Ансат Ділдабай ойнаған фильмдер мен сериалдар қандай?
Сіз Ансат Ділдабайды талантты музыкант және Moonlight тобының солисті ретінде білетін шығарсыз, бірақ бүгін STEPPE оны актер...
Два года назад мой знакомый уже ездил в эту летнюю школу. Я узнал о программе в декабре 2017 года, нашел веб-сайт, почитал про нее. Сразу загорелся желанием подать именно туда, так как космосом я увлекаюсь с детства. Всегда смотрел Discovery Channel, передачи, видео про космос, читал про это книги.
Особенность программы состоит в том, что она международная. До этого я много раз искал стажировки в NASA, но туда берут только граждан США. Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти несколько туров. Первый тур — эссе и резюме. Второй — это skype-интервью.
Мне нужно было написать эссе и ответить в нем на пару вопросов. Например: «Три причины, почему человек должен полететь на Марс» или «Пять вещей, которые могут встретиться по пути на Марс». Что-то такое.
Я должен был все описать, написать свое мнение и отправить вместе со своим резюме, рекомендациями учителей и оценками. До этого я уже подавал документы в некоторые американские университеты, поэтому у меня уже были готовые переведенные рекомендации.
Прошло около месяца после того, как я отправил свое эссе и мне приходит уведомление о том, что я прошел во второй тур. Интервью должно было состояться через 5 дней, но я не боялся. Вообще не готовился. Я проходил интервью до этого и был уверен в своих силах.
Ожидал, что разговаривать со мной будут 2-3 человека, а там сидел целый конференц-зал.
За круглым столом сидело шестеро управляющих программы и несколько выпускников программы.
Интервью длилось около 40 минут, но вопросы были очень неожиданные. Я думал, что мне будут задавать более личные вопросы. Например, где я живу или почему я хочу попасть именно в эту летнюю школу. А меня спрашивали, какую нужно построить ракету, какой у нее должен быть диаметр и какие идеи я могу предложить. Когда я писал эссе, то добавлял эту информацию, поэтому вспомнил это и смог что-то ответить, хотя сильно волновался.
Через несколько недель мне сообщили, что я прошел. Позже всем участникам прислали 30 страниц задач по физике и математике, которые они специально подготовили, и мы должны были их решить и отправить обратно. Я приходил со школы и решал задачи вечером и ночью. Потратил на это около месяца.
Мои родители знали, что у меня есть страсть к науке, поэтому сразу разрешили поехать.
Сама программа разделена на 5 частей и 5 команд: желтая команда, красная, бирюзовая, зеленая и синяя. В эту летнюю школу собирают студентов из 23 стран мира от 15 до 19 лет.
Цель каждого студента — организовать гипотетическую миссию на Марс.
Всех разделяют на 5 команд по 10 человек. Синяя команда отвечает за науку, роверов, скафандры. Красная команда, в которой был я, отвечает за перевозку астронавтов с Земли до Марса. Желтая — за политику и бюджет. Зеленая — за жилье, модули. И бирюзовая команда отвечает за корабль, который покинет Землю и приземлится на Марс.
Нам даже дали доступ к архивам NASA, которые мы изучали, собирали информацию и, основываясь на этом, предлагали идеи и организовывали миссию.
Программа длится две недели. Сначала я подумал, что это слишком мало, но на самом деле в этом весь смысл школы: за две недели придумать миссию на Марс.
Летняя школа началась 22 июля. Билеты мы оплачивали сами, а также платили около 1000$ за все остальное. Нас помещали в host families, по 2-3 человека на одну семью, а личные расходы мы оплачивали сами. Семья очень милая, мне очень понравилось у них жить. Они водили нас на мероприятия, общались с нами, готовили еду. В общем, вели себя как самая обычная американская семья.
На первой неделе программы мы обсуждали наши идеи. Я предлагал создать корабль из трех модулей, где в первом будут жить астронавты, во втором будет находиться груз, а в третьем — корабль, на котором прилетели астронавты. Также хотел сделать искусственную гравитацию на корабле и там, где будут жить астронавты.
На второй неделе мы разделились по командам. Я захотел сделать исследование по системе жизнеобеспечения. Другие ребята отвечали за искусственную гравитацию, топливо, массу и материалы. Мы также обсуждали проблему очищения воды, углекислый газ в помещениях и автономность всей системы.
Каждый день мы вставали в 7 утра, завтракали с семьей и шли на лекции в Университет Хьюстона, потому что архивы NASA находятся именно там. Нам даже разрешили скопировать некоторые документы и забрать домой. Работали над своими проектами 4-5 часов и шли на ланч. Позже к нам приходили геологи, лекторы и профессионалы индустрии.
Мне запомнилась девушка-геолог, которая работала над ровером Curiousity, который сейчас на Марсе. Она рассказывала нам, куда на Марсе лучше всего приземляться и какие места нужно исследовать.
После лекций мы снова занимались своими проектами, а потом возвращались домой к принимающей семье.
В субботу и воскресенье у нас не было учебного дня. На первой неделе мы ездили в Космический центр имени Линдона Джонсона на экскурсию, которую провел сам директор центра Джордж Эбби. В воскресенье мы ездили в обсерваторию Хьюстона и смотрели на Марс и Юпитер.
На второй неделе мы уже работали активнее, так как к концу недели мы должны были представлять проект. В моей команде были студенты из Ирландии, Коста-Рики, Франции, Канады и Болгарии. Обязательным условием была коммуникация не только внутри своей команды, но и с другими командами, потому что мы все занимались одной миссией.
У каждой команды был своей ментор и с нами рядом всегда были организаторы. Мне очень понравилось, что они собрали интересных менторов. Например, нашей красной команде помогала девушка-австралийский летчик военного вертолета. У другой команды ментором был инженер европейского космического агентства. Мы обсуждали с ними новые идеи, а они давали нам практические советы.
В конце наш проект оценивали представители из Космического центра Джонсона и директор программы. Они задавали уточняющие вопросы, а если им что-то не нравилось, то рассказывали, как можно это сделать лучше.
Самое важное, чему я научился в этой программе — это работа в команде. Все основывается на этом, потому что каждый участник занимался определенным делом. Мы оценивали работу и поддерживали друг друга.
Мне также понравилось, что я увидел настоящих людей, которые работают в космической индустрии, в NASA. Мы встречались с астронавтами, общались с Сунитой Уильямс, у которой было два полета в космос: один на космическом шаттле и один на МКС, где она провела шесть месяцев. Их очень интересно слушать, потому что они рассказывают не то, что они прочитали в книгах, а то, что испытывали сами.
Во время стажировки я заметил, что участвует очень много ребят, которых страна или школа отправляла за свой счет как представителей. Я спросил у директора, можно ли так отправлять школьников из Казахстана и он сказал, что для этого нужно найти спонсоров.
Уже дома в Алматы я познакомился с президентом Fizmat Endowment Fund, который отправляет ребят на международные олимпиады за средства фонда.
Я поговорил с фондом, рассказал про эту стажировку и теперь они будут работать над тем, чтобы отправлять учеников на летнюю школу в Хьюстоне.
Сам я уже поступил в университет Worcester Polytechnic Institute на бакалавриат и буду изучать аэрокосмическую инженерию. Надеюсь, что буду работать в какой-нибудь аэрокосмической компании. Конечно, хотелось бы в NASA.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)