«Сгоревший дом»: как художник Максим Субота превратил утрату в живое пространство искусства
С 1 по 15 ноября в Алматы, в Доме36 проходит выставка современного художника Максима Суботы «Сгоревший дом». Для проекта Максим перевез вещи и предметы из сгоревшего дома в России и отсканировал пространство в 3D. STEPPE расскажет, почему эту выставку нужно посмотреть всем.
О выставке
По задумке экспозиции, надев VR-очки, посетители оказываются в доме, в котором случился пожар — в 2022 году в Подмосковье погибла тетя Максима. Когда Максим начал убираться в доме и разбирать завалы, он понял, что должен сделать проект.
«Моя тетя — представитель советской интеллигенции, доктор экономических наук. После распада СССР она потеряла систему смыслов, и замкнулась в маленьком мире — доме, полном разных предметов. У тети была мания — она скупала очень много всего по подписке. Какое огромное количество предметов было в ее доме, я осознал только когда начал разбирать дом. Это была психологическая компенсация.
Я начал узнавать человека через предметы и объекты, которые остались. При этом у меня формировался образ тети не только как человека, но и как представителя своего поколения», — рассказывает художник.
Пожар совпал с эмиграцией Максима в Казахстан. И сгоревший дом стал также метафорой потери — как физической, так и внутренней. Решение сделать выставку именно в Доме36 Максим принял, когда узнал, что в Доме36 есть комната, часть старого дома, который горел несколько раз.
«Здесь очень много пересечений. Для меня большое значение имеет алматинский контекст — зимой 2025 года культурное пространство Дом36 выселили из здания на Барибаева, 36, где у разных художников был возможность выставляться. Все ресурсы создателей Дома36, и моральные и физические, сгорели в один миг.
Есть много резонанса между несколько сгоревшими буквально или метафорически домами. Когда сгорает буквально все, то что остается?» — рассказывает художник.
Войдя в небольшую комнату со стенами из сруба, видишь причудливо изменившие свою форму закопченные предметы. Куклы, подборки журналов про искусство, икона с выгоревшим ликом в красном углу.
При этом некоторые предметы невозможно узнать, словно над бытовыми вещами поработал талантливый декоратор из фильма Вильгельм Дель Торо. Что это — пластиковые оплывшие щупальца или подставка для зубной щетки? Словно в темной сказке — следы пожара на полках становятся абстрактными картинами.
«Это первая моя выставка, в которой есть личная история. И парадоксальным образом со “Сгоревшего дома” начинается что-то новое. Это выставочное пространство нового Дома36, на Барибаева, 36, которое теперь снова будет снова функционировать» — говорит Максим.

Воркшоп
Помимо посещения основной экспозиции, 8 ноября в 18.00 зрители могут прийти на воркшоп Максима Суботы «Предмет, вещь, объект», на котором художник поделится своим художественным методом работы с объектом.
Под кураторством Максима, у посетителей будет возможность сделать свое художественное высказывание через объект.
Также 15 ноября в 16.00 пройдет занятие в арт-терапевтическом ключе «Искусство памяти», на котором посетители будут работать с журналами по искусству, исследуя образы и символы своих воспоминаний. Это возможность создать свою историю искусства, связанную с личными кодами.
О галерее M-gallery
Помимо проекта «Сгоревший дом», Максим занимается развитием своей галереи — M-gallery, нового выставочного пространства в Алматы.
Также Максим открыл галерею, сняв большой неотапливаемый дом выше Парка Первого президента, когда переехал из России. По адресу Тарлан, 35.
В галерее прошло несколько выставок, среди недавних событий – фестиваль, в котором приняли участие художники со всего Казахстана ARYQ Fest и совместная выставка «Через туман» французской художницы Сеголен Кан и российского современного художника Рината Мустафина.
Максим в этом пространстве и работает, и живет — его кровать стоит посередине арт-объектов. На нее могут присесть посетители во время посещения выставок, а иногда Максим на ней спит. Галерея для него не только выставочное пространство, но и место для жизни.
Как стать художником
До того как стать художником и получить художественное образование, Максим работал медбратом в детской психиатрической больнице, в реанимации и арт-терапевтом.
Работа в психиатрической больнице стала поворотной. Наблюдая за детьми, Максим интересовался их психикой и постепенно пришел к психологии и арт-терапии.
Кроме того, в тот же период Максим погрузился в изучение ар-брюта — направления искусства, созданного людьми вне академической традиции: самоучками, нередко — людьми с психиатрическими особенностями и пациентами психиатрических больниц. Ар-брют называют “чистым” или “сырым” искусством — свободным от влияния моды и профессиональных норм.
В своей художественной практике Максим часто практикует этот художественный метод. Абстрактная графика передает состояния, которые сложно выразить словами.
Выставка «Сгоревший дом» продлится в новом Доме 36, по адресу Барибаева, 40 до 15 ноября.
Фото автора