Creative Steppe: как парень из Шымкента создает комиксы

14 минут Рамина Молдагожина
Альтернативный текст

Бек-Ата — 24-летний казахстанский сценарист, создающий авторские комиксы. Он родом из Шымкента, сейчас является студентом-магистрантом в European University of Lefke по специальности «коммуникации», а степень бакалавра получил в Англии в University of Hertfordshire по направлению «кино и телевидение». Первые свои комиксы Бек-Ата начал создавать в 2020 году.

Редакция STEPPE побеседовала с комиксистом и узнала, как детское увлечение превратилось в профессию, сколько времени уходит на создание комиксов и можно ли с помощью них отразить культуру и ценности народа.


— Как вы пришли к созданию авторских комиксов?

— Все это началось с 2014 года. Идеи и сценарии у меня всегда рождались внезапно — во время прогулки по парку или когда я возвращался со школы домой. Тема супергероев всегда для меня близка.

В детстве после игр с друзьями во дворе я забегал домой и начинал смотреть разные мультфильмы по каналу Jetix. У меня всегда появлялось вдохновение, и я принимался за зарисовки по мотивам кинокартин. Так и было до тех пор, пока я не начал задумываться о выпуске своих личных комиксов. 

Хочу отметить, что комиксы — это не только картинки с супергероями. Благодаря ним информация усваивается легче, чем при чтении книг. Поэтому комиксы можно использовать в качестве инструмента для обучения.

— Как создаются комиксы, сколько времени это занимает?

— Создание комиксов — это волшебный и сложный процесс. Над одним комиксом может работать целая команда, а может и несколько человек. Первым делом рисуется раскадровка — карандашом или через иллюстрации на планшете. Следом создается черно-белой вариант эскиза, накладывается цвет и используются элементы леттеринга (искусство рисования букв). 

Выпуск комиксов зависит от скорости работы художника — это может быть три месяца, полгода, а, возможно, и год. Совместно с американским сценаристом Родни Хауншелл-Вторым я придумываю концепцию комикса, а российская художница Юлия воплощает их в картинки. 

— Что для вас значат комиксы?

— Комиксы для меня — это профессия, хобби и развлечения. Они вдохновляют людей разных возрастов по всему миру — подростков, детей и взрослых. Мне всегда нравились супергерои, потому что в нашем сложном мире нужен лучик света, солнца и надежды. 

Есть некоторые люди, которым не нравится модель того, что герой вроде «Человека-паука» получает суперсилы просто так. По моему мнению, любой человек способен на подвиги и в каждом живет супергерой. 

Комиксы могут одновременно обучать и развлекать. На сегодняшний день — это искусство, ставшее частью всемирной культуры, которое нельзя отрицать. 

— Какой ваш самый популярный и любимый комикс? 

— Мне особенно нравится мой комикс-трилогия «Воин динозавров». Первая его часть — это доисторический период, где главный герой Давлат борется с монстрами за свой народ. Затем он попадает в будущее и встречается с самим воином динозавром Арланом Куандыком, который останавливает пришельцев с помощью древней силы духов динозавров. 

Здесь нет глубокого смысла, он был создан как экшн-проект. В следующих частях по сценарию идет борьба огромного динозавра с супергероями. 

Комикс Бек-Ата Воин динозавров

Комикс Бек-Ата «Воин динозавров»

— Комиксист — это больше художник или писатель?

— Одно дополняет другое. Как показала практика, так проще и легче работать. Комиксист — это, конечно, больше художник, чем писатель. Однако комиксы выступают как визуал, где необходим хороший сценарий. Потому что ни один визуал, даже самый красивый, не задержит читателя больше, чем на пару страниц. 

Однако здесь важно учитывать сбалансированный подход, когда комиксист — это и писатель, и художник. Например, в паре создателей комиксов Стенли и Джека Кирби один был писателем, а другой — художником. 

— Какие стили зарисовок вам нравятся?

— Я отдаю предпочтение рисункам Ли Бермехо, особенно его атмосферному и красивому комиксу Бэтмен Ноэль, также мне нравятся рисунки Джима Ли. Своими кумирами я считаю Жака Ива Кусто, Тура Хейердала и Федора Конюхова. 

Рисунок Джима Ли

А что касается истории и сюжетов, я бы отметил Марка Миллара — британского автора комиксов. Его работы очень драйвовые и интересные, захватывают читателя с первых страниц, особенно его комиксы про путешествия во времени. 

— Были ли у вас какие-то ошибки или неудачи при создании комиксов?

— У новичков ошибок всегда много, где-то тебя подводят или же ты ошибаешься сам. Без этого никак, так как фриланс зачастую связан с людьми из интернета. Были моменты, когда мою работу не оплачивали, или партнеры не выполняли поставленные задачи в срок. Лично у меня были ошибки с написанием сценария, но я учился на них и шел дальше.

Многие творческие люди безответственны, капризны и излишне эмоциональны, а в нашей индустрии нужно четко выполнять сроки и уметь работать в команде. Сейчас работаю с иностранными специалистами, которые имеют большой опыт и помогают не совершать ошибок.

— Чем бы вы хотели заняться, если бы не созданием комиксов? 

— Никогда не думал об этом, но мне интересно рассказывать про телевидение, кино и мультипликации. С детства мечтал быть исследователем, уфологом и археологом. Насчёт уфологии, я всегда восхищался Вадимом Чернобровым — основателем организации «Космопоиск». Они исследуют аномальные зоны и феномены, на которые официальная наука не обращает никакого внимания. 

Мне нравится доносить до аудитории идеи, мысли, создавать персонажей и придумывать рассказы. Закончив ту или иную легенду, ставлю галочку в дневнике и могу двигаться дальше по своему плану. Он расписан у меня на 20 лет вперед и закреплен идеями и сценариями, готовыми в моей голове и частично на бумаге. 

Если бы не комиксы и не другие виды сторителлинга, то, скорее всего, я бы ездил по экспедициям. Причина, по которой я начал заниматься комиксами, — в них я могу реализовать свою фантазию.

— Что вас вдохновляет?

— Вдохновение ко мне приходит само по себе, поэтому у меня очень много идей с героями и злодеями. Главными моими вдохновителями являются мои мама, папа и брат. Они всегда рядом и оказывают во всем колоссальную поддержку, чтобы ни случилось. Их вера всегда придает мне силы. 

С детства я много путешествовал. За свои 23 года побывал в Нидерландах, Бельгии, Франции, Британии, США, Саудовской Аравии, Корее и на Кипре. Путешествия, походе в горы и исследования всегда вдохновляют меня.

комикс Бек-Ата

Комикс Бек-Ата «Воин динозавров»

— Вы хотели бы стать режиссером и создавать мультфильмы? Они были бы основаны на ваших комиксах или вы хотели бы выступить в роли сценариста?

— Я очень хочу создавать мультфильмы для детей и взрослых, идей для любых жанров у меня много. Сценарии могут быть основаны на моих комиксах, или я могу выступать в качестве режиссера и сценариста самих мультфильмов. 

Также могу предоставить оригинальные идеи без комиксного сценария для казахстанских телеканалов. Я абсолютно открыт в этом плане и готов работать с нужным контентом для аудитории. Моя цель заключается в том, чтобы быть универсальным для России, Америки и Казахстана. 

Есть западные комиксы, которые отлично подходят для сценария мультфильмов, их просто нужно соединить с нашей богатой культурой, ценностями и традициями. В итоге мы получим уникальный продукт. При поддержке нашего государства я уверен, что смогу выйти также за пределы страны — на западный рынок. 

— Чем бы вы хотели заниматься в Казахстане?

— Если говорить про Казахстан, то у меня есть идеи для создания мультфильмов именно для казахстанской аудитории с учетом всех наших ценностей, культуры и идеологии. 

На данный момент в разработке находится один сценарий про Кайсара — сына Тенгри. Его сюжет заключается в том, что бог Тенгри отправляет своего сына Кайсара на Землю вместе с дочерью богини Умай, где они противостоят сыну Эрлика. Сценарий выступает больше как отсылка на казахскую версию Перси Джексона. Основная мысль заключается в понимании того, что ты не тот кем родился, а тот, кем ты выбираешь быть. 

В первую очередь, хотелось бы создать этот проект для Казахстана, а уже потом перейти на международный уровень. 

Комикс Бек-ата

Комикс Бек-Ата «Кайсар — сын Тенгри»

— Планируете ли вы вернуться в Казахстан и развивать сферу комиксов здесь?

— Конечно, планирую вернуться и сделать все возможное для развития отечественной индустрии комиксов. Частично я уже занялся этим процессом, но пока не могу раскрыть все подробности. 

Хочу внести свою лепту, опираясь на свой креатив, знания и опыт. Посетив многие страны, расширил кругозор и готов приносить пользу стране. 

— В каких проектах вы планируете участвовать?

— На данный момент моя трилогия «Dinosaur Warrior» («Воин динозавров») выходит в британском издательстве комиксов Markosia, проза вышла в издательстве «Olympia Publishers», ещё один комикс увидел свет в маленьком индийском издательстве. 

Сейчас я готовлю большой проект для российского издательства «Белый единорог». Это пока то, о чем я могу говорить свободно. Также среди будущих проектов, отмечу комикс «Каспийский ужас» жанра фэнтези и «Кайсар — сын Тенгри». 

Статьи STEPPE

Партнерский

Новые 30: Выпускники КИМЭП, которые занимаются социальным бизнесом

В материале рассказываем о том, какого работать с кризисными центрами, почему важно развивать экологичные бренды и что заставило маму в декрете открыть собственный детский сад.

22 минут
22 минут

«Несправедливо и неправильно начинать историю Казахского ханства только с ханов Керея и Жанибека»: интервью с Радиком Темиргалиевым о его книгах

Почему казахстанской историей интересуются не все, как появился этноним «казах» и с каким временным отрезком из истории схожа сегодняшняя ситуация в стране.

18 минут
18 минут
Партнерский

«Я все равно попаду в парламент»: история Мадины Джумакуловой

Мадина рассказывает о том, как она попала на стажировку в министерство иностранных дел и как это повлияло на ее жизнь.

11 минут
11 минут

«Материнство — это огромный труд»: интервью с консультантом по грудному вскармливанию

Рассказываем о видах кормления ребенка, главных мифах, связанных с этим процессом и физиологии грудного вскармливания.

20 минут
20 минут