Truly Unique: как бренды объединяют людей при помощи коммьюнити
Люди всегда стремились к объединению — от первобытных племен (ради выживания…) до формирования современных онлайн-сообществ...
20 января в Алматы состоялась премьера пластического спектакля «Амплитуда тишины» театра Il Silenzio, который затронул проблемы слабослышащих людей в обществе. Зрители не слышали привычных диалогов между актерами, история была рассказана только через пластику и движения. Этой работой режиссер-постановщик Екатерина Кероглу попробовала описать зрителю ощущения человека, который не может воспринимать действительность с помощью слуха и ежедневно сталкивается с отторжением общества.
Зрителей заранее предупредили: чтобы понять смысл проекта важно не вдумываться в происходящее, а просто расслабиться и следовать действию спектакля. Людям в зале были доступны противошумные наушники, которые глушили более 25 дБ, чтобы весь звук казался для зрителя искаженным. В другой зоне были воздушные шары для улавливания вибраций и музыки. Благодаря этому можно было понять, что чувствует слабослышащий человек. Режиссер-постановщик считает, что очень важно создавать подобные пространства, которые можно адаптировать под каждого зрителя.
Во время выступления была использована музыка с низкими вибрациями, а именно композиции шотландской перкуссионистки Эвелин Гленни, потерявшей слух в 12 лет. Это было сделано для того, чтобы каждый мог почувствовать музыку.
Екатерина рассказала, что в постановке спектакля помогал квалифицированный переводчик для слабослышащих. По ее словам, в Казахстане нелегко найти такого специалиста. Было проведено несколько репетиций с неслышащими людьми, которые помогали с проектом.
«В Алматы мало проектов, которые бы они могли посетить. Помню, как меня задела новость в СМИ, где говорилось о слабослышащих людях, пришедших на спектакль: их не пустили со словами, что они все равно ничего не поймут. В Казахстане нет специальных возможностей для неслышащих людей в театрах. Считаю, что ситуацию могла бы решить бегущая по экрану строка с текстом пьесы, если это разговорный жанр, так как все слабослышащие умеют читать», — рассказывает режиссер.
В последнее время пластический театр набирает обороты в Казахстане, так как в нем используется понятный для всех язык. В «Амплитуде тишины» актерами использовались микс из жестовой азбуки и дактиля, когда каждому жесту одной руки соответствует определенная буква русского языка.
Спектакль готовился два года. «У нас были фокус-группы, которые помогали нам оценить спектакль до его представления. Мы проверяли, как все работает. Также думали, как лучше организовать пространство, чтобы всем было удобно смотреть на актеров», — делится режиссер-постановщик.
По словам одной из актрис Ирины Бутины, за все время несколько раз менялся актерский состав и даты показа спектакля. По ее словам, коллектив подходил к проекту со всей ответственностью. Они изучали всю информацию, новости, проблемы, с которыми сталкиваются слабослышащие люди, ездили с ними в специальный центр, общались и узнавали дополнительные детали. После все полученные знания старались использовать при игре в спектакле.
«Главная сложность заключалась в сплоченности коллектива, потому что у нас были очень сложные рисунки построения. Была важна командная работа. Поэтому репетиции мы старались проводить вместе со всеми актерами, потому что, если нет одного, то спектакля не будет», — отмечает девушка.
В спектакле были показаны моменты оторванности от мира слабослышащих людей, у которых свое общество. Если им нужно что-то срочное от других людей, то они нуждаются в блокноте или телефоне, чтобы коммуницировать с внешним миром.
Зрителей впечатлила сцена с телевизором: актеры, выходившие из «экрана», изображали пугающих существ, используя пластику тела.
«Во время пандемии и изоляции медиа должны были быстро реагировать на все события по телевизору, из-за чего зачастую не использовали сурдопереводчик. Иногда даже забывали пускать бегущую внизу строку. Из-за этого слабослышащие люди были в каком-то информационном вакууме. Они видели картинку, но не понимали, что происходит. Это сильно их пугало», — рассказывает Екатерина.
Также во время коронавируса, как известно, все носили маски, из-за чего слабослышащим людям приходилось еще тяжелее. Один жест может означать четыре слова, и поэтому понимать других людей слабослышащим часто помогает артикуляция, а маски сильно мешали этому.
«Мы не лечим людей, мы только обращаем внимание на социальную проблему. На спектакль приходят люди из разных областей — политики, медиа и других профессий — которые могут воздействовать на эту среду и как-то улучшать пространство вокруг, чтобы оно было инклюзивным», — добавила режиссер.
В планах у театра Il Silenzio, который существует уже более пяти лет, продолжать раскрывать острые социальные темы. В будущем гастроли спектакля «Амплитуда тишины» планируются в других городах Казахстана и за рубежом.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)