Покоритель Канн Адильхан Ержанов: «Кино превыше всего!»

9 минут Данияр Косназаров Ельдана Анварова
Альтернативный текст

С творчеством Адильхана Ержанова я познакомился примерно полгода назад в самолете, летевшем из Алматы в Нур-Султан. Для меня стало приятным сюрпризом увидеть «Ласковое безразличие мира» в списке фильмов, которые можно посмотреть во время полета. Я давно мечтал посмотреть именно эту картину, а уже после провести интервью с молодым режиссером.

Второе желание сбылось в начале сентября. Мы встретились с Адильханом в одной из алматинских кофеен вдоль Арбата. Делимся с читателями записью беседы с выдающейся личностью в формате «прямой речи» .


Детство

В детстве я был очень закрытым ребенком, не любил выходить на улицу. Мне было интереснее создавать выдуманных персонажей, которых я лепил из пластилина, либо рисовал. Тем самым, я компенсировал свое бездействие в реальной жизни творчеством. Я остался таким же домоседом, готовым пойти на любые действия ради творчества. 

В детстве я поменял очень много мест жительства, даже закончил первый класс в Таджикистане, находившемся в то время в состоянии гражданской войны. Когда начались военные действия мне было 6-7 лет, но в юности ты не осознаешь полностью всю трагичность ситуации, многие вещи кажутся смешными. Вот почему когда я снимаю насилие в своих картинах, я не могу не смотреть на агрессию глазами шестилетнего ребенка. 

В 90-е мне приходилось видеть много насилия. Особенно, если ты живешь в плохих районах, где насилие становится нормой. Ты не ужасаешься от происходящего, а расцениваешь насилие как привычное явление. Описанное восприятие реальности очень сильно повлияло на меня как кинорежиссера.

Адильхан Ержанов

В детстве я просто хотел создавать мультфильмы, хотя не умел хорошо рисовать. Я вообще не знал, как делать мультики и делал все по кадрам. Постепенно мое увлечение переросло в рисование комиксов, но у меня не было доступа к современным изданиям. Помню только то, что доходили некоторые выпуски журнала «Мурзилка». Наверное эта система советских комиксов отражена в моих раскадровках –  я их строю так, будто это мои детские комиксы.

Придумывая разных персонажей в детстве, я убегал от суровой действительности.

Почерк

Невозможно уйти от себя. Режиссер всегда рассказывает одну и ту же историю в разных вариациях. Лучшее, что можно сделать – менять фон и с каждой работой выходить на более высокий уровень. Я никогда не снимаю в одном и том же жанре, стараюсь удивить не только зрителя, но и себя. После фильма «Риэлтор» никто не ожидал выхода «Хозяев», а после «Хозяев» картин «Ночной бог» или «Черный-черный человек». Это разные фильмы.

 

Я не люблю работающих в одном и том же жанре режиссеров – это путь в никуда. Смена жанра, как показывает опыт других режиссеров, приводит к оттачиванию авторского стиля. В любом случае почерк режиссера всегда остается. 

Каждый следующий фильм представляет для меня территорию нового и неизведанного.

Философия

Я не считаю себя философом, это слишком большое звание для меня. Тем не менее, я ставлю философию выше искусства. Потому что в искусстве все сводится к философии. В кинематографе замечают не того, кто хорош как режиссер, а автора с оригинальной точкой зрения. Например, Эмир Кустурица и Такеши Китано в техническом плане могут уступать мастерству Джеймса Камерона или Кристофера Нолана, но первые в работах стремятся отразить свой философский взгляд и мнение. Вот почему так важно начать с поиска себя и обретения присущего только вам мировоззрения. 

Так, в моих работах, особенно в «Ласковом безразличии мира», отражена развиваемая мной философия деперсонализации. Согласно ей, обычные вещи показываются или отстраненно, или намеренно доводятся до абсурда. Для меня критически важно, чтобы обыденность преподносилась зрителям в непривычном ракурсе, как будто с ней они сталкиваются впервые. Это может отпугнуть, но и дает возможность зрителю воспринять историю и чувства героев по-своему, не так, как я их вижу. 

Мой главный принцип  – не навязывать свои чувства зрителю.

Музыка

Музыка, возникающая в самом начале фильма – это всегда ошибка. Когда фильм только начался, зритель не знает на что ориентироваться. Его должна ориентировать не музыка, а сюжет. Музыка может легко перетащить одеяло на себя, ее нужно включать, когда зритель уже понимает все эмоциональные ориентиры.

 

Из-за этого в моих фильмах музыка отходит на второй план, поскольку она способна произвести сильный эффект на зрителей.  Я стараюсь использовать музыку два-три раза за весь фильм в качестве тяжелой артиллерии.

Никакая музыка не нужна, когда происходит действие в фильме.

Совесть

Совесть - инстинкт, берущий начало из эмпатии и сопереживания. Это сугубо моральное, выдуманное понятие, которое люди приобрели благодаря сосуществованию внутри общества. Я не согласен с классическим высказыванием о том, что совесть является страхом перед наказанием.

По моему мнению, наказания нет, но это не значит, что совесть должна раствориться вместе со страхом. Наоборот, отсутствие наказания ведет к тому, что совести должно быть еще больше, потому что кроме нее, по сути, нет других ограничителей в жизни человека.


Советы

► Философия – «королева искусства». Изучайте философию и находите в разных ее течениях вашу творческую методику.

► Не думайте, что вы станете режиссером с первой короткометражки. Когда почувствуете, что держите равновесие, тогда сможете снимать задуманное.

► Всю свою жизнь надо снимать и не думать, что ты всему научился – это единственный способ снимать вечно. Не существует других способов сделать хорошее кино.

► Снимайте фильмы не для Запада или какой-либо другой страны, а для тех, кто любит авторское кино. Количество таких людей, в какой бы они стране не проживали, одинаково мало. Обращайтесь в первую очередь к ним, постарайтесь достучаться до них, поговорить через вашу работу с ними.

Статьи STEPPE

Журналист Әсел Ергешқызы жыныстық сауаттылық туралы: «Тыйым салу — ​​​​​​​проблеманы шешудің жолы емес»

Журналист, YouTube желісінде жыныстық сауаттылықты арттыратын «Жабық тақырып» танымдық влогын жүргізетін Әсел Ергешқызынан Қазақстандағы «ұят» тақырыбы жайлы ашық сұхбат алдық.

25 минут
25 минут

«Как неродной ребенок поменял мою жизнь» — История (не)обычного опекунства

О том, почему ребенок оказывается в подобной ситуации, с какими страхами и проблемами сталкивается опекун и как решиться на этот шаг.

19 минут
19 минут

Гермиона — искусственный интеллект Made in Kazakhstan

ИИ ежедневно фильтрует около 80 тысяч объявлений, отсекая шутки, фотографии 18+, оружие и наркотики. Беседа с Петром Царенко — директором по данным Kolesa Group.

13 минут
13 минут

«Война начинается не с выстрела из автомата, она рождается в голове»: Интервью с экспертом по превенции экстремизма

Интервью с консультантом по влиянию и противодействию социально-психологическому манипулированию в деструктивных группах, независимым экспертом в области религиоведения Юлией Денисенко.

19 минут
19 минут