Как прошёл и чем запомнился 81 Венецианский кинофестиваль
О важности Венецианского кинофестиваля говорит простой факт — это старейший кинофестиваль мира, основанный в далёком 1932 году...
«Бақыт»(«Счастье») — это художественный фильм продюсера Баян Максаткызы, повествующий о проблеме семейно-бытового насилия. Недавно картина получила приз зрительских симпатий в секции «Панорама» на 72-м Берлинском международном кинофестивале. В этой категории победителей определяют не члены жюри, а реальные зрители, которые отдают свои голоса после просмотра кино.
Сюжет картины разворачивается в маленьком прибрежном городе Казахстана и повествует историю многолетнего круга насилия, ненависти и страха, откуда каждый из главных героев пытается выбраться.
Редакция поговорила с режиссером фильма Аскаром Узабаевым о главной цели проекта, особенностях фестивального кино и важности привлечения внимания к масштабной проблеме.
Пережив трагические события, Баян задумалась о том, что более так продолжаться не может. Все информационное поле было переполнено новостями об избиениях и убийствах женщин. Тогда стала закрадываться мысль: почему мы не делаем об этом кино?
В сентябре прошлого года Баян мне позвонила.
Думал, что мы будем говорить о создании очередной комедии, но она выдала: «Я для чего-то выжила. Хочу сделать кино о семейно-бытовом насилии. Хочу, чтобы люди начали расценивать это как огромную проблему, которую надо решать».
С удовольствием согласился, потому что для меня это — настоящее кино. Съемки проходили в прекрасном городе Балхаш, а съемки заняли 18 дней.
По моему предложению, автором сценария выступила казахстанская журналистка и гражданская активистка Асем Жапишева, ранее уже занимавшаяся проблемами семейно-бытового насилия и обладающая колоссальным бэкграундом в этой сфере.
С Баян мы сразу решили, что фильм будет сделан не на государственные деньги. На момент зарождения идеи мы не знали, откуда взять финансирование, и решили провести краудфандинговый сбор. В результате, благодаря поддержке женщин, мы собрали часть средств — 20 тыс. долларов. Оставшуюся часть мы с Баян поделили между собой и сняли фильм на собственные деньги.
Наше государство должно посмотреть этот фильм и быстрее принять законопроект о профилактике семейно-бытового насилия. Я понимаю, что это не тот вопрос, который решают за один день, но хочется уже, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Я не могу понять, почему этого еще не произошло.
Зачем нам нужно снимать, чтобы обратить на эту проблему внимание? Неужели у государства нет статистики, и они не понимают, что практически 70% женщин отбывают наказание в колониях за убийства собственных мужей? Что 400 женщин ежегодно умирают в таких отношениях? Это самый важный посыл, который мы хотели донести фильмом.
Изначально мы только понимали, что сможем привлечь внимание к такой серьезной теме только с помощью большого кинофестиваля. Потом копродюсер фильма Анна Качко сказала, что картине нужно в Берлин, потому что там очень любят социальное кино. Вот мы и решились.
Одной из приоритетных задач фильма было сделать кино близким обычным людям. Создавая его, мы с Баян придумали фразу «После этого фильма хочется помыться» — в нем показан настолько сильный и правдивый наш менталитет, что зрителю становится некомфортно.
В этом кино ты видишь свою сестру, маму, тетю — знакомые образы, с которыми ты жил или живешь, которых ты знал или знаешь до сих пор.
С помощью актерской игры, искренних диалогов и неповторимого казахского менталитета это создает правду, которая так цепляет зрителя.
Мы снимали социальное кино, поэтому хотелось, чтобы фильм был максимально правдивым. Это желание проскальзывает даже в выборе локации — ею оказался безликий и периферийный город.
Что касается самой съемки, то на протяжении фильма художественные кадры сменяются документальными и наоборот.
Документалистика и дает ощущение правдивости и осознания социального кино, которого мы добивались. Художественные кадры присутствуют для того, чтобы человек иногда мог расслабиться.
Еще хотелось быть незаметными, чтобы у зрителей не складывалось ощущение, будто у фильма есть оператор и режиссер, поэтому мы максимально пытались вытравить себя из повествования. Таким образом нам было важно, чтобы зритель чувствовал себя естественной частью фильма.
Я никогда не делил кино на коммерческое и фестивальное, потому что для меня оно бывает только хорошим или плохим.
Коммерческое кино предназначено для желудка, а авторское — для мозгов.
Есть фильмы, во время просмотра которых ты кушаешь и тебе классно, а есть кино, когда ты не можешь кушать, а просто смотришь и пытаешься думать. В этом и заключается вся разница.
Кино рассчитано для молодого поколения, потому что несет в себе один огромный месседж в виде дочери главной героини, представляющей молодежь, которая еще может что-то поменять.
Мы к этому стремимся. Сейчас хотим, чтобы у фильма была фестивальная судьба и стараемся больше подогреть интерес аудитории.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)