Зачем городам мастер-планы: интервью со Светланой Бугаевой
В новом материале мы побеседовали с Светланой Бугаевой, архитектором и директором филиала компании «База 14» в Казахстане, а...
Многие мусульманские ученые и лидеры согласны с тем, что большинство противозачаточных средств являются приемлемыми, но некоторые выступают против всех или большей части средств планирования семьи.
Мусульманские богословы, правоведы и ученые выводят соответствующие решения из самых авторитетных источников Ислама — Корана и Сунны.
Они исходят из того, что эти вопросы рассматриваются в контексте брака и семьи. Религиозные учения и научные мнения варьируются от страны к стране.
В некоторых странах с мусульманским большинством культурное восприятие и индивидуальное отношение к контрацепции и планированию семьи выражаются в религиозных терминах и на практике могут ограничивать доступ к контрацепции. Однако некоторые страны работали с религиозными лидерами для поддержки программ планирования семьи.
Мы решили поговорить об этом с Татьяной Сыщенко (Аишей), главным специалистом духовно-просветительского портала Muslim.kz Республиканской мечети «Хазрет Султан».
— Аиша, вы в исламе уже шесть лет. Сейчас вы обучаетесь в Российском исламском институте на факультете «Исламская теология». Скажите, что говорится в исламе о планировании семьи?
В любом вопросе всегда есть несколько позиций. О планировании семьи с точки зрения ислама у мусульманских ученых есть два мнения.
Первое мнение: контролировать рождаемость нельзя, кроме случаев, когда на это есть серьезные основания. Например: болезнь женщины, наличие грудного ребенка или противопоказанность самих родов. В любом случае требуется профессиональное медицинское заключение. Ученые считают, что практика планирования семьи означает, что человек больше доверяет своему разуму и ограниченному мышлению, чем Аллаху.
Второе мнение: при условии, что нет угрозы здоровью женщины и не будут нарушены моральные и этические нормы, супруги вольны использовать противозачаточные средства для регулирования количества детей.
Ни первое, ни второе мнение не противоречит шариату. Человек вправе самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Этим и отличается человек от всех других созданий Всевышнего. У человека есть свобода выбора. И если эта свобода не противоречит исламским канонам, то все соблюдено.
Конечно, сейчас есть много семей, которые приняли решение, что в их семье появятся как минимум двое детей, а максимум — «как даст Аллах». И никто не вправе осуждать и обсуждать их выбор. Но объяснить, как сделать лучше для детей и родителей, чтобы избежать последствий рождения нездорового потомства вследствие истощения мамы постоянными непрекращающимися беременностями и родами, обязательно нужно.
Цель планирования семьи — не произвести огромное множество детей, а вырастить потомство, получившее полноценное воспитание во всех направлениях: умственном, физическом, нравственном, духовном и социальном.
— Сейчас написано много материалов о том, как правильно воспитывать детей. Есть ли в исламе специальные указания на этот счет?
Сегодня воспитание не считается легким делом, как это было в прошлом, когда люди жили одним большим кланом: молодая мать рожала детей, старшее поколение их воспитывало.
Сейчас семьи живут раздельно. Многие женщины при этом выходят на работу. Детям требуется уход, чистота, забота о здоровье, социальное и образовательное попечение. На все это требуется время и силы. Дети не могут позаботиться о себе самостоятельно.
С этой точки зрения, планирование семьи не имеет каких-либо преград. Ведь главное — не просто родить ребенка, но и подготовиться к его рождению, быть в здоровой форме. Это и есть залог здоровья будущего ребенка.
Правильное воспитание и ориентация, здоровье матери и ребенка — вот что должно быть причиной планирования семьи. И если родители соблюдают все права и условия, то это прекрасно, и нет для них преград.
Планирование должно осуществляться по взаимному добровольному согласию супругов.
Сейчас многим парам пригодилось бы сексуальное и репродуктивное образование именно с религиозной точки зрения, где не опошлялась бы эта наука, и чтобы в дальнейшем сделать сознательный выбор, «не нагружая» государство или общину, в которой они живут.
Я говорю об этом не для того, чтобы представить таких родителей в негативном свете, а исходя из своего опыта наблюдения за семьями, которые обращаются с вопросами или за советами. Хочется, чтобы они повышали свой уровень знаний в сфере репродуктивного здоровья, здоровья матери и ребенка.
На сегодняшний день Совет улемов Духовного управления мусульман Казахстана издал несколько фетв, касающихся вопросов репродуктивного здоровья. К ним относятся фетва о методах контрацепции, о суррогатном материнстве, об аборте и многие другие вопросы, которые рассматриваются на постоянной основе.
— К вам за советом обращаются многие молодые женщины. Наверное, вам часто приходится развенчивать мифы.
Действительно, есть и мифы. Я остановлюсь на нескольких из них. К примеру, многие считают, будто планирование семьи — это значит быть «чайлдфри», то есть не иметь детей. Многие мусульмане, в силу своего незнания, считают, что планирование семьи — это семьи, бездетные по свободному выбору. Планирование семьи с исламской точки зрения — это определение интервала между рождаемостью детей. Решение этой проблемы было известно в исламском праве и шариате под названием «аль-азль» («прерванный половой акт»), когда семяизвержение происходило вне половых органов женщины.
«Аль-азль» заключался в том, что в прошлом мужчина по какой-либо причине, например, связанной с сохранением здоровья женщины или детей, прерывал половой акт, тем самым предотвращая беременность. В этой связи планирование семьи разрешается с тем, чтобы произвести здоровое потомство, которое родители способны правильно воспитать.
Проблема неосведомленности сейчас стоит очень серьезно. Мы стесняемся говорить о том, о чем нужно говорить с точки зрения религиозных канонов, придерживаясь всех принципов нравственности и духовности. Из-за чего впоследствии мы получаем общество, которое самостоятельно трактует религиозные тексты, само выносит фетвы и, что серьезнее и проблематичнее для общества, распространяет подобные неверные мифы и легенды в массы.
Также существует миф о том, будто методы контрацепции являются грехом. Научно доказано и обосновано, что в наше время существуют новые методы предохранения, которые учитывают поставленную Пророком цель, а именно: ограждение грудного ребенка от возможного вреда, который может возникнуть из-за беременности его матери. В этом случае современные методы предохранения — это не абортивные инструменты, а способ сохранить здоровье матери и соблюсти право ребенка на грудное вскармливание, на внимание со стороны родителей, пока пара не готова к повторным родам.
Есть также миф о том, что свободный доступ к информации по методам контрацепции привел к внебрачным связям, проституции и разврату. Все вышеперечисленные пороки получили свое распространение вследствие низкого уровня духовного, нравственного воспитания и образования. Если бы мы все своевременно доносили до своих детей знания о репродуктивном здоровье, то, как минимум, оградили бы их от самостоятельного поиска. В самостоятельном поиске подростки так или иначе сталкиваются с порнографией, которая в итоге приводит к мысли, будто случайные связи есть норма.
Мы сами, родители, боимся разговаривать со своими детьми об обычных физиологических потребностях, о которых они должны знать с правильного ракурса, чтобы потом не быть втянутыми во внебрачные связи, проституцию и разврат.
Дети и подростки сами находят информацию, потому что не находят этих ответов у родителей, которые стесняются мягко, вкрадчиво, с точки зрения религиозных и нравственных ценностей донести до младшего поколения то, что естественно.
Еще один миф говорит о том, будто бы семья потеряла свою значимость вследствие отсутствия детей из-за методов контрацепции. Для сохранения человека как вида в первую очередь необходим институт супружества, который призван продолжить человеческий род.
Ислам поощряет многодетные семьи и благословляет как мужское, так и женское потомство. Вместе с тем мусульманам разрешается ограничивать рождаемость, если имеются на то веские причины или же объективная необходимость.
Это основные мифы, которые, думаю, на этом не заканчиваются. Наша задача — правильно донести цель и благостность планирования семьи, чтобы вследствие незнания в обществе не зарождались и не распространялись подобные заблуждения.
Поэтому на данный момент Духовное управление мусульман Казахстана совместно с ЮНФПА разрабатывают учебное пособие по репродуктивному здоровью, где в совместной работе с учеными ислама и медицины рассмотрены все возможные методы, дана оценка из священных текстов.
Мы надеемся, что этот продукт совместной работы будет доказательной базой для предотвращения неправильной трактовки информации, а также поможет грамотно донести информацию до будущих священнослужителей, чтобы действующие устазы и имамы могли донести эту информацию до мусульманского сообщества.
«За секс до свадьбы забью сына камнями»: Какая система полового просвещения нужна Казахстану?
Репродуктивное здоровье и планирование семьи в Исламе на примере Индонезии
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)