Нурлан Жунусов, генеральный директор CINEMAX: «Казахстанские фильмы приносят всего 2–3% от кассовых сборов»

18 минут Кристина Никулина
Альтернативный текст

Кинотеатр CINEMAX Dostyk Multiplex – одна из компаний TS Development, казахстанского инвестиционно-девелоперского гиганта. Проект строительства кинотеатра был одобрен в мае 2013 года, а уже 1 августа 2014 года CINEMAX открыл двери первым кинолюбителям в Алматы. Впереди у компании амбициозные планы – открыть подобные кинотеатры в Шымкенте и Астане, а затем и в других городах Казахстана.

Рассказывает Нурлан Жунусов, генеральный директор компании:

CINEMAX – это стечение обстоятельств, весьма удачное. TS Development – структура девелоперская, занимающаяся недвижимостью. Мы построили Dostyk Plaza, Shymkent Plaza, Bukhar Zhyrau, Аэлита, Кен Дала и другие объекты.

Строить, как видите, мы умеем, а вот операционной деятельностью до этого не занимались.

В 2012 году планировали, что на месте CINEMAX будет кинотеатр сети Kinopark, но мы не договорились по условиям. Тогда акционер Серик Тульбасов решил не отдавать проект в эксплуатацию, а строить собственный кинотеатр.

На начальном этапе мы вложили в проект 11 миллионов долларов. Взяли инвестиции в тенге, а не в долларах, за счет чего не пострадали от девальвации.

15 % бюджета – это инвестиции в кинооборудование, на которое был затрачен 1 800 000 долларов.

Эта сумма могла быть и больше, ведь изначально закладывали 2 500 000. Мы не стали проводить тендер среди казахстанских компаний, а обратились к россиянам. Выбрали пятерку лучших российских интеграторов, которые занимаются поставкой, монтажом и настройкой кинооборудования, а далее разослали письма с просьбой предоставить коммерческое предложение.

В списке были такие компании, как Невафильм, Кинопроект и Asia Cinema, которые подготовили предложения по базовой комплектации со средней стоимостью в 1  200 000 долларов, без компромиссов по качеству оборудования: кинопроекторы Christie, акустика QSC, 3D системы Master Image – лучшие предложения на рынке. Бюджет позволял добавить к базовой комплектации наворотов – так в CINEMAX появилась передовая система воспроизведения звука Dolby Atmos. После месяца работы мы пригласили Невафильм для проведения аудита, после которого получили заключение о соответствии современным стандартам.

К сдаче проекта мы получили 20% экономию изначального бюджета и уложились 8 800 000. Возврат инвестиций мы ожидаем в течение 6-7 лет.     

О кинобизнесе в Казахстане

В Казахстане отсутствует открытая информация о киноиндустрии. Мы знаем, сколько мы собрали выручки за мультфильм «Зверополис». Допустим, много. А сколько собрали другие кинотеатры? А сколько всего людей в Казахстане посмотрели этот мультфильм?

Когда строишь бизнес, нужно иметь представление о том, где ты находишься, а мы плывем по океану на корабле, у которого нет ни компаса, ни GPS. Ориентируемся по звездам.

На российском рынке есть онлайн-ресурсы «Бюллетень Кинопрокатчика» и «Кинобизнес Сегодня», на которых публикуется информация по графику премьер, кассовым сборам в России и в мире. Это моя карта, но на нее нельзя рассчитывать, потому что у нас российские проекты не так популярны, а отечественного кино куда меньше. Казахстанской аналитики нет, хотя с 2014 года мы подключены к международная онлайн-системе Rentrak, но данные доступны лишь студиям.  

Зачем нужны такие данные? Представьте, я говорю, что CINEMAX растет на 22% к прошлому году. Это хорошо, верно? А что если рынок растет на 50%, получается мы, напротив, падаем. Без официальных данных по рынку невозможно адекватно оценить эффективность проделанной работы.

Когда подбирали кресла, мы не думали, какой поставщик предложит низкую цену или удобные условия доставки, мы искали кресла, на которых будет удобно сидеть два часа и спинки, от которых не болит спина.

Мы поехали за кинокреслами в Италию, где находится компания Lino Sonego и потратили целый день на то, чтобы «обсидеть» 20 вариантов.

У паралона в кинокресле бывает разная плотность. Чем плотнее паралон, тем дольше служит кресло и тем жестче на нем сидеть. Мы отдали приоритет комфорту.

Многие наши клиенты носят очки и что они должны делать, если фильм выходит в 3D формате? Надеть только 3D очки и плохо видеть картинку или надеть 3D очки поверх своих и испытывать дискомфорт. Для своего кинотеатра мы заказали клипсы, которые крепятся к очкам – мелочь, а приятно.

CINEMAX создавался при участии крупных международных поставщиков. Проект кинотеатра разработала немецкая компания Atelier Achatz Architects, а в строительстве и отделке использовались материалы из Европы. К сожалению, в Казахстане ничего в области киноиндустрии не производится, поэтому все импортное.

Но главное в кинотеатре – репертуар. Есть несколько студий, которые мы знаем с детства – это Universal, Warner Brother, FOX, Paramount и Disney. Они обладают самыми большими пакетами и выпускают самые кассовые фильмы.

Только FOX имеет в Казахстане представительство, а остальные студии работают через локальных кинодистрибьютеров – СулпакСинема, Меломан и Азия Кинопрокат.

CINEMAX не благотворительная организация, поэтому расписание показов мы составляем, учитывая вкусы аудитории, а не мнение кинопрокатчиков.

Для нас неделя начинается не в понедельник, как у всех, а в четверг – день премьер. В четверг и пятницу мы высчитываем потенциальную кассовость каждой новинки и расписываем фильмы на выходные дни, когда приходит основной поток клиентов. Недавно мы поставили рекорд. «Отряд Самоубийц» стал самым кассовым фильмом 2016 года и рекордным со дня открытия.

За четыре недели в нашем кинотеатре «Отряд Самоубийц» посмотрели 23 000 человек, а кассовые сборы составили 38 миллионов тенге.

Мы предвидели ажиотаж, поэтому за две недели до фильма открыли предпродажи на сайте ticketon.kz на 15 сеансов, а за три дня до премьеры осознали, что сеансы близятся к заполнению. Чтобы вы понимали, у нас 10 залов и каждый может показывать максимум шесть сеансов в день, то есть всего 60 сеансов в день.

В понедельник было решено добавить еще пять сеансов – того 20 сеансов «Отряда Самоубийц» в четверг, но ко вторнику и эти билеты уже выкупили. Хотелось удовлетворить спрос, поэтому в среду мы открыли продажи еще на пять сеансов. Впервые получилось, что 50%–60% сеансов в кинотеатре было отдано одному фильму. В тот четверг выручка составила 12 миллионов тенге – в четыре раза выше средней выручки.

Планирование репертуара и создание расписания в кинотеатре называется букинг. Выходит много новинок и специалисты должны разбираться во вкусовых предпочтениях зрителя. Это смесь киномана и маркетолога, но эту специальность в Казахстане не учат.

Фильмы казахстанского производства приносят всего 2–3% от кассовых сборов.

Мы их мало показываем, потому что зрители на них не ходят, а производители не знают свою целевую аудиторию, не умеют прописывать бизнес-план и создавать кассовые проекты. Легче всего обвинить во всем кинотеатры. Но я бы с радостью убрал из репертуара сколько угодно голливудских и российских фильмов, если бы казахстанские собирали столько же.

Казахфильм, например, дотируется государством и имеет мощную техническую базу, но в 2016 году я не получил от них ни один кассовый продукт. А почему? Когда получаешь деньги от государства, не приходится думать о конкуренции, стараться, нанимать менеджмент, который бы отвечал за показатели эффективности, думать о маркетинговой стратегии и целевой аудитории. Казахфильму можно противопоставить проект Нуртаса Адамбая «Келинка Сабина». Созданный на личные средства Адамбая, фильм собрал миллион долларов.

 Кинотеатр для всех

За два года работы мы обслужили 1,5 миллиона человек.

Целевая аудитория формируется за счет локации, к нам не приедут люди, которые живут на Ташкенской-Саина. Они пойдут в Прайм Плазу. Наша целевка – это люди, проживающие в Самале, посещающие Dostyk Plaza и тонкие ценители качественной картинки и звука. Аудиторию мы делим по стоимости билетов: детские, студенческие, взрослые, бизнес-зал и VIP-зал. От 20 до 25% – это студенты, от 10 до 15% – дети и от 50 до 65% – взрослые.

Бизнес-зал появился три месяца назад, раньше были только стандартные залы и один VIP. Для бизнес-класса мы подобрали кресла повышенной комфортности от малазийской компании Ferco слайдером – это не просто откидывающаяся спинка, но и выезжающая сидушка. Бизнес-зал дороже чем обычный, но дешевле чем VIP: в выходные дни билет стоит от 2000 до 2400 тенге, а в рабочие от 1700 до 2000 тенге.

В VIP-зале всего 20 мест, то есть 20 соф, отделанных премиальной алькантарой с электроприводом. Каждое место оборудовано планшетом для заказа еды и напитков. Цена билета составляет от 4500 до 7500 тенге.

Мы стараемся заботиться о клиентах. Например, часто увидишь трейлер, хочешь посмотреть, а когда вспоминаешь о нем, он уже вышел из проката. Поэтому мы размещаем трейлеры и анонсы в своих социальных сетях. Кажется людям нравится – у нас 38 000 подписчиков в Instagram.

В двух залах установлена аудио технология Dolby Atmos. К потолку закреплен еще один набор громкоговорителей, обеспечивающий так называемый «Голос Божий» ("Voice of God")

Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» студии Pixar. Это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах звука, а на аудиообъектах. Плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля – это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены, в том числе и в любом месте над головой.

О планах 

В 2015 году нам удалось выйти в лидеры кинопроката по кассовым сборам: доля рынка по Алматы 20%, по Казахстану - 8%. CINEMAX опережает и по онлайн-продажам билетов (12%)

В ноябре планируется открытие второго кинотеатра, на этот раз в Шымкенте. В кинотеатре, расположенном в ТРЦ «Shymkent Plaza», будет семь залов. Основная цель – заполучить 80% доли рынка города за счет увеличения проникновения услуг кинопоказа. За Шымкентом последует проект в Астане.

Сначала в проекте был только я, а спустя два года нас уже 70 человек в команде и еще человек 30 на аутсорсе. У нас есть линейный персонал: контроллеры, кассиры, бармены, киномеханики и клининг. Все они работают сменами, многие из них студенты и надолго не задерживаются, в год на одном месте сменяется два человека. Эти люди относятся к кинотеатру, а есть еще мозговой центр, который генерирует идеи для того, чтобы сервис оставался на высоком уровне, а бизнес развивался.

Этот мозговой центр можно разделить на три подразделения: кто-то строит, а кто-то наполняет объект контентом и атмосферой. Мое подразделение занимается развитием CINEMAX как сети, мы занимаемся строительством и стратегическим планированием. Отдел кинопроката работает с кинопрокатчиками, киностудиями, с репертуаром и расписанием. Они делают все, чтобы в кинотеатре было качественное кино. Третье подразделение работает с посетителями – маркетинг и пиар.

Уже через два года после открытия мы заменили 3D системы Master Image Clarity на более продвинутую систему Master Image Horizon, обновили 2 проекционные установки Christie и отделку VIP-зала, заказали новую подсветку ступеней для 3, 4, 6 залов, перешли на новое программное обеспечение касс и консешн-бара, доработали систему видеонаблюдения и разрабатываем дополнительные сервисы для удобства клиентов. Мы построили кинотеатр, который и 10 лет прослужит без дополнительных вложений, но мы постараемся так не делать, потому что кинобизнес должен меняться под тренды.

Если появится новая стоящая технология, мы постараемся ее внедрить, чтобы никто через несколько лет не сказал, что CINEMAX старый кинотеатр с плохими сидениями и акустикой, от которой болит голова.


Фото: Дияра Шукбарова

Статьи STEPPE

Недетский бизнес: Как зарабатывать на комиксах в Казахстане

Редакция The Steppe узнала, сколько стоит открыть магазин комиксов, как их издавать и кто привел Marvel в Казахстан

13 минут
13 минут

Жасулан Асанулы, управляющий партнер CrossFit Astana: «Когда мы вернулись в Казахстан, о кроссфите тут никто не слышал»

В рамках нового проекта о казахстанском бизнесе «Легко не будет», мы поговорили с управляющим партнером о девальвации, уходе из нефтяного сектора и сложностях запуска первой сети аффилированных кроссфит-залов в Астане

23 минут
23 минут

Яблочный бизнес по-казахски

The Steppe выяснил, почему сады похожи на виноградные плантации, государственные подачки мешают развитию, а апорт не подходит для экспорта

24 минут
24 минут

«Вайнер» – клеймо или благословение? Сколько зарабатывают на Instagram в Казахстане

Yuframe, Jokeasses, CrooTeam и Batyroff о том, сколько они берут за рекламу, платят ли налоги и почему им всем нужно валить в YouTube

43 минут
43 минут