Это было прошлым летом: Рецензия на фильм «Не будь придурком»

4 минуты Толеген Байтукенов
Альтернативный текст

На фестивале документального кино Qara Film Festival, который пройдет с 6 по 9 августа в дистанционном формате, покажут картину Бена Муллинкоссона «Не будь придурком» (Don`t be a dick about it).

Андрей Тарковский (трудно отказать себе в удовольствии начинать рецензию с упоминания Тарковского, особенно если представился повод) мечтал снять полностью жизнь какого-нибудь одного человека. А потом смонтировать из самых интересных эпизодов этой жизни идеальный, по представлениям режиссера, фильм.

Замысел, ясное дело, не удался. Не только потому, что снимать всю жизнь подряд очень сложно, а потому что идеальные фильмы никому не интересны.

«Не будь придурком» — как будто сокращенная до одного лета и 69 минут экспликация темы Тарковского. К счастью, неидеальная и очаровательная. Ведь лето – это маленькая жизнь. Маленькая и оттого более ценная.

Главный герой картины — рыжеволосый парень по имени Питер, одержимый шоу «Выживший» и разыгрывающий сцены из шоу, примеряя роли на членов своей семьи. Себе Питер в этой инсценировке отводит роль главного управителя и вершителя судеб.

У «босса» есть младший брат Мэтью, на которого Питер часто злится из-за того, что он часто подтрунивает над старшим. Однако веселый и шкодливый настрой покидает Мэтью всякий раз, когда он видит собак – у него случается приступ кинофобии.

В фильме нет явного сюжета. Лента собрана из множества сцен того, как братья проводят каникулы. Режиссер фильма Бен Муллинкоссон — сам двоюродный брат героев, поэтому у камеры отсутствует эффекта отчуждения. Видно, что оператор — свой человек, его не стесняются и не боятся. К слову, материала было снято гораздо больше, чем вошло в итоговый монтаж.

Несмотря на бессюжетность, плотность повествования достаточно высокая, и за ним интересно следить, даже если заранее знать, что впереди не будет никаких интригующих твистов.

От восприятия «Не будь придурком» как сочинения на тему «Как я провел лето» Муллинкоссона спасает какая-то невероятная киногеничность главных героев, а также спокойная, без надрыва подача темы людей с нарушением нейроразвития.

Дело в том, что у Питера расстройство аутистического спектра и эпилексия. Однако, режиссер не акцентирует на этом внимание и не делает предметом фильма. Мы просто видим летнюю жизнь двух молодых и пока беззаботных парней в родительском доме, их чуткие кровные отношения.

Впереди у Питера и Мэтью явно непростая взрослая жизнь, но это впереди, а пока надо побегать без футболок под дождем и перестать бояться собак.

Статьи STEPPE