«При расставании я отдал им все»: интервью с экс-продюсером Ninety One Ерболатом Беделханом

8 минут Дания Ермеккызы
«При расставании я отдал им все»: интервью с экс-продюсером Ninety One Ерболатом Беделханом

Ранее редакция выпускала большое интервью с группой Ninety One, в котором ее участники рассказали об уходе из Juz Entertainment и развитии собственного пути. Недавно ZAQ, Alem, ACE и BALA появились в новом эпизоде подкаста режиссера Каны Бейсекеева Zamandas и подробнее рассказали о периоде сотрудничества с крупной компанией, условиях расторжения договора и политике недоступности. 

Редакция STEPPE решила поговорить с музыкальным продюсером, участником группы Orda и руководителем Jaz Entertainment Ерболатом Беделханом, чтобы узнать его точку зрения на разрыв контракта с группой и будущих планах на развитие музыкальной индустрии в Казахстане. 


— В какой момент вы пришли к продюсированию Ninety One, чем занимаетесь сейчас и какие у вас есть планы на будущее? 

— Я родился в Монголии, в 1991 году переехал в Казахстан. В связи с тем, что мои родители — музыканты, я всю жизнь рос в музыкальной среде, часто принимал участие в конкурсах и с детства увлекался разным творчеством: музыкой, танцами, искусством. В 2000 году, когда мне исполнилось 19 лет, я стал частью состава музыкальной группы Orda. В то время мы и получили популярность в Казахстане. Это был очень неплохой продукт. 

Впоследствии Orda пыталась выйти на зарубежный рынок — в Россию и другие страны СНГ. В течение 10-12 лет разными способами мы пытались покинуть пределы отечественной индустрии, но у нас это не выходило. Тогда я задумался о том, чтобы начать делать что-то свое. 

Всю свою сознательную жизнь я искренне понимал музыку и хотел, чтобы она занимала достойное место в моей жизни. 

Поняв, что Orda никак не может добиться того успеха, к которому я стремился, я взял тайм-аут от участия в группе и занялся созданием компании Juz Entertainment. 

В 2013 году я ушел в продюсирование, которое в итоге привело к созданию группы Ninety One. На запущенный мною кастинг пришли около 50 человек из разных регионов Казахстана. Самому младшему участнику на момент создания группы было 15, а старшему — 19-20 лет.

Можно сказать, что я творчески воспитал этих ребят.

Так началась карьера Ninety One совместно с Juz Entertainment. Сейчас после нашего расставания с ребятами я продолжаю свою деятельность и планирую собрать уже женский коллектив. 

— В недавнем выпуске подкаста Zamandas Ninety One рассказали о том, что вы сделали группу недоступной, закрыв от внешнего мира. Чем вы руководствовались при выборе такой тактики? 

— Вы наверняка слышали о том, с какими трудностями нам пришлось столкнуться — шейминг и хейт со стороны общества, угрозы, отмена концертов и многое другое, По этой причине я хотел полностью контролировать безопасность участников группы и ту информацию о них, которая просачивается в СМИ. 

Недоступность — это всегда хорошо, потому что чем меньше информации о тебе есть в инфополе, тем больше ты думаешь о том, как коммерчески правильно подать бренд, чтобы твой качественный продукт рос и развивался.

Это была выбранная мной внутренняя и внешняя политика работы с группой, без которой, возможно, Ninety One не была бы такой группой, какой она есть сейчас. 

— Как бы вы вкратце охарактеризовали весь период сотрудничества с Ninety One?

— Честно говоря, я не думаю, что слово «сотрудничество» правильно употреблять в этом контексте.

Я не получил готовую группу, чтобы выгодно с ними сотрудничать, я практически создал ее с нуля.

Мы вместе проделали долгую, интересную и захватывающую работу, за которую я им по-настоящему благодарен. Надеюсь, что ребята в дальнейшем будут пропагандировать и нести в себе те идеологию и ценности, которые я изначально в них закладывал. 

Да, к сожалению, ребята выбрали отдельный от меня творческий путь и отныне хотят делать акцент только на себе. Я это уважаю. Они вышли из компании, мы расстались, и каждый продолжает заниматься своим делом. 

— Как вы думаете, в чем заключается феномен популярности группы? 

— Все гораздо проще, чем кажется. 

Я достаточно осведомлен об истории музыки и на момент создания проекта знал наверняка, что следующим трендом мировой музыкальной арены станут азиатские лица. Я все гадал, кто же сделает это первым и делал ставки на японцев. Однако первыми на развитие нового музыкального направления решились корейцы. 

В 2014 году я долго бился и получил шанс практически выкупить, как бы пафосно это ни звучало, франшизу, которая помогла мне и моей команде научиться философии выстраивания группы по принципу Q-pop айдол системы воспитания артистов. 

Феномен популярности Ninety One заключается в том, что ребята первыми в Казахстане начали двигаться в направлении азиатских трендов, запустили фандом, придумали собственный стиль и прочее. Удивляться тому, что они получили признание не нужно, достаточно восхищаться талантом людей.

А их популярность и признание — это результат четкой работы слаженной системы. 

— На каких условиях и в каком общем настроении вы расстались? 

— Условия просты: я полностью отдал бренд ребятам.

Все, что было создано, снято и написано, включая название группы и социальные сети, теперь принадлежит им.

Поначалу я был немного в шоке от новости об их уходе, потому что в моих ближайших планах было продолжать развивать их карьеру. После этого и с моей, и с их стороны были сделаны попытки прийти к компромиссу, но, к сожалению, ни к чему это не привело. Пришлось расстаться, но это было сделано по-человечески. 

По крайней мере, я думаю, что, отдав им созданный нами вместе продукт, я заслуживаю благодарности с их стороны.

Хочу, чтобы ребята в любом случае чувствовали себя максимально комфортно. 

— На Zamandas ребята рассказывали, что практически не зарабатывали в период вашей совместной работы. С чем это связано? 

— Я не смотрел выпуск с ними, но, думаю, что, может быть, они просто не смогли донести свою мысль. 

Во-первых, мы не выступали на тоях вообще, а это один из самых главных экономических показателей, благодаря которому артисты вообще зарабатывают деньги.

Вторая причина заключается в том, что из-за того, что я купил систему, нам обязательно нужно было собрать группу и стафф в лице оператора-постановщика, стилиста, хореографа и многих других, на оплату работы которых я ежемесячно тратил большие суммы. Это значит не просто выплачивать заработную плату, но и содержать их всех, включая Ninety One, по бытовым моментам. 

Да, я действительно много тратился, но все артисты и продакшены знают, что я не скуплюсь на создание качественного контента, который в будущем может окупиться.

То, что мы зарабатывали в начале, в первую очередь вкладывалось в группу. Это было мое продюсерское решение.  

Когда я достиг главной цели — получения амбассадорских контрактов, чтобы группа могла спокойно давать концерты и зарабатывать, у нас был стабильный период в года два, когда у нас наконец-то был стабильный заработок. А потом началась пандемия. 

— А что вы думаете о недавнем заявлении блогера Ердоса Усабаева о невыплате ему денег за постановку хореографии для группы? 

— Честно говоря, до того как вы спросили я даже не знал об этой ситуации. 

Могу сказать одно: человек полностью перепутал многие вещи и до конца не понял предлагаемые условия работы. Когда человек договаривается и тратит свое время на проделывание определенной работы, ему нужно правильно понимать предложение и коммуницировать друг с другом. 

Из-за элементарного непонимания рушится множество договоренностей и бизнесов. 

Ердосом было не до конца понято наше предложение к нему. Со своей стороны мы точно знаем, что полностью закрыли эту тему. Хотели временно посотрудничать, но когда это не удалось, мы распрощались и никто ни у кого в долгу не остался. 

Что я теперь могу ему пожелать? Всех благ и популярности, если он ее хочет. Чем больше он будет видеть положительное в окружающем мире, тем больше оно будет возвращаться ему. 

— Есть ли сейчас у молодой аудитории запрос на музыку в схожем с Ninety One стиле? 

— Человечество растет и всегда будет стараться двигаться в новом направлении — равно как и мода, дизайн, кино и политика. Молодая аудитория всегда будет голодна до новой трендовой музыки. Запрос определенно есть. 

Но что такое стиль? Он тоже меняется, адаптируется и эволюционирует. У нас в стране Q-pop был популярен года три-четыре назад, сейчас же в тренде андерграундный рэп — такой, какой делают «Ирина Кайратовна» и другие казахстанские рэперы. 

— Как вы думаете, в каком направлении сейчас развивается индустрия музыки в Казахстане и чего ей не хватает? 

— Конкретного направления нет и не будет. Любое направление во всем музыкальном мире — это просто то, что сейчас вирусится в трендах. Другой вопрос заключается в том, появится ли в Казахстане другой абсолютно новый жанр музыки как, например, то, что в свое время сделали корейцы. Хочется верить, что и в нашей стране такое возможно. 

Понимаю, что у нас есть шанс сделать что-то уникальное, но в одиночку я не справлюсь. Тут нужна активная поддержка государства и народа. Если мы хотим создавать мировые тренды в Казахстане так, чтобы в дальнейшем музыку на казахском языке слушали и люди других стран и национальностей, то об этом нужно задумываться правительству.

Статьи STEPPE

Как травмы предков влияют на нас сегодня: интервью с историкессой и исследовательницей Гулназ Туленовой

Как травмы предков влияют на нас сегодня: интервью с историкессой и исследовательницей Гулназ Туленовой

Гулназ Туленова — исследовательница, историк, руководитель проекта Terek Story — цифровой библиотеки семейных историй. Мы...

17 минут
17 минут
Слышащая организация: как построить культуру обратной связи

Слышащая организация: как построить культуру обратной связи

Как бизнесу знать, чего хотят работники? Кейс компании «Филип Моррис» показывает, что культура непрерывной обратной связи...

3 минуты
3 минуты
Модный public talk с основательницей итальянского бренда Lorena Antoniazzi в Saks Fifth Avenue

Модный public talk с основательницей итальянского бренда Lorena Antoniazzi в Saks Fifth Avenue

18 октября в Алматы в Saks Fifth Avenue состоялся закрытый Public Talk с основательницей и креативным директором итальянского...

1 минута
1 минута
Конференция об осмыслении образа будущего Connected объединила более 2000 участников из 27 стран мира

Конференция об осмыслении образа будущего Connected объединила более 2000 участников из 27 стран мира

Синхронизированный образ будущего человечества, основанный на принципах гармонии, синергии и учитывающий стремительное развитие...

5 минут
5 минут