Словарь терминов

Тиктокеры — зарегистрированные пользователи ТикТок, которые снимают видео. 

Дисс-трек (от англ. disrespectful — «неуважение») — атаковать кого-либо посредством музыкальной дорожки. 

Hit or miss («хочешь или не хочешь») — жаргонное выражение, американская игра с сексуальным подтекстом.

DMCA (Digital Millennium Copyright Act) — закон о защите авторских прав в цифровую эпоху.

Пользовательский контент — оригинальный контент, который создают пользователи каких-либо приложений или брендов, безвозмездно и добровольно. Например, комментарии, видеообзоры и публикации. 

Консьюмеризм — организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей (покупателей).

Стагнация — делать что-либо неподвижным. 


Начиная с 2018 года на таких сайтах, как Genius и Billboard прослеживается одинаковая тенденция — в чартах первые места занимают треки исполнителей, чьи песни завирусились в ТикТок. 

Понятие «завирусилось в ТикТок» можно сравнить только с пандемией коронавируса. Стоит одному человеку записать видео со звуком на фоне, как уже тысяча просмотревших видео запишут свои, и так по принципу домино. 

ТикТок появился недавно, но уже стал самым скачиваемым приложением в мире. Им ежедневно пользуются до 800 млн пользователей в день.

Влияние такой большой аудитории велико и взаимосвязано, а совместные действия могут прямо влиять на судьбу некоторых исполнителей. Например, как случилось с малоизвестным дуэтом iLOVEFRiDAYS из Атланты в 2018 году. Все началось с фейкового твита от лица бывшей порнозвезды Мии Кхалифа. 

На фото изображена участница дуэта iLOVEFRiDAYS Smokehijabi, курящая марихуану. А подпись гласит: «Она так неуважительна ко всем мусульманским женщинам и представляет нас в неправильном имидже». 

Дуэт, поверив в подлинность твита, записали дисс-трек на порноактрису и проснулись знаменитыми. Кто-то запустил челлендж под эту песню в ТикТоке, используя только две строчки из всего трехминутного трека, а именно: «Hit or miss/ I guess they never miss, huh?».

Прошло всего пару недель и трек прослушали уже 19 млн раз на Spotify, просмотрели клип на Youtube более 50 млн раз, а на Genius композиция занимала первое место целый месяц. 

В ТикТок это стало своеобразным гимном. Хотите узнать, есть ли поблизости тиктокеры? Крикните «hit or miss», и если услышите продолжение, то покиньте уже наконец детскую площадку и вернитесь домой к работе. 

Инстаграм для фотографов, ТикТок для музыкантов

Случай с iLOVEFRiDAYS не единственный. Вы, наверное, уже слышали про Lil Nas X. Певец иногда шутит, что он должен заплатить ТикТок за раскрутку его песни получше любого лейбла. То же самое сейчас происходит со множеством певцов, чьи песни выстреливают в ТикТок. А уже известные артисты сами регистрируются в приложении, запуская официальные челленджи на свои песни. 

Но что дает такая колоссальная и быстрая популярность артистам в виде дивидендов? В том же самом инстаграм хорошо развит рекламный офис. Людям, умеющим хорошо фотографировать и подавать свой контент, хорошо платят и продвигают их публикации. В ТикТок же совсем другая ситуация. 

Участник дуэта iLOVEFRiDAYS Xeno Carr поделился мыслями на этот счет: «В итоге отношения с ТикТок важнее, чем требования платить за использование наших песен. Платформа дает нам возможность контактировать с аудиторией, а это то, что нужно, чтобы продвигать песни».

Именно поэтому многие артисты готовы сотрудничать с ТикТок и давать разрешение на использование фрагментов их песен, чтобы повысить собственную узнаваемость, а следовательно, продажи. 

Многие каталоги музыки в ТикТок находятся полностью на легальных условиях. Представители приложения заключают контракты с лейблами, но если представитель лейбла или музыкант сочтут, что их музыка используется нелегально, у них не будет много опций для возмещения ущерба.

Всё из-за законов государства, на территории которых располагаются серверы ТикТок. В США вопросы нарушения авторских прав по цифровым программам регулирует DMCA. Они рассматривают нарушения прав интеллектуальной собственности и могут обратиться с правом удалить материал с сайта, но в этом случае это бесполезно, так как DMCA и другие аналогичные компании по умолчанию защищают сервисы с пользовательским контентом.

Это происходит из-за того, что корпорации с пользовательским контентом могли бы разориться из-за пары судебных исков. Поэтому заключение договоров на лицензирование происходит на правах компании, а не правообладателей.

ТикТок сейчас определит, что вы будете слушать потом

В 2019 году издание Quartz опубликовало исследование о том, что с каждым годом песни становятся все короче и короче. И на это есть свои причины. 

Во-первых, на стриминговых площадках артисты получают одинаковую прибыль за треки на одну минуты и за треки от трех минут и больше. Для артистов стало экономически выгоднее писать более короткие песни, не теряя при этом доход. 

Во-вторых, приложение ТикТок сыграло здесь не последнюю роль. Сами тиктокеры высмеивают тот факт, что не знают больше 10 секунд каждой популярной песни.  

Адам Фридман, 26-летний австралийский продюсер, начал создавать музыку, ориентируясь на ТикТок. «Мы начинаем с фрагмента, и если все получится на TikTok, спродюсируем всю песню целиком». Помимо этого, Адам поделился интересным откровением, которое заставит песни становиться более вирусными. «Я пишу текст и пробую воспроизвести его в зеркале, посмотрев, сколько движений рук можно успеть сделать за пятнадцать секунд», — сказал он. 

ТикТок дал возможность «выстрельнуть» начинающим певцам, но оставил побоку артистов, привыкших к традиционным способам промокампании. Артисты-бумеры, назовем их так, тоже не понимают, что происходит в чартах и на радио в последнее время. Первые строчки заняты ноунеймами. Артистам-бумерам ничего не остается, как адаптироваться под новую тактику получения хитов. Например, как это сделал Дрейк с песней Toosie Slide. Уже в тексте он призывает повторять за его движениями. 

ТикТок засасывает артистов, точно так же, как и обычных людей. Стоит одной песне завируситься в ТикТок, как у певцов появляется желание делать что-то похожее с каждой песней и использовать «вирусный» трек как кальку. Одним словом — сделать все то, что усладит слух тиктокеров.

В итоге это приводит к печальной обратной тенденции, которую так боятся артисты — поверхностной популярности

ТикТок манит артистов быстрой славой, но повторить успех песни, которая взлетела по какому-то рандомному совпадению, становится все сложнее и сложнее. Учитывая и то, с какой скоростью меняются тренды в приложении.  

По итогу мы получаем взвод наштампованных артистов-однодневок, чьи личности и смысл песен не интересуют аудиторию. 

Сейчас артисты из ТикТок и артисты-бумеры столкнулись с хаосом внутри музыкальной индустрии. Первые не знают, как выбраться из оков ТикТок и привлечь внимание аудитории к своей личности, а вторые не понимают, что делать со своими традиционными путями установления контакта с аудиторией, особенно в период мирового локдауна и кризиса, и в панике идут искусственно покорять новую социальную сеть. 

18-летний Ant Saunders — автор самой популярной песни в ТикТок рассказал Billboard, что не хочет оставаться просто артистом из современного приложения: «Я чувствую, что люди не знают, кто я такой. Хотя, хотелось бы, наоборот, чтобы они больше интересовались мной как личностью. Хочу показать людям, что я не очередная статистика в ТикТок, я не хочу быть случайностью».

Успех казахстанских артистов 

Случайность — это именно то, что произошло с казахстанским артистом Raim и его треком «Двигаться». Кто знал, что смешное видео с нелепыми движениями взорвет ТикТок, а впоследствии страны СНГ, Великобританию и Америку. Сейчас на оригинальном видео 3,3 млн просмотров. На минуточку, трек был выпущен еще в 2018 году. 

Если с «Двигаться» сыграла большая случайность, то с треком ХО The Limba & Andro успех был изначально запланирован, но такого успеха не ожидал и сам артист.

В одном из интервью Лимба поделился секретом, что может писать до пяти куплетов к песне, а на стадии редактуры, полагаясь на интуицию, оставлять только залегшие в душу. Может это стало причиной успеха трека? Уже сейчас композицию использовали более чем в 1,5 млн оригинальных видео в ТикТок. 

Мы спросили у активного пользователя ТикТок, чем так привлекает трек ХО пользователей: «Для начала хочу заметить, что Лимба, как по мне, один из артистов "нового поколения" в Казахстане. Я помню, когда впервые прослушала его трек "Наивная" и отметила приятный голос.

За рубежом Казахстан славится своими рэп-исполнителями и тяжелыми текстами, а Лимба — противоположность, мягкая булочка с корицей в мире козинаков. И это больше всего нравится в нем. Я могу легко запомнить текст его песни, которая не будет наполнена грубыми формулировками и напевать её весь день». 

Правда, пользователи сети уже успели приписать лирическому напеву пропаганду алкоголизма. Но что поднимет настроение в этом посткарантинном мире лучше, чем бокал ХО?

Настоящая история Золушки, которая развернулась в Казахстане, случилась с обычным железнодорожным рабочим из Аксу. В конце 2019 года 19-летний Иманбек Зейкенов выпустил ремикс на песню Roses американского рэпера Saint JHN и за считанные дни вывел ремикс в тренды ТикТока, а потом и перетек на другие стриминговые платформы.

Топ-10 в Apple Music, 6,5 млн поисков в Shazam, 4 млн прослушиваний на Spotify.

Иманбек не только обрел славу, но и внес новый виток в карьеру и узнаваемость Saint JHN. На данный момент парень продолжает работать на железной дороге, но не отрицает возможность развития музыкальной карьеры. Трек Roses (Imanbek Remix) имеет вагон платиновых сертификаций и один бриллиантовый. 

Огромный пазл без центрального элемента

Споры на тему о том, помогает ли ТикТок развиваться артистам или приводит музыку в стагнацию, будут продолжаться еще долго. Сам факт того, что ТикТок помогает быстро и по достоинству оценить труд исполнителей крайне важен, но ключевое слово здесь — быстро. 

Можно провести параллель с дайверами, которые за считаные секунды могут опускаться на глубину, а всплывать на поверхность часами, так как давление при всплывании может попросту разорвать человека на части.

Так и с музыкантами из ТикТока: слишком быстро поднялись на поверхность, а теперь не знают, чем дышать.

Они слишком рано перепрыгнули из стадии «начинающий певец» в «хитмейкер» и проспустили другие составляющие огромного пазла музыкальной карьеры. Ведь любовь к артисту — это продолжительная дружба, которая выстраивается на протяжении всего времени.

Дебаты над этим вопросом остаются открытыми. Но есть одна формула, проверенная временем: люди будут слушать то, что затронуло душу самого артиста и затронет души еще миллионов. 
 

 
 
 
 
 
Читайте также: 

Топ-10 тиктокеров Казахстана: Кто вошёл в рейтинг и почему?

Корона-амбассадор: Кто теперь главный на рынке инфлюенсеров?