Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы
Общественный фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке лидера индустрии цифровых платежей Visa и бренда Tic Tac организовал...
Я планировала написать статью о советских пищевых привычках, которые разрушают нашу жизнь. Поговорив со старшим поколением, выросшим в разных частях Российской СФСР и самом развитом городе Казахской ССР — Алма-Ате, я пришла к интересному выводу.
Нельзя говорить о жизни советских людей, в том числе их пищевых привычках, опираясь на научные труды российских и советских историков, тем более, на статьи авторов в интернете. Несмотря на пресловутую советскую «уровняловку», жизнь советских людей отличалась в зависимости от локальной агрокультуры и образа жизни каждого отдельно взятого человека.
Из рассказов моих бабушки и дедушки у меня сложилось определённое представление о жизни советских людей. К примеру, в 30-х годах во всех частях Союза был голод: крошки хлеба бережно собирались со стола и распределялись каждому понемногу. В 40-х в детских садах и яслях подавали молоко, в 50-х родители отправляли детей в школу с хлебом и огурцом. Ситро и лимонад производили в начале 60-х, когда открылись первые столовые. Кафе появились в конце 70-х — в этом можно убедиться, посмотрев советский фильм «Мимино», где главный герой трапезничал в буфете аэропорта.
Советский историк Похлёбкин в своей книге «Большая энциклопедия кулинарного искусства» утверждает, что в разное время рекомендации по питанию менялись в зависимости от развития науки о питании. В довоенное время диетологи рассматривали каждый продукт как источник топлива для организма, то есть оценивали калорийность каждой единицы.
Считалось, что самая полезная пища — еда с большим количеством жиров, а овощи и травы бесполезны из-за низкой калорийности. Специалисты акцентировали внимание на химическом составе продуктов: если в составе процентное соотношение воды превышало жиры и белки, пищевая ценность продукта снижалась.
Условно, если поставить советского человека того времени перед выбором салата из капусты с огурцами или колбасы, чаша весов склонялась в пользу жирной колбасы. Предпочтение отдавалось мясным, твёрдым продуктам, а не водянистым.
Такие взгляды привели к тому, что у населения развились гастрит и авитаминоз. Годами позже все бросились употреблять те самые витамины — фрукты, ягоды, молочные продукты, полагая, что их потребление — панацея от любых болезней. Это не означает, что люди сократили количество мяса в своём рационе. Мясные изделия балансировали с продуктами, богатыми витаминами и минералами.
Мои независимые респонденты не могли согласиться с предыдущими пассажами из книги специалиста по истории кулинарии, отмечая, что в довоенное время не было понятия жирная и калорийная еда. Были понятия — «есть еда» и «нет еды». Люди радовались всему: как картошке, так и яблокам. Государство понимало, что население страдает от авитаминоза, поэтому детей поили рыбьим жиром.
Отношение советского человека к хлебу было особенным: о нём говорили «хлеб — всему голова», его воспевали и даже агитировали. Лозунги хлебобулочных заводов звучали так, будто хлеб баллотировался в президенты: «Тёплый хлеб на столе — мир и счастье в каждой семье», «Хлеб наше богатство — дорожите хлебом!», «Больше хлеба — сильнее и богаче наша родина», «Хлеб нужен фронту, как оружие». Культ хлеба уходит корнями в тот период — послевоенны — когда хлебные крошки приравнивались к продуктам для выживания. На столе есть хлеб — с голоду не умрём.
Сегодня в детских садах, школах и даже кафе, если заказывать комплексные обеды, хлеб подают вместе с основным блюдом. Чаще всего этот хлеб изготавливается из высокоочищенной пшеничной муки, не содержащей полезных веществ.
Стоит отбросить установку «хлеба к обеду в меру бери» и признать, что не всякий хлеб полезен для организма. Тем более, при переработке зерна 70% клетчатки, минеральных веществ и витаминов разрушается.
Я была убеждена, что общество чистых тарелок берёт своё начало в ленинские времена, когда все силы были брошены на формирование здорового подрастающего поколения. Казалось, что постоянное пищевое насилие родителя над ребёнком — это отголоски прошлого.
«Пока не доешь, из-за стола не встанешь!»,
«Не будешь есть, не пойдёшь гулять!»,
«Кто мало ест, тот не вырастет».
Но во все времена родители живут по принципу «лучшее — детям». Это не влияние голодного детства наших дедов и прадедов на последующие поколения, а естественное желание родителя насытить организм ребёнка всеми полезными веществами.
Привычка заставлять ребёнка доедать присуща не только людям постсоветского пространства, но и тем, кто живёт по ту сторону океана.
Зарубежные исследователи публикуют статьи на тему How pressure to eat affects kids, популярно объясняя, что в долгосрочной перспективе у ребёнка не развивается навык осознавать и распознавать свои потребности и желания, если заставлять его доедать. Потребности и желания касаются не только еды, но и отношений.
Читайте также: Психология ожирения: Как подросток с весом в 125 килограмм похудел и заключил контракт с модельным агентством
Классический советский обед из трёх блюд состоит из первого, второго и компота. Да, это крайне сытный обед, но полезно ли так питаться?
В основе фразы «завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу» лежит принцип здорового питания. Немецкие учёные пришли к выводу, что высококалорийная пища с утра, а не на обед, разгоняет метаболизм и снижает уровень сахара в крови.
Кроме того, употребление компота сразу после сытных блюд приводит к нарушению пищеварения. Желудок выделяет необходимое количество сока в процессе переваривания. Выпивая напиток после завершения трапезы, мы снижаем интенсивность расщепления еды и её усвоение.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)