La Bella Principessa: в Казахстан привезли прекрасную принцессу Леонардо да Винчи
Впервые в Центральную Азию привезли работу, пожалуй, самого загадочного гения от мира искусства. 6 июня в Национальном музее РК...
Исторически так сложилось, что женщинам во все времена было сложно построить успешную карьеру в сфере искусства. Для получения признания они использовали мужские псевдонимы, либо выставлялись под именами мужей. Например, Юдит Лейстер в свое время использовала мужской псевдоним Франс Халс, а талантливая Маргарет Кин скрывалась под именем своего мужа Уолтера Кина.
Чтобы узнать, почему так вышло и изменилась ли ситуация сегодня, мы поговорили с основательницами WAAW World — Даной Куан и Аней Сэнд.
Аня Санд — художница, соучредительница WAAW World, магистр искусства и культурного предпринимательства Центрального университета Сент-Мартинса, а также автор диссертации о гендерном неравенстве в мире искусства.
Дана Куан — международный посол и почетный член комитета и медиа коммуникациям для WAAW World в Центральной Азии, Лондоне и Африке. Дана является независимым креативным консультантом по стратегическому планированию и executive leadership coach для предпринимателей и бизнес-профессионалов.
Аня: Во время пандемии я писала диссертацию для получения степени магистра искусств и культурного предпринимательства в Сентрал Сент-Мартинс. Однажды с моей подругой из Музея Виктории и Альберта мы обсуждали итоги моего исследования о гендерном дисбалансе художниц в мире искусства.
И были ошеломлены статистикой исследования. Именно тогда решили сделать мир искусства более справедливым и инклюзивным. Так появилось сообщество Women Artists’ Art Week — WAAW, которое запустилось в Международный женский день в 2022 году. Движение защищает интересы художниц и поддерживает их на карьерном пути.
Дана: В 2022 году в начале марта моя талантливая подруга Аня пригласила меня присоединиться к WAAW в качестве международного посла и почетного члена комитета и медиа коммуникациям для WAAW World в Центральной Азии, Великобритании и Африке. Такая возможность позволяет мне активно представлять интересы и поддерживать движение на международном уровне.
Мы стремимся проложить путь к более устойчивым творческим возможностям.
Аня: Хочу поделиться проблемой, с которой художницы сталкиваются на протяжении многих лет, и даже в наше время, когда казалось бы, такого быть не должно. Галереи и музеи полны всемирно известных работ, но женщины до сих пор остаются недопредставленными в мире искусства. Это связано с тем, что до XX века женщины, как правило, не допускались в художественные академии, где мужчины изучали живопись и скульптуру.
Гендерные предубеждения до сих пор остаются серьезной проблемой. В 2017 году только 4% коллекции Национальной галереи Шотландии и 20% коллекции Уитворта Манчестера принадлежали художницам. Всего 22% персональных выставок, представленные крупнейшими галереями Лондона, были проведены женщинами.
Согласно отчету Freedlands Foundation, женщины по-прежнему исключены из основного коммерческого рынка искусства, несмотря на все их стремления. Такая мрачная статистика подталкивает на поиск и поддержку выставок, где будут представлены работы художниц из прошлого и настоящего времени.
Возможно, ситуация постепенно улучшается, но этого все еще мало. Например, в отчетах Artsy говорится, что на работы женщин пришлось менее 9,8% мировых аукционных продаж в 2022 году. Такая статистика вызывает у меня возмущение. Гендерное равенство в мире искусства 100% реалистичная цель, которую мы стремимся достичь через движение WAAW.
Пол не имеет значения, когда речь заходит о качестве искусства.
Аня: Согласно статистике, около 90% выпускниц-художниц не продолжают карьеру из-за отсутствия времени, ресурсов и поддержки. Таким образом, они либо не продвигаются дальше как художницы, либо как только они вступают в брак и появляются дети, их вычеркивают из списка арт-рынка.
Дана: Карьерный путь художниц обычно включает в себя получение образования в области искусства, создание сильного портфолио, участие в выставках, налаживание связей и контактов, получение представительства и постоянное развитие своего ремесла. Успех художниц часто поддерживается наставничеством, доступом к финансированию, инклюзивными возможностями, преодолением гендерных предубеждений, поддерживающими сообществами и платформами, которые продвигают их работу — все это относится к ценностям, которые WAAW закладывает в своей философии.
Аня: Нам очень повезло, что галереи участвуют в WAAW по всему миру — в Великобритании, Европе, Америке, странах Персидского залива, Центральной Азии и Африке. Всемирная инициатива WAAW открыта для всех коммерческих художественных галерей и некоммерческих художественных институций, которые готовы выставлять на своих площадках работы художниц в течение одной недели — с 8 по 15 июня ежегодно.
Они могут записывать видеоролики о своей коллекции, авторами которых являются художницы, как например, это сделал Pallant House. Показывать студии женщин, как это любезно сделал для нас Сомерсет-хаус или оказывать простую поддержку, как ЮНЕСКО, Британский совет по искусству и Британская Федерация арт-рынка.
WAAW World на экскурсии фонда Parasol в Музее Виктории и Альберта, Лондон
Автобусный тур WAAW в поддержку женщин-художниц в Лондоне, 2022
Аня: Да, мы невероятно рады, что Центр современной культуры YEMAA присоединился к WAAW. YEMAA уделяет большое внимание развитию национального образования и формированию региональной культуры.
Дана: Центр современной культуры YEMAA является мультидисциплинарным открытым пространством, целью которого является продвижение современной культуры на Западном регионе Казахстана. За два года деятельности команда центра провела 10 выставок современного искусства и успешно поработала с 30 художницами и кураторками со всего Казахстана.
«Рада наблюдать, что центр YEMAA стал новым местом синтеза инноваций, идей и опыта в Атырау. Наша команда всегда открыта новым коллаборациям и созданию социальных сетей в арт индустрии. Для нас нетворкинг один из важных инструментов как для внедрения современной культуры в повседневную жизнь, так и для получения бесценных практик для интеграции и трансформации в современной культуре и искусстве.
Рада стать частью движения, поддерживающее женщин в искусстве. Это очень благодарная и совершенно непростая задача. Ведь достаточно часто сталкиваешься со стереотипами и завистью, которые закладывают много сомнений и переживаний. Женщине важно получать поддержку в виде уважения, веры и любви к ее труду и деятельности. Благодарю Дану Куан за то, что рассказала о WAAW движении и предложила присоединиться. Для меня это особенно значимо, так как центр YEMAA основан двумя женщинами — мной и Асель Ахметжановой. Первые два года деятельности команда центра состояла исключительно из женского состава», — поделилась Малика, соосновательница YEMAA.
Аня: Мы усердно работаем в течение всего года, чтобы подготовиться к неделе в июне, но у нас также есть своя работа и семейные обязательства. С самого начала мы хотели, чтобы инициатива была долгосрочной и оказывала большое влияние. Поэтому мы должны были обеспечить ее финансовую устойчивость, чтобы осуществить эту мечту на ряду с повседневными обязательствами. Мы продолжаем работать над WAAW World, но он также развивается самостоятельно. Это почти как наблюдать за ростом ребенка и влиять на формирование его личности. Для нас также важно, чтобы инициатива WAAW была экологически устойчивой, поэтому мы просим галереи и учреждения проводить выставки в собственных помещениях, вместо того, чтобы путешествовать по международным арт-ярмаркам.
Аня: WAAW не участвует в процессе кураторства галерей. Мы не выбираем темы, поскольку не хотим давать повода говорить, что у нас есть привилегии. Важно, чтобы ассортимент галерей был как можно более разнообразным с точки зрения местоположения, бюджетов и так далее.
Аня: Чтобы присоединиться к нашему движению, нужно зарегистрироваться по этой ссылке или написать в Instagram.
Аня: После участия в WAAW многие галереи взяли на себя обязательство представлять работы, авторами которых являются на 50% мужчины и на 50% женщины, что является большим достижением.
«WAAW World превратило галерею Rangi в маяк гендерного равенства на танзанийской сцене современного искусства. Этот шаг стал вкладом в глобальный диалог о гендерном равенстве, способствующее признанию и поддержке африканского искусства на международной арене.
По сути, наше участие в WAAW — это стремление к формированию более инклюзивного мира, где у каждого есть возможность процветать, независимо от пола или происхождения. Более того, благодаря WAAW World наша некогда малоизвестная галерея получила упоминание в Forbes в 2023 году, что стало важной вехой в нашем путешествии», — поделилась основательница галереи Rangi Лорна Машиба Альбу.
«Я познакомилась с Аней Сэнд около двух лет назад. Я с радостью воспользовалась возможностью поработать с ними и организовала групповую выставку исключительно для женщин в первый месяц их работы. Специально для выставки мы обратились к новым художникам и с тех пор продолжаем работать с ними, результатом чего стали несколько звездных персональных выставок Софи-Йен Бретез, Мин Ин и Айанфе Оларинде. С WAAW было очень приятно работать, и мы продолжили разрабатывать новые способы сотрудничества в будущем», — рассказала директор галереи в Лондоне Энни Перейра в интервью для Art Plugged.
WAAW World в лондонской галлерее JDMalat Gallery, 2023
Дана: Команда WAAW поддерживает динамику инициативы в течение всего года. Мы создаем возможности, привлекая художественные галереи и организации для создания образовательных инициатив. Ищем дальнейшие пути развития в поддержку инициативы и выстраиваем прочные отношения, в которых мы чувствуем себя как часть единого мирового сообщества WAAW, где каждый понимает свою ценность.
Аня: В течение года WAAW проводит различные сопутствующие мероприятия, организованные учреждениями и галереями по всему миру от Ла Фриз до Майами, Базеля и Парижа. Совсем недавно прошел обед, организованный парижским послом WAAW Петрой Брунка с участниками Фонда Cartier и французских институтов. Также мы планируем провести большое мероприятие с выставкой для художниц в этом году.
WAAW World на Венецианской биеналле, 2022
Дана Куан и Аня Сэнд гуляют по арт-тропе The Line London
Анна: Думаю,что через 10 лет всемирный праздник художниц будет проводиться ежегодно во всех галереях и художественных институтах. Не будет разницы между художниками и художницами, будет только искусство.
Дана: За 10-20 лет времени все будет ускоренно развиваться и в итоге произойдет экспоненциальный прогресс, когда художницы смогут ощутить перемены к лучшему, и появится больше возможностей выставлять работы художниц.
Анна: Для меня это живой арт-проект, который создает социальное влияние и общественное взаимодействие.
Дана: WAAW World — это больше, чем просто движение. Это смелое приглашение прославить женщин-художниц, создавая больше возможностей в глобальном масштабе.
Анна: Это было невероятно! Мы не ожидали получить столько поддержки. Первая неделя стала явным признаком необходимости WAAW World.
Дана: Было чудесно ощутить такую поддержку от организаций, женщин-лидеров, художественных институтов, предпринимателей во время Лондонской недели WAAW. Мы почувствовали, насколько глубоко и хорошо откликнулась лондонская аудитория, и естественно, это привело к созданию WAAW WORLD как глобального движения.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)