Варшавская битва Атбая

3 минуты The Steppe
Варшавская битва Атбая

Мировая премьера фильма «Бой Атбая» режиссера Адильхана Ержанова состоялась на 35-м Варшавском международном кинофестивале, который проходил с 11 по 20 октября.

За победу в международном конкурсе, главной из программ фестиваля, казахстанская лента соперничала  с другими 14 фильмами. Среди них —  «Омар и мы» (Турция, режиссеры Марина Эр Горбач, Мехмет Бахадир Эр), «U311 Черкассы» (Украина, режиссер Тимур Ященко), «Шиндиси» (Грузия, режиссер Дито Цинцадзе).


Главный герой девятой полнометражной картины Ержанова — маргинал с самых низов общества Атбай (Данияр Алшинов), единственный  интерес которого — уличные драки. Однажды судьба дарует ему отличный шанс выйти на новый уровень, променяв улицу на восьмигранную клетку для боев без правил.

Приняв участие в профессиональном турнире, Атбай может покинуть ряды аутсайдеров. Тогда и материальное положение поправится, и горячо любимая, вплоть до сломанного носа, девушка Аида (Динара Бактыбаева) вернется к нему. Но у промоутера Алии (Асель Садвакасова) совершенно иные виды на эти соревнования.

Для ее подопечного, местной звезды смешанных единоборств Рафаэля (Санжар Мади) этот турнир — ступень к международной карьере. Он рассматривается как единственно возможный победитель, в то время как Атбаю изначально уготована роль поверженного. Впрочем, крутой нрав и неуступчивый характер не позволяют главному герою принять фиксированный результат. И тогда сами принципы боев без правил выходят за пределы ринга, переносясь и на деловые договоренности, и на нормы морали, и в целом на жизненное пространство героев.

Ержанов любит своих персонажей такими, какие они есть. Режиссер легко и непринужденно шутит над героями, но в нужный момент срывает завесу забавного, и тогда за ней оказывается личная драма каждого из них. Если речь о неоднозначном Атбае, то драки на улице и ринге — это то, что на поверхности. Глубже — бои за жизнь, и самый непростой из них — с самим собой. А еще это бой за эмпатию зрителя. И хотя Атбая сложно назвать  позитивным героем, который меняется к лучшему на протяжении фильма, но с задачей заставить сопереживать себе он в результате справляется.

По крайней мере, если судить по варшавскому зрителю премьеры и традиционной встрече с создателями фильма после сеанса. На ней присутствовали сам режиссер Адильхан Ержанов, исполнители главных ролей Данияр Алшинов, Санжар Мади и Асель Садвакасова, она же — один из продюсеров фильма. Не удовлетворившись получасовым форматом вопросов-ответов, часть зрителей переместилась в холл Мультикино, одной из двух основных локаций фестиваля, где общение с казахстанской делегацией продолжилось.

И если Санжар Мади перенес в реальную жизнь свой экранный образ метросексуала за счет тщательно подобранного лука и брендовой одежды, то Данияр Алшинов явил полную противоположность своему герою, пространно рефлексируя, часто и охотно переходя на английский. Асель Садвакасова при этом мило улыбалась, а Адильхан Ержанов вынужден был парировать отсылки зрителей к классикам. Кто-то, к примеру, счел, что в фильме показан классический экзистенциальный кризис Камю. Автор же этих строк сообщил режиссеру о неустанно преследовавших его флешбэках.

Отдельные фразы, диалоги, звуки закадровой музыки, персонажи и сцены то и дело отсылали меня к классике «Казахфильма» тридцатилетней давности. Режиссер подтвердил мои предположения, сообщив, что по большому счету, воспитан на нугмановской «Игле» и она настолько глубоко впитана им с самого детства, что уже не воспринимается как что-то инородное. И все скрытые и явные цитаты оттуда сделаны им несознательно.

Что ж, Варшавскую битву Атбай выдержал достойно, и в этом нет ничего удивительного, учитывая историю отношений казахстанского режиссера с польской столицей. «Бой Атбая» был показан трижды в заключительные дни  фестиваля и, впервые для Ержанова, в самой престижной из конкурсных программ. Это второе подряд участие Адильхана в одном из главных кинофестивалей мира класса А: в прошлом году в секции «Открытие» здесь было представлено его «Ласковое безразличие мира». В 2016 году «Чума в ауле Каратас» была представлена в Варшаве в рамках конкурса «Свободный дух», а еще двумя годами ранее, в 2014-м, в том же конкурсе одержали победу его «Хозяева».


Читайте также: Покоритель Канн Адильхан Ержанов: «Кино превыше всего!»

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль

Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль

О важности Венецианского кинофестиваля говорит простой факт — это старейший кинофестиваль мира, основанный в далёком 1932 году...

10 минут
10 минут
Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити

Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити

Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...

2 минуты
2 минуты
Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

Раскрепощение женщин в СССР: борьба за свободу или часть колониальной политики

До 1917 года женщины не имели большинства гражданских прав. Ленин называл это «возмутительным пережитком крепостничества и...

1 минута
1 минута
HONOR 200 Pro: Смартфон для всех индустрий
Партнерский

HONOR 200 Pro: Смартфон для всех индустрий

Согласно статистике, мы проводим в гаджетах более шести с половиной часов ежедневно  — это практически 40% всего светового...

5 минут
5 минут