История, традиции и культура: Лучшие японские фильмы 2018 года

4 минуты Гульнара Абикеева
История, традиции и культура: Лучшие японские фильмы 2018 года

Мы традиционно хорошо относимся к японскому кино, но видим его нечасто. Хотя японская кинематография занимает пятое место в мире по количеству производимых картин – 594 фильма в 2017 году, и доля национального кино в местном прокате составляет почти 60%. Понятно, что это, в основном, коммерческие фильмы – экшны, боевики, манга. Нам же в большей степени известны те фильмы, которые показываются на международных кинофестивалях.

Понятно, что такие фестивальные фавориты, как Хирокадзу Корээда, Наоми Кавасэ, Такеши Китано, Киоши Куросава, Такаши Миике и другие, заслуживают всеобщего внимания. Однако, старейший киножурнал Японии «Кинема дзюмпо» призом за «Лучшую режиссуру» в 2018 году отметил фильм «Цветочная корзина» («Flower Basket») Нобухико Обаяси. Это работа 80-летнего мастера, который всегда славился своим экспериментами в кино. В 1983 году он даже выступил режиссером анимационного фильма «Девочка, покорившая время».

Японское кино всегда отличалось высокими стандартами красоты. Режиссер Наоми Кавасе в каком-то смысле превзошла себя, сняв картину «Видение» («Vision»). И в предыдущих своих фильмах («Лес скорби», «Светлячок» и др.) она, можно сказать, воспевала лес. Но в этой, безумно красивой картине, она попыталась передать дух леса, его живую плоть, стать деревьев, живой поток ручьев, магию гор.

Можно сказать, что у фильма почти нет сюжета – иностранка (Жульетт Бинош) приезжает в Японию в поисках лечебной травы, знакомится с местным лесником, а он ее со старой женщиной – собирательницей трав. Вот собственно и все. А дальше идет смесь воспоминаний героини и видений, в которых старая женщина – дух ветра, молодой парень – дух огня и т.д.

Другой классик японского кино Синья Цукамото, известный такими фильмами, как «Человек-пуля», «Балет пуль», участвовал в этом году в конкурсе Венецианского кинофестиваля с фильмом «Убийство» («Killing»). На этот раз от техногенной темы, когда человек превращался в гаджет, он перешел к самурайской.

Мне кажется, каждый японский режиссер, достигнув определенных высот, пробует себя в жанре самурайского фильма. Так, у Такеши Китано был «Затоичи», у Нагисы Осимы – «Табу», у Синья Цукомото – «Убийство», тем самым режиссеры как бы отдают дань традиционной японской культуре. Невероятно эстетская лента начинается с того, что молодой самурай отказывается убивать, потому что заболевает, но позже группа самураев находит его, и начинается такая резня, что «Убить Билла» отдыхает. Впрочем, это можно было ожидать от брутального Цукамото.

Мне кажется, что сегодня большинство юго-восточных картин ориентированы на показ разных видов боевых искусств, сопряженных с насилием. И такое ощущение, что в ближайшем будущем их будет еще больше. Не поэтому ли картины о простых человеческих ценностях смотрятся как глоток свежего воздуха. Не только в Японии, но и во всем мире.

Лучшая японская картина этого года, она же обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн, она же номинант на «Оскара» от «Страны восходящего солнца» — «Магазинные воришки» Хироказу Корээда.

Я вспоминаю нашу встречу с маэстро на кинофестивале во Франции, в маленьком городе Везуле, где проходила ретроспектива его фильмов в 2013 году. Он уже тогда считался классиком японского кино, хотя фильмы, которые ему принесли наивысшие мировые награды – «После бури», «Сын в отца», «Магазинные воришки» — были еще впереди.

Казалось бы, простая история – бедная семья, которая и не семья вовсе, а прибившиеся друг к другу люди, живет мелкими кражами в магазинах. Причем, крадут не взрослые, а дети. Мало того, что они живут в страшной тесноте, в один из дней Осами — единственный работающий член семьи — подбирает на улице озябшую девочку лет шести. Жена его отнюдь не рада этой «находке», потому что это «лишний рот».

— сцена, где отец с сыном сидят в автомобиле и мечтают о лучшей жизни – обращение к «Додескаден» Акиры Куросавы;

— сцена, где семья сидит за ужином напоминает «Токийскую повесть» Ясудзиро Одзу;

— девушка по вызову напоминает героинь фильмов из так называемого «розового порно»;

— эпизод, когда семья идет на берег моря напоминает сцену из «Сонатины» Такеши Китано;

— маленькая любовная сцена отсылает нас к «Корриде любви» Нагисы Ошимы;

— и, наконец, Корээда Хирокадзу цитирует себя, а именно фильм «Сын в отца», когда герой говорит ребенку – «Я тебе не отец».

Возможно, эти сравнения и натяжка, но достоверно одно – режиссер делает фильмический портрет японской семьи, передавая дух и красоту человеческих взаимоотношений.

Что же получается? Японское кино сегодня может быть не столь заметно, как, скажем, корейское, но сохраняет высокие стандарты профессионального мастерства и киноэстетики. Оно побеждает на крупнейших мировых кинофестивалях. Обращается к истории, возвращаясь к традициям и основам культуры, то есть остается глубоко национальным. При этом активно развивает технологии и киноязык. И еще японское кино отличается особой изысканностью и утонченной красотой. Это было свойственно фильмам Кэндзи Мидзогути и Акиры Куросавы, и на этой же планке работают современные мастера. Как можно не любить такое кино?!

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

Почему стоит посмотреть фильм «Бауырына салу»

18 июля на широкие экраны выходит дебютный фильм Асхата Кучинчирекова «Бауырына Салу», затрагивающий казахский обычай передачи...

1 минута
1 минута
Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards
Партнерский

Стартовал прием заявок для участия в премии Alternativa Film Awards

Alternativa Film Project — глобальная некоммерческая киноинициатива компании inDrive — объявляет о начале приема заявок на...

2 минуты
2 минуты
Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана
Партнерский

Как Elevate Your Sound Empowered by Visa развивает электронную сцену Казахстана

Как проводятся самые высокогорные вечеринки в Казахстане.

6 минут
6 минут
Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Что посмотреть в апреле на Кинопоиске

Собрали специальную разножанровую подборку для тех, кто не может выбрать фильм на вечер.

3 минуты
3 минуты