Новый опиат: Почему ТикТок так популярен среди подростков?

19 минут Жасмин Ризабекова
Альтернативный текст

Откровенная правда — ТикТок переманил меня на свою сторону

Да, придется признать, что ТикТок зацепил меня — человека, который один из первых начал негативно отзываться о приложении. По правде говоря, возможность бесцельно проводить свое время и понимать, что это делают еще 800 млн человек в день — прекрасна.

Как по мне, это самый лучший антистресс в посткарантинном мире. Но чем глубже я уходила в пользование ТикТока, тем веселее и удобнее мне становилось — спасибо искусственному интеллекту! ИИ лучше меня знал, что я хочу видеть в ленте. Спустя две недели моя бесконечная лента была заполнена смешными видео и шикарно танцующими подростками.

Помимо всего прочего, у «Степи» появился свой канал на ТикТок, где мы снимаем видео и продолжаем получать позитивный фидбэк от пользователей. В мои 13 лет возможность ощутить такой прилив внимания и популярности к моей персоне точно заставила бы меня стать тиктокнутой на всю голову.

Но спустя некоторое время пользования новой платформой я перестала гореть большим желанием проводить там много времени и вернулась к традиционным подкастам и более длительным видео в Youtube.

Мой пример — подтверждение статистики. Больше 60% постоянных пользователей ТикТок младше 18. Для подростков не существует границ о том, как шутить и о чем, им несложно овладеть Adobe Affects за пару уроков из ТикТока или выучить связку движений для нового челленджа.

Азарт порождают сами пользователи, когда соревнуются, кто же быстрее наберет популярность и смешнее повторит популярный челлендж.

У взрослых просто недостаточно времени, чтобы оставаться в курсе трендов или полноценно уделять время приложению. В то время как подростки — Соники в мире информационной рыбалки.

Они живут в мире, который меняется за часы, и живут минутами, за которые сами меняют мир. 

Теперь меня волнует один вопрос: каков эффект от 15-секундных видео в долгосрочной перспективе?

История TikTok

ТикТок — сервис для создания и просмотра коротких видео, который принадлежит пекинской компании ByteDance. ТикТок существовал еще до 2018 года, но только под названием Musical.ly. Приложение задумывалось как образовательная социальная сеть и видео-хостинг, где пользователи могли бы преподавать и делиться знаниями в формате коротких видео.

Но такой формат остался не по душе пользователям и создатели Musical.ly сделали упор на развлекательную сторону приложения. Оно быстро обрело популярность среди подростков, а в 2018 году компания ByteDance выкупила приложение за 1 млрд и колоссально вложилась в рекламу. Вы, наверное, часто замечали рекламу в Youtube или на различных сайтах.

Несмотря на полный ребрендинг приложения, оно продолжает выполнять функцию, изначально заложенную разработчиками. ТикТок обучает и делает это в самых разных формах. 

Помимо хорошо продуманной маркетинговой стратегии в ТикТоке полно других фишек. Приложение раскручивает музыкантов, что помогает соцсети расцветать как музыкальное месторождение, оно не содержит никакой рекламы и состоит сплошь из пользовательского контента.

Интерфейс приложения заслуживает отдельного обзора. Начиная от того, как вы знакомитесь с соцсетью, заканчивая расположение кнопок. Все продумано до мелочей. Алгоритмы ТикТок — то, что заставляет людей продолжать создавать контент.

Ведь ты живешь мыслью, что какое-то твоё видео может выстрелить и попасть в «Рекомендации», откуда его могут просмотреть сто человек, а может и миллион. Недаром более 40% пользователей что-то выкладывают каждый день. Сейчас это самый высокий показатель вовлеченности среди социальных сетей. 

Приложение прорубает окна в комнаты зумеров. В наше время, когда почти каждый третий подросток пребывает в ипохондрии, а самоубийства — третья по величине причина смертности среди подростков, возможность стать услышанным становится актуальной как никогда.

Людям с социальной тревожностью можно не бояться выкладывать смешные видео и показывать себя настоящими. Во время съёмок коротких видео в комнате никто не смотрит на тебя, а выкладывая его в ТикТок, никто не будет осуждать.

Ведь само приложение наполнено такими же людьми, каждый из которых столкнулся с какими-либо проблемами, о которых боится говорить в «серьезном обществе». В то время как в ТикТок на волне челленджа о сексуальных домогательствах более тысячи девушек признались, что им пришлось испытать подобный опыт в жизни. 

Это огромный плюс ТикТока, но не все натыкаются на эту прослойку, так как это далеко не самый быстрый способ набрать популярность. А слава — самый захватывающий наркотик в мире, чья доза должна увеличиваться с каждым разом. 

Подростки — ходячий химический коктейль 

Митч Принстейн — заслуженный профессор психологии и неврологии им. Джона ван Сетерса — в 2018 году опубликовал книгу с лаконичным названием «Популярность», где изложил многолетнее исследование на тему популярности и того, как это предопределяет судьбу людей с детской песочницы. Принстейн нашел связь между желанием быть популярными и химическими процессами.

Он объясняет это следующим образом. Под корой головного мозга существует участок, который встречается не только у людей, но и у многих млекопитающих. Этот участок называют вентральный стриатум или участок удовольствия.

Он реагирует на любую мысль, приносящую удовольствие. Вам скоро выплатят зарплату или в пятницу вы собираетесь в бар? Участок удовольствия тут как тут. Но в подростковые годы этот участок начинает реагировать на все чувствительнее, особенно при одобрении социального характера.

Поэтому этот участок — первое, что меняется в пубертатном периоде. Он готовит нас к автономному существованию, отделяя нас от родителей и заставляя заинтересоваться сверстниками ещё до того, как вылезут первые прыщи или начнёт ломаться голос. Поэтому не беспокойтесь, если ваш 12-летний ребёнок больше не считает крутым проводить день рождения в компании клоуна и родителей. 

Возможность заявить о себе и быть одобряемым обществом — не просто клише или высокие амбиции, а спланированная игра гормонов и нейромедиаторов в нашем организме. 

К 25 годам остальные участки коры головного мозга «догоняют» участок удовольствия и мы начинаем осознанее подходить к удовлетворению желаний.

Это не означает, что мы не хотим быть популярными и после 25, просто в этот период более значимые вещи выходят на первый план, а потребность удовлетворить себя в глазах общества перестает быть навязчивой. 

Популярные тиктокеры Казахстана

Таир Ака takatta, 19 лет 

Я пришел в ТикТок по фану. Это было начало карантина, и я с друзьями решил завести канал на ТикТок. Мы снимали ради удовольствия, потому что это было просто, и за два месяца собрали аудиторию в 200 тысяч. 

Людям нравится канал Таира. Во многом из-за его чувства юмора и внутреннего чутья на тренды. Он чувствует, что нужно своей аудитории и легко идет на контакт.

Таир находится в статусе «популярен и одобряем обществом». Негативные комментарии под его роликами становится тяжелее найти с каждым разом, как его аудитория увеличивается.

Сейчас Таир и другие тиктокеры создали свой хайпхаус (hype house — дом, в котором живут популярные тиктокеры и создают общий контент). Видимо, то, что начиналось как шутка, превратилось в полноценную цель. 

Алина aka Хомяк, 17 лет 

Я назвала себя в ТикТок «Хомяк», потому что это было любимым оскорблением некоторых сверстников. У меня был лишний вес и щеки казались больше. Тогда я решила, что отберу у них возможность так оскорблять людей. В ТикТок я нашла аудиторию, которой мои щёчки нравятся, превратила это в свою фишку и обрела уверенность в себе. 

Алина — показательный пример того, как можно стать увереннее и превратить, казалось бы, свои минусы в плюсы. Она не только успела стать кумиром молодежи, но и собрала аудиторию в 1,3 млн подписчиков.

На канале Алины можно увидеть много розового и милого. Самые популярные видео девушки обычно сопровождаются эмоциональной озвучкой. Потому что тому, что может делать Алина своими глазами, бровями и всей мимикой, позавидует сам Джим Керри. 

Темирлан Ака datwolfsray, 19 лет

Я пришел в ТикТок в 2018 году и за два года набрал аудиторию в 668 тысяч. Сначала на меня подписывались из-за спецэффектов. В будущем я хотел бы побольше развиваться в этом направлении.

ТикТок предоставил площадку, где я буду нарабатывать свои умения в подаче видео. Это не Youtube, где нужна серьезная подготовка и забиты все ниши. Это что-то новое и легкое, где креативность и есть главная ниша. 

Сейчас на Тамерлана подписана преимущественно женская аудитория казахстанского ТикТок. Его иногда смущает, что он прославился именно из-за внешних данных, ведь парень обладает хорошо наработанными скиллами в монтаже и графике, но он не отказывается от привычного контента. 
 

Мы долго беседовали с тиктокерами по поводу приложения, но они чаще говорили о подписчиках, смешных комментариях и о том, как неловко бывает, когда их узнают на улицах и бегут фотографироваться.

Для них это все впервые, поэтому финансовая сторона такой популярности не так часто волнует новоявленных кумиров молодежи настолько, насколько это волнует их агентов. 

В каждой звезде ТикТок живет своя Линдси Лохан

Самой популярной девочке в ТикТок Чарли Дамелио в мае исполнилось 16 лет. Сейчас на ее канале 71 млн подписчиков, но на момент, когда вы прочитаете эту статью, может стукнуть и 80, и все 90. 

Мы уже рассуждали на тему того, что из-за настолько быстрой популярности, которую получают музыканты в ТикТок, алгоритмы получения хитов изменились. А музыканты, прославившиеся одной композицией, сталкиваются с проблемой закостенения в качестве автора одного хита

Но что происходит с подростками, которые до 18 лет сталкиваются с обратной стороной популярности?

Недавний инцидент, произошедший с Чарли Дамелио, лишний раз подтверждает опасения. На лайв-стриме певица, которая прославилась за счет одной песни в ТикТок, начала призывать Чарли к действиям сексуального характера. А позже и вовсе опубликовала в твиттере сообщение о том, что наняла 30-летнего мужчину, чтобы изнасиловать и убить Чарли.   

Какого столкнуться с прямыми угрозами и многомиллионным вниманием аудитории, среди которой есть немало людей с психическими отклонениями?

Психологи мира в один голос твердят, что детская слава в XXI веке будет расширенной гиперверсией детской славы в прошлом.

Ведь в предыдущие декады не было настолько прямого контакта с маленькими звездами, а теперь, когда ты можешь стать знаменитым сидя в своей комнате и повторяя тренды за другими, вероятность постоянной зависимости от бесконечной череды уведомлений возрастает. 

Социальные сети дали больше инструментов для общения и дискуссии, но изменили значение славы и путь к обретению популярности. 

Психологи отмечают, что до 25 лет формируются способности оценивать риски, когнитивные суждения и навыки планирования будущего. Это помогает прийти во взрослую жизнь более подготовленными и рациональными, в то время как подростки, которые рано вкусили доступность всех благ, тяжелее переносят какие-либо изменения и потрясения в жизни.  

Вопрос о детской славе должен рассматриваться не только со стороны детей, но и обращен в сторону родителей. Многие опрошенные взрослые смирились с тем, что из-за пандемии они сами стали зависимы от гаджетов и социальных сетей, не говоря уже о детях.

Но они находят в себе силы сказать: «Это мир, который живет на просторах социальных сетей, и он не настоящий», а дети становятся прямыми послами ТикТок и других приложений, которые затягивают все больше и больше хрупких умов во впадину общественного одобрения. 

Но есть еще одна группа, которая несет ответственность — широкая публика. Мы ответственны за то, что потребляем контент, который они производят. И именно мы превратили общество в своеобразное зрелище, в котором каждый может принять участие.

Читайте также: 

Топ-10 тиктокеров Казахстана: Кто вошёл в рейтинг и почему? 

Магия в TikTok: Как создавать песни на две минуты, а становиться популярным за одну

Корона-амбассадор: Кто теперь главный на рынке инфлюенсеров?

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Как решить проблему дефицита лекарств в карантинном Казахстане?

Независимый эксперт Расул Арин рассказывает о необходимости реорганизации торговли лекарствами во время пандемии.

9 минут
9 минут
Партнерский

Данияр Косназаров: «Казахстану нужен послевоенный подъем»

Откровенный разговор во Всемирный день народонаселения.

23 минут
23 минут

«Острая бритва, готовая перерезать глотку противника»: Рецензия на арт-проект Айи Шалкар AIEL

1 июля современная художница Айя Шалкар выпустила AR-проект, посвящённый дискриминации, сексизму и другим преступлениям против женщин.

9 минут
9 минут

«Матери-кукушки», дети в мусорке и другие реалии Казахстана

Общество пока не готово признать второстепенные лица и обстоятельства, вынуждающие женщин от отчаяния бросать своих детей на произвол судьбы.

19 минут
19 минут