5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...
В 2024 самыми импортируемыми являются лекарственные средства (2,5%), летательные аппараты (2,3%), смартфоны (2,3%) и другие (3,9%). По словам директора Молочного союза Казахстана, Владимира Кожевникова в торговых сетях страны до 80% продуктов питания формируют импортированные товары, а самую большую долю составляет сахар (90%).Он также отмечает, что из-за производительского спроса на дешевые товары, ежегодно снижается доля продукции, произведенной в Казахстане. И хотя общий процент импорта уменьшился за счет снижения числа поставок легковых автомобилей, кузовов для них и смартфонов, он все еще остается привлекательным. Это произошло из-за укрепления курса тенге, и, как следствие, подорожания экспорта.
Депутат Сената Парламента Сагындык Лукпанов заявил, что сегодня наш рынок недостаточно защищен от влияния импорта на экономическое развитие Казахстана. При этом, казахстанского производства недостаточно для успешной реализации внутри страны, как и покрытия. Но можно ли Казахстану выйти из зависимости от импорта? На этот вопрос ответила генеральный директор транспортной компании SevenR Logistics Оксана Сорокина. Она 23 года работает в сфере логистики и занимается трудовыми перевозками, консультированием по санкциям для малого и среднего бизнеса, формированием депутатских запросов по улучшению положений по импорту и экспорту.
Каковы причины доминирования импорта в Казахстане?
Оксана Сорокина, генеральный директор транспортной компании SevenR Logistics:
«Сегодня емкости казахстанского рынка недостаточно для того, чтобы заниматься собственным производством. Например, в нашей стране проживает всего 20 миллионов человек, в то время, как в Китае эта цифра близится к полутора миллиардам. Соответственно, емкость их рынка в разы выше, как в производстве, так и в числе задействованной рабочей силы. Из-за этой разницы себестоимость произведенного в Китае падает в несколько раз. В нашей стране элементарно не хватает ресурсов, — водных и человеческих, — чтобы количественно покрыть эту разницу. Импорт, в свою очередь, легче и быстрее.
Постоянная нехватка топлива — это та проблема, которая не дает наладить логистические процессы в стране. Это нонсенс, ведь Казахстан считается нефтяной державой. Например, по итогам прошлого года было добыто около 90 миллионов тонн полезного ископаемого.Тем не менее, в нашей стране проблемы со всеми видами перевозок как в импортном, так и в экспортном и внутриреспубликанском сообщении.
Что делает государство для изменения сложившейся ситуации?
Наше государство поддерживает местное производство и содействует выходу компаний на международные рынки – льготное кредитование путем субсидирования процентной ставки банков второго уровня или активное функционирование АО «Фонда развития предпринимательства «Даму», который оказывает как консультационное сопровождение проектов, так и кредитование. Появляются текстильные бренды, которые составляют конкуренцию по качеству. Но все возвращается к тому, что у нас есть сосед, который производит больше, быстрее и дешевле. Также не стоит забывать о том, что в Казахстане ограничена покупательская способность населения. Например, за первый квартал 2024 года денежные расходы на душу населения выросли на 8,5%, чем за аналогичный период прошлого года. Общий процент расходов на продовольственные товары по стране составляет 50,5%. Это говорит о том, что большую часть своей зарплаты средний казахстанец тратит на продукты питания и у него не остается финансовых возможностей приобретать дорогую и качественную одежду нашего производства, например. И пусть костюм изготовлен из натурального хлопка с использованием натуральных красителей, которые долго прослужат, он будет стоить порядка ста тысяч тенге. Тогда как китайский аналог выходит в десять раз дешевле. Простому казахстанцу незачем думать о том, что он будет носить этот костюм несколько лет — купить надо здесь и сейчас и чтобы было подешевле. Товары китайского производства закрывают эту потребность.
В чем проблема зависимости от импорта из других стран?
Каждое государство стремится сократить бюджет на производство, так как не существует стран, которые производят все товары самостоятельно. Вопрос заключается в другом – как быть, если нарушатся каналы доставки? И это риск не только для Казахстана, но для всего мира. Представим ситуацию: мы нашли хорошего партнера, работаем на выгодных условиях, а потом случается локдаун. Или война. Например, сейчас страдают немецкие автопромы, ведь некоторые детали для машин производились в Украине. Например, компания LEONI, которая делала кабели для Opel, Porsche, Volkswagen, Audi, Lamborghini и MAN Получается, что основной канал доставки оказался нарушен, и Германии приходится тратить больше денег и времени на закуп. Конечно, невозможно перестроить всю цепочку импортируемых товаров. Но, важно помнить о том, что привычные каналы всегда могут закрыться, поэтому нужно постоянно искать альтернативу и стимулировать производство внутри страны.
По моему мнению, сегодня Казахстан имеет все шансы успешно заместить сельское хозяйство. Например, узбекистанские помидоры дешевле и вкуснее казахстанских – 2 доллара против 2.37 за килограмм, соответственно.
Земельные ресурсы Казахстана составляют 25 млн га пашни. Однако страна сталкивается с тем, что производит сырье для зарубежного рынка, но при этом импортирует уже готовые продукты. Один из ярких примеров – макаронные изделия итальянского производства.
Выделяется несколько ключевых проблем:
– низкая платежеспособность казахстанцев;
– дефицит качественного сырья;
– недостаток квалифицированных кадров.
Учитывая это, в Казахстане особенно страдает малый и средний бизнес, который во многих странах становится активным драйвером для качественных изменений производства. Так, получается, что местным фермерам выгоднее экспортировать товары другим рынкам, но не внутрь страны.
Какие основные риски несет за собой низкое количество аналогов для импортозамещения?
Импортированные продукты создают здоровую конкуренцию на рынке. И, казалось бы, для нас это даже хорошо – появляется мотивация выращивать качественные продукты для среднего ценового сегмента. Но для этого необязательно идти по тому пути, который избрал Казахстан. Как мне кажется, имеет смысл брать успешные модели стимулирования рынка, которые предлагают наши соседи, и адаптировать их под себя.
Приведу пример из моей отрасли: грузовые автомобильные перевозки сейчас стоят очень дорого, к тому же, активно поднимается вопрос о белорусских перевозчиках. Все потому, что около десяти лет назад, Александр Лукашенко решил активно развивать эту отрасль и сделал льготный лизинг (3%), ввел нулевую пошлину и НДС на покупку автотранспортных средств. Это привело к тому, что вся наша страна стала осуществлять перевозки на белорусских автомобилях, а не казахстанских. Хотя и машины одинакового качества, и срок доставки един. Но почему так произошло? Ответ прост – дело в цене. Наши клиенты будут выбирать то, что дешевле, так как в конечном итоге это скажется на итоговой стоимости товара. Чем продукт дешевле, тем больше людей его купит, ведь речь идет о низкой и средней покупательской способности. Сейчас наши перевозчики вынуждены сбивать маржу максимально, чтобы соответствовать запросам рынка, которые установила Беларусь.
Имеет ли наша страна потенциал выйти из зависимости от импорта?
Сегодня Казахстан активно субсидирует текстильную промышленность, хотя модель можно с натяжкой назвать конкурирующей. Однако нельзя сбрасывать со счетов то, что любой подход в этом направлении может дать стране кейсы успешного импортозамещения. Представим, что есть два отечественных бренда одежды: один из них доступен по цене среднему казахстанцу, второй – более дорогой. Первый производит товары за пределами страны, в то время как у второго все производство сосредоточено в Казахстане. Таким образом получается, что хотя первый бренд выходит дешевле, а второй — качественнее. Это важно учитывать, когда речь заходит о полном импортозамещении при производстве.Товары, которые производятся в Казахстане будут дороже, но государству нужно двигаться в этом направлении и стимулировать покупательскую способность, чтобы мы могли не только импортировать, но и создавать свое, повышая конкурентность на рынке.
Какие существуют способы выхода из зависимости от импорта в Казахстане?
В мире существует несколько удачных примеров объединения кластеров, напкоторые увеличивают спрос на внутреннем и внешнем рынках. В этом вопросе важно, чтобы производители из одного сектора не смотрели друг на друга как на врагов, а качественно адаптировались к изменениям рынка, укрепляя свои позиции при закупке сырья. Таким образом будет возможным снизить издержки и стать более привлекательными для клиентов с разной покупательской способностью. Для этого необходима активная поддержка со стороны государства. Например, создать логистические хабы. Это поможет производителям снизить цену на закуп сырья, но при этом и контроль качества, и сборка заказа будут под наблюдением одного промышленника.
Я уверена, что нам нужно развивать сотрудничество государственного и частного предпринимательства. Также следует сделать упор на привлечение иностранных инвестиций. В народе бытует мнение, что если начать активно работать в этом направлении и вести сотрудничество с иностранными инвесторами, то мы якобы продадим родину. Но что тогда делать, если у нас пока не хватает ресурсов и кадров для реализации импортозамещения и развития собственного производства? Как мне кажется, при грамотном подходе национальный интерес только выиграет. Например, привлечение зарубежных инвестиций поможет создать новые рабочие места с достойной заработной платой и условиями труда по европейским стандартам. Далее останется лишь поднакопить обороты и мы перестать зависеть от импорта в тех сферах, которые успешно можем производить самостоятельно».
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)