Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
Куандык — скульптор-самоучка. Занимается скульптурой около трех лет, пишет песни. После школы поступил в Питер на робототехнику, но когда оставался последний год, забрал документы и уехал.
— Как пришел к тому, чем занимаешься сейчас?
Непонятно, не буду врать, и скульптура, и песни для меня все еще как хобби. К скульптуре пришел от безделья, когда оказался в полной яме. Помню, как в садике шокировал учителей своими лепками из пластилина.
После окончания школы вообще не хотел учиться. «Звонок для учителя, диплом для родителя», — примерно с такими мыслями я поступил в Питер на робототехнику.
На самом деле у меня были способности, математика мне давалась с легкостью. Мой папа доктор наук, возможно это передалось. Но, после третьего курса, когда остался один год, я просто решил забрать документы и ушел. Сейчас жалею об этом. В семье было давление со стороны родителей, что диплома не было и что я пошел против системы. Мне кажется все было намного проще, если бы я окончил тогда ВУЗ. Я не думаю, что диплом пригодился бы мне в поисках работы, но дома — да, для галочки.
После Питера я год-полтора был потерян, не знал что делать, плыл по течению. В голове был абсолютный хаос и попытки чем-то заниматься. Конец безделью и хаосу в моей голове пришел тогда, когда я просто устал и начал лепить.
У меня начали появляться какие-то мечты, появилось желание что-то оставить после себя и изменить мир. Все шло постепенно, мысли, понятие, восприятие — всё менялось с бешеной скоростью. Я только вошел в мир искусства, а там столько информации. Я читал, пытался изучать, в голову все не вмещалось, настолько было много информации. Для меня срок был сжатый, ведь я уже был старше двадцати лет.
У нас ведь понятия такие, что если ты мужчина, то до 25 лет уже должен кем-то стать и чего-то весомого добиться. Это, конечно, неважно, но люди ждут чего-то от тебя. Я единственный сын и хотелось угодить всем сразу, особенно родителям.
— То есть ты пришел к скульптуре без специального образования и от безделья?
Все песни, скульптуры и произведения искусства рождаются в основном от скуки. Со стороны всегда кажется, что кто-то вдохновил, что-то послужило причиной. Надо просто работать и все.
Скука – это лучший мотиватор, инструмент и генератор идей.
Я начинал с лепки из обычного пластилина, сидя дома. Если ты умеешь лепить, то ты еще не скульптор, это вопрос таланта. У меня есть талант — я могу прямо сказать, но этот талант ещё не показатель. Надо жить как скульптор и много жертвовать.
Да, у меня нет специального образования, но я два месяца проучился в Национальной академии художеств имени Садыкова в Бишкеке, и тоже ушел оттуда. Поступил я в академию случайно, когда в Шымкент приезжали мастера из академии и заметили меня. Поступил бесплатно и без вступительных экзаменов.
Не люблю учиться и всю жизнь не любил. Не нравятся все эти правила. Когда ребята выполняли работу в течение нескольких дней, я мог закончить за пару часов и все были в восторге. Важно было все делать конструктивно, по правилам, а я делал так, как чувствовал. Меня ругали за это постоянно. Я не понимал, какая разница, как делать, результат-то один.
В Бишкек не сможешь поступить деньгами, смотрят чисто на умение и способности. Невозможно заплатить деньги и гонять балду. Например, к концу обучения в академии, из всех выпускаются только двое-трое скульпторов.
Скульптор должен уметь рисовать, я не умел никогда. Но, когда был в академии, меня заставляли рисовать и получалось неплохо.
— Тебе не сложно без специального образования? Важно ли вообще его наличие для скульптора?
Не считаю, что образование важно, iстейтiн адам – icтейдi (кому надо, тот делает).
Мне кажется, что те, кто получал образование в вузе по специальности скульптора, потом не выдерживают давления. Во время учебы у них все готовое, уже есть заказы от их же педагогов. Потом ты уходишь из университета и попадаешь непонятно куда. Никому ты не нужен, и никто у тебя заказы брать сразу не будет, выживай.
Сколько скульпторов годами живут в нищете. Многие, окончившие вуз, не могут пережить этот начальный период. Элементарно, ты окончил вуз, тебе заказы поступать не будут сразу. Ты не знаешь как заявить о себе и в этот момент начинаешь выживать. Если выжил, значит что-то из тебя получится.
— Если у тебя нет образования, как тогда ты набивал руку? Как находил заказы?
В какой-то период ходил к одному скульптору, выполнял черную работу в течение 7-8 месяцев. Пока ходил там, просто наблюдал и учился теоретически, он меня лично не учил. Мы договаривались, что он будет мне платить, но он своего обещания не сдержал, я ушел оттуда. В последующее время просто пытался повторить все то, что видел в его мастерской и понял, что тоже так могу.
Практиковался на заказах. Понимал, что надо начать брать заказы и так я буду учиться.
У меня было пять-шесть мешков глины, решил сделать для себя скульптуру. Сделал тигрицу и выложил в инстаграм. Делал по интуиции. Обычно делают по эскизу, я так не делаю. Нахожу в интернете несколько картинок с разных ракурсов, а дальше работаю интуитивно. Потом заработало сарафанное радио и люди сами находили меня.
Самый первый коммерческий заказ поступил из Байконура. Нужно было сделать волка из советского мультфильма «Жил-был пёс». На выполнение понадобился день.
Ничего удивительного в том, что выходили на меня из других городов, я просто делал очень дешево. Волка сделал за 40 000 тенге, это почти бесплатно. Я радовался тому, что закрывал свои траты и нравилось заказчику, начальная цель была в этом. Первое время снимал студию, очень дешевую, почти жил там.
— Как проходит процесс работы?
Сначала из железа делается каркас, если фигура сложная, то к железу привязывают реечки. Сверху забивают глиной. Глине, как пластилин, легко принимает любую форму. После глины идёт гипс, чтобы отобразить мелкие детали. Когда скульптура полностью покрылась гипсом, вырезаем скульптуру по бокам. Глина уже не нужна, вся скульптура отпечаталась на гипсе. Потом заливаем гипс по форме бетоном. Это самый простой вариант.
Не существует шаблона, по которому можно сделать любую скульптуру. Для работы разной сложности надо думать с самого начала и рассматривать разные варианты, чтобы твоя скульптура держалась. Новые способы и бесконечные мысли: как закрепить глину, как лучше залить.
— Как родители относятся к твоему способу заработка, поддерживают?
Родителям не особо нравится, чем я занимаюсь. В начале было много агрессии, сейчас они видят, как из воздуха появляется какая-то работа и есть спрос, это немного их успокаивает. Их можно понять, я ведь единственный сын. Они хотят, чтобы что-то из меня вышло. Но, если думать глобально и задавать вопрос: «А что дальше, чем ты будешь заниматься?», – для родителей у меня нет ответа.
Сам я планирую заниматься этим, пока не докажу всем.
– Если скульптура не приносит тебе хорошей прибыли, то что тобой движет и что тебя держит?
Ты можешь ходить годами и в один момент все меняется. Поэтому мне нравится искусство — все происходит случайно. Я планирую заниматься этим, пока не докажу всем, это и движет мной. Если брать с корней, хочу стать великим в этой сфере. Это сложно, почти что нереально, но это движет мной. Год назад как фанатик горел этим.
Есть бесконечное обучение и нет такого конца, когда ты будешь уверен, что знаешь все.
В искусстве нравится честность. Тебя реально оценивают за талант, никаких преувеличений. Насколько хорошо делаешь, столько и получаешь за работу. Взятки тут не пройдут. Да, сложно, что нет стабильного заработка. За дело я буду считать заказ на 5 млн тенге. Пока самый дорогой свой заказ я выполнял за 1,5 млн тенге.
– Ты ведь еще занимаешься музыкой, верно? Расскажи об этом.
Музыкой я начал заниматься параллельно со скульптурой. Друг Бека научил играть на гитаре, позже мы с ним основали группу – LieLie. Считаю, что голоса у меня нет, но слух есть. Голос можно наработать. Были попытки писать свои песни, через месяц после того, как научился играть на гитаре. Попытки были ужасными.
Первые песни были прямыми, они посвящались конкретным людям. Первая песня «Лена лей» получилась на удивление хорошей, но после нее долго не получалось еще что-нибудь написать.
Параллельно с началом моего писания песен, в городе начали проводить «Квартирники» каждую пятницу. По сути, единственная площадка, где я мог попробовать себя и петь авторские песни. Люди хорошо реагировали и я понял, что у меня неплохо получается.
– Что планируешь делать дальше? Будешь продолжать двигаться в творчестве?
Никогда ничего не планирую, плыву по течению. Я пробовал планировать, не получалось. У меня в жизни никогда ничего не шло по плану. Всё происходит случайно — случайно с кем-то познакомишься, случайно начнешь какое-то новое дело.
Вообще, планирую взорвать, но пока это время не наступило. Хочу стать великим и разбогатеть на творчестве. Мои глобальные цели, как светофор в тумане – жутко. Видишь издалека как горит светофор и идешь к нему. Есть конечная, нереальная, цель, но может ты и не дойдешь до нее.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)