Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать
В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...
История Казахстана, как и любой другой страны, обременена множеством мифов и недопонимания. Эти заблуждения могут возникать из-за устных традиций, интерпретаций исторических событий, а также из-за недостатка документальных доказательств. Недостаток информации об исторических событиях часто порождает их мифологизацию и сакрализацию. Со временем эти мифы прочно закрепляются в сознании людей, из-за чего развеять их становится все сложнее. По словам историка Жаксылыка Сабитова, мифы возникают в ответ на пустоту, которую нужно заполнить.
Давайте подробнее рассмотрим шесть популярных мифов о Казахстане и разберемся, что стоит за ними.
Одним из самых распространенных мифов является представление о том, что казахи изначально были блондинами с голубыми глазами. Это утверждение не имеет научного обоснования и игнорирует сложный процесс формирования казахской нации. Казахи как народ возникли значительно позже монгольских завоеваний, и их антропологические корни более разнообразны.
Первый казахстанский антрополог и основатель антропологической школы в стране, Оразак Исмагулов, в своей монографии «Происхождение казахского рода» (в соавторстве с Айнагуль Исмагуловой) выдвинул концепцию антропологической преемственности казахов от андроновцев — древних людей, населявших территорию Казахстана. Исмагулов утверждает, что «четыре тысячи лет назад предки казахов, населявшие территорию от Алтая до Каспия, были европеоидами». Однако у представителей европеоидной расы существовали свои особенности в разных регионах.
Исследования показывают, что в Казахстане у них были плоские лица, низкий рост и плоский лоб. Доктор исторических наук, профессор Жамбыл Артыкбаев, указывает на сложности в доказательстве того, что предки казахов были голубоглазыми блондинами. Например, иранцы, которые также относятся к европеоидной расе, имеют черные волосы и темные глаза. Это подтверждает многообразие физических характеристик, присущих различным этническим группам.
Другим распространенным мифом является представление о том, что Отрарская библиотека была второй по величине в мире и превосходила Александрийскую. Считается, что библиотека была разрушена во время монгольского нашествия, что стало причиной ее исчезновения.
Однако многие исследователи полагают, что этот миф возник в советское время. Необходимость получить финансирование на раскопки в Отраре могла способствовать преувеличению важности библиотеки. На сегодняшний день нет достаточных археологических или исторических доказательств, подтверждающих существование библиотеки такого масштаба. В то время как в Александрийской библиотеке действительно хранились миллионы свитков и текстов, Отрарская библиотека, скорее всего, не могла сравниться с ней по размеру и количеству хранимых знаний.
Существуют записи о том, что в Отраре действительно была библиотека, однако ее размеры и содержание, скорее всего, были более скромными, чем предполагается в мифах. Этот миф подчеркивает важность критического подхода к информации и необходимости тщательного изучения исторических источников.
Существует распространенное мнение, что казахи не имели письменности до прихода русских. Однако на самом деле у казахов существовали системы письма на основе арабской графики и древнетюркских рун задолго до внедрения кириллицы. Эти письменные системы использовались для записи законов, историй и даже поэзии, что свидетельствует о наличии письменной традиции в казахской культуре.
Система письма, основанная на арабской графике, была широко распространена в Казахстане и использовалась для ведения деловой документации, создания литературных произведений и записи религиозных текстов. Принятие ислама в IX-X веках также привнесло в культуру письменность, основанную на арабской графике. Это взаимодействие между тюркскими и арабскими элементами создало уникальную культурную и языковую среду.
Существует множество исторических документов, которые подтверждают наличие письменной традиции у казахов. Исследования показывают, что казахи использовали письменность для передачи своих знаний и культуры из поколения в поколение. Этот аспект истории Казахстана следует учитывать при анализе культурного наследия страны.
Миф о том, что народ Казахстана всегда исповедовал исключительно ислам, также требует пересмотра. До принятия ислама в IX-X веках многие тюркские племена, населявшие территорию современного Казахстана, практиковали шаманизм, тенгрианство и другие языческие верования.
Шаманизм и тенгрианство представляли собой сложные духовные практики, которые формировали мировоззрение и культуру казахского народа. Эти традиции существовали параллельно с исламом, и многие элементы древних верований впоследствии интегрировались в исламскую практику. Таким образом, казахская религиозная идентичность стала многообразной и многослойной.
Исследования показывают, что шаманизм, тенгрианство и ислам сосуществовали на протяжении веков, и многие казахи придерживались смешанных религиозных практик. Этот культурный синкретизм является важным аспектом понимания казахской истории и идентичности.
Распространено мнение, что Советский Союз принес цивилизацию на территорию Казахстана, игнорируя наличие развитых городов, торговли и культурных практик в регионе до прихода советской власти. Археологические находки свидетельствуют о высоком уровне городской жизни и торговли, а также о существовании богатой культуры, в том числе в таких городах, как Тараз и Сауран.
Древние города Казахстана, такие как Отрар, Испиджаб и Тараз, были важными торговыми центрами на Великом Шелковом пути. Они способствовали обмену культурными и торговыми традициями между Востоком и Западом, что подтверждает существование развитой цивилизации задолго до прихода советской власти.
Несомненно, советская власть сыграла значительную роль в модернизации экономики и инфраструктуры. Однако следует признать, что Казахстан имел свои собственные культурные и социальные традиции, которые существовали задолго до этого периода. Важно учитывать богатую историю региона, чтобы избежать одностороннего взгляда на его развитие.
Портреты Абылай хана, которые широко распространены, на самом деле являются недостоверными. Антропологическое исследование Оразака Исмагулова указывает на то, что Абылай хан хромал и имел несколько физических увечий. Однако большинство изображений хана не учитывают этих характеристик, что создает искаженную картину его внешности.
В 1943 году художник и кюйши Мажит Айтбаев, находившийся в Германии, создал портрет Абылай хана, ориентируясь на фотографии его правнука, Шокана Уалиханова. Этот портрет стал основным образом, с которым ассоциируется Абылай хан в современном обществе. Однако такая интерпретация не передает реального облика этого исторического персонажа.
Важно помнить, что портреты исторических личностей часто создаются на основе фантазий и предположений, а не точных описаний. Исторические исследования должны быть ориентированы на точность и объективность, чтобы избежать искажения исторической правды.
Продолжение материала можно найти здесь.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)