5 новогодних подарков, которые понравятся детям (и не только им)
Помните, как в детстве мы с нетерпением ждали наступления Нового года, а потом спешили к елке, чтобы распаковать подарки? Мы...
Специалист, который останавливает разрушение картин, сохраняя их историческую ценность и авторский стиль художника, называется реставратором. Их труд не всегда бывает заметен, однако именно благодаря реставраторам мы до сих пор можем видеть произведения искусства разных эпох в музеях, галереях и частных коллекциях цельными и яркими.
Редакция Степи поговорила с казахстанским реставратором Анной Степенко об одной из самых сложных ее работ, восстановлении 40 затопленных картин из Караганды и том, как и где учиться реставрации.
— Как вы пришли к тому, чтобы стать реставратором?
— Я рано определилась с выбором профессии художника, поэтому училась в школе с уклоном на изобразительное искусство. После художественной школы поступила в «Худграф», а по окончании поняла, что хочу получить дополнительное образование реставратора. Поэтому пришла в музей им. Кастеева в 2007 году, затем два раза стажировалась в Русском Музее в Санкт-Петербурге. Стажировки проходили параллельно с обучением у реставраторов Кулятай Калимовны Смагуловой и Олега Михайловича Ревина.
Реставратор — профессия, которая передается из «рук в руки».
— Где можно получить образование реставратора?
— В Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина и Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря в Москве. В Казахстане направление реставрации не развито. У Академии Жургенова было два выпуска реставраторов, но они не связали свою жизнь с этой профессией.
— Вы работаете только с картинами?
— Да. Произведение в зависимости от художественных материалов будет иметь характерные разрушения, поэтому и реставраторы делятся по своим специальностям. Я — реставратор живописи, поэтому сталкиваюсь с такими основами картин, как холст или картон. В работах, где использовалось масло, чаще всего разрушается холст или красочный слой.
При этом я редко реставрировала графику и практически никогда не соприкасалась с пастелью и акварелью. Хотя как художник я предпочитаю писать именно акварелью.
— Какие работы для вас самые памятные?
— Разрушенные произведения, которым была подарена вторая жизнь. Они надолго остаются в памяти, потому что я вкладываю всю душу в их восстановление и всегда искренне радуюсь, когда картины принимают экспозиционный вид, отправляются к своему владельцу или занимают место в музее.
Однажды ко мне обратился владелец картины «Площадь им. Абая» Жанатая Шарденова, который сказал, что, если я не смогу ее восстановить, то придется выбросить произведение. Можно понять, что я почувствовала, когда поняла, что картина была на грани исчезновения.
Картина «Площадь им. Абая» Жанатая Шарденова до и после реставрации
Произведение было свернуто в рулон красочным слоем внутрь, отчего появились вертикальные кракелюры, отслоения и осыпи. Сначала нужно было укрепить живопись, смягчить и натянуть на новый подрамник. Работа заняла у меня много времени, несмотря на маленький размер. Когда я работала в музее, мне приходилось сталкиваться с произведениями форматом два на три метра, при том что мой рабочий стол был такого же размера, и на нем невозможно было разместить инструменты и составы.
Еще несколько лет назад мы на протяжении года восстанавливали 40 произведений, привезенных из Караганды.
Картины были ошпарены кипятком из-за аварии в месте хранения: прорвало трубу.
Чаще всего такие повреждения характеризуются расслоением между красочными слоями, грунтом и основой, также может появиться плесень, если произведение находилось во влажной среде. На привезенных картинах она не появилась, но был значительно разрушен красочный слой.
Сейчас я занимаюсь коммерческой реставрацией, и мне приносят картины небольшого формата, чаще всего 100 на 150 см или 40 на 80 см.
— В каком положении находится картина во время реставрации?
— В зависимости от ситуации при реставрации можно расположить произведение на столе, поставить на мольберт, перевернуть оборотом кверху и расположить вертикально при тонировке. Алгоритм в работе реставратора следующий:
Тонировка — это завершающий процесс, во время которого мы восполняем утраты красочного слоя.
Но реставрационные вставки все равно всегда будут видны. В этом, возможно, и есть определенная задача реставратора: мы не создаем фальсификацию, не говорим о том, что это подлинная авторская живопись.
Но мы не должны уходить за пределы утраты или обрезать картину: реставраторы подстраиваются под авторскую живопись, этим мы и отличаемся от художников. Также важно понимать, что реставрация — это вторжение в физическую, химическую и историческую часть памятника.
— Сталкивались ли вы с разрезанными картинами?
— Однажды мне доводилось встречаться с вандализмом, но чаще всего такие повреждения случаются по неосторожности. Например, в результате неудачной транспортировки.
Недавно ко мне обратился клиент с подобной проблемой. Его внуки, кинув игрушку, распороли участок произведения, где была изображена морда лошади. Пришлось деликатно стыковать этот холст.
Это была кропотливая работа, так как люди всегда обращают внимание на руки, лица людей и морды животных.
При подобных повреждениях чем раньше обратиться к реставратору, тем лучше, потому что холст имеет свойство растягиваться и усыхать, поэтому разрез с каждым днем будет увеличиваться.
— Чем отличается музейная реставрация отличается от коммерческой?
— Сейчас я часто работаю с Арт Галереей «Жауhар». Во время музейной реставрации всегда нужно описывать сохранность картины и вести паспорт произведения. При коммерческой реставрации достаточно подробного фотоотчета обо всех этапах реставрации.
Также в музее производится полная реставрация, а вот антиквары очень дорожат «налетом» времени, который остается на картинах.
— Какой этап в процессе реставрации для вас является самым сложным?
— Работа с лаками для меня — непростая задача. А если произведение подверглось жесткому кракелюру, его бывает сложно укрепить. Если проводить аналогию, это как склеенная разбитая чашка: трещины все равно будут видны. Так и кракелюры никогда не устраняются полностью.
Кракелюры до и после реставрации
— От чего зависит цена реставрации?
— От формата, сложности повреждения и авторства. От авторства цена зависит в меньшей степени. Но если картина принадлежит известному художнику, то антиквар будет готов выложить большую сумму, чтобы восстановить произведение.
Также часто случается, что реставрация неизвестных авторов из-за повреждений стоит дороже, чем сами произведения.
— Какую последнюю работы вы реставрировали?
— В этой работе я проводила укрепление, консервацию и тонировку. К счастью, ко мне редко обращаются со столь разрушенным произведением.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)