные препараты? Если дети будут знать, как работают те или иные вещи, то будучи взрослыми, примут правильные решения по отношению к своему здоровью и здоровью своих детей».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)