Как прошел осенний шоукейс резиденции BATYR LAB empowered by Visa с Иваном Дорном в Алматы
Общественный фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке лидера индустрии цифровых платежей Visa и бренда Tic Tac организовал...
В преддверии Международного женского дня редакция STEPPE подготовила материал о женщинах, которым следует поставить памятник. Именно они сыграли важную роль в освобождении женщин Казахстана от множественных предрассудков и формировании отношения к ним как к свободным людям, равным мужчинам.
Общественная и политическая деятельница, просветительница
В материалах, посвященных Алме Оразбаевой, о ней говорят как о первой казашке, которая вступила в большевисткую партию в 1919 году. Начав как учительница, Оразбаева стала видной общественной деятельницей. Она боролась за освобождение казахских женщин: например, благодаря ее усилиям в 1923 году отменили калым. Также ей удалось внести вклад в отмену многоженства и обычая аменгерства. Кроме того, Оразбаева была автором Декларации прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР, в котором женщина признавалась полноценным членом общества.
«…общество не может считать себя освобожденным, пока женщина остается порабощенной, киргизскую женщину, доныне рабу в общественной и семейной жизни и в то же время безропотную работницу в хозяйстве, считать отныне равноправным членом общества с распространением на нее всех без изъятия политических и гражданских прав, являющихся завоеванием и достоянием всей массы трудящихся», — говорится в документе.
источник: lenta.inform.kz
По инициативе Оразбаевой появилось движение по просвещению казахских женщин «Красные юрты». Инициаторы этого движения о правах и законах, которые защищают матерей и детей. Но, что еще важнее, в «Красных юртах» учили грамоте, чтению, рассказывали о политической и экономической ситуации в стране — чтобы женщины поняли, что могут внести не меньший вклад в развитие общества, чем мужчины.
Кстати, в «Красных юртах» провернули интересную маркетинговую кампанию по привлечению аудитории. Поначалу женщины побаивались или просто не хотели приходить, опасаясь всего нового. Поэтому для «Красных юрт» закупили швейные машинки — в семье всегда есть, что зашить или починить, так между делом до женщин доносили важные мысли. Очереди выстраивались длинные — все благодаря дефицитным швейным машинкам.
«Алма Оразбаева была принципиальным, смелым идеологическим бойцом, боролась за светлые идеалы во имя родного народа», — писала публицист Сара Есова.
Поэтесса, первая женщина-казашка, чьи стихи появились в печати
В Большой биографической энциклопедии Шолпан Иманбаеву называют «казахской пролетарской поэтессей». Оттуда же можно узнать, что отец, по сути, продал девушку в качестве второй жены богатому старику, который «держал ее в рабских тяжелых условиях». Однако девушка не могла смириться с таким отношением и написала Сакену Сейфуллину заявление в стихах. Будучи в то время видным деятелем, а именно — председателем революционного комитета, — поэт сумел освободить ее, и Шолпан отправилась учиться.
Иманбаева после освобождения начинает публиковаться и становится известной поэтессой. В основном она писала о важности борьбы за освобождение женщин от рабских условий, в которых они находились, и выступала против того, чтобы к ним относились как к товару.
источник: peoples.ru
Боролась просветительница и с религиозными предрассудками, которые являлись основным препятствием для женщин в частности и прогрессивных людей в общем.
«Шолпан была первой поэтессой из девушек-казашек. Поэтессой класса бедняков. Шолпан была тюльпаном, расцветающим в степи…», — писал Сакен Сейфуллин.
Важным человеком в жизни Иманбаевой была Алма Оразбаева, которая лично следила за выходом стихотворений поэтессы в журналах и газетах. В память о заслугах поэтессы в 1962 году ее именем назвали одну из улиц Целинограда. К сожалению, не все астанчане знают, в честь кого названа улица, и говорят не «Иманбаевой», а «Иманбаева» — словно речь идет о мужчине.
Первая казахская женщина-учитель
Хуснижамал Нуралыханова была дочерью султана Зулкырнайына Шокеулы Нуралыханова. Окончила Земскую школу в Казани, и, в отличие от Шолпан Иманбаевой, во всем получала поддержку от отца — образованного и просвещенного человека.
Известно, что Шокеулы писал статьи для газеты «Дала уалаяты газеті» о том, что происходило во Внутренней орде. По окончании школы Нуралыханова преподавала в женском училище в Орде, но там до 1894 года учились только русские девушки. Чувствуя, что казахским девушкам не хватает качественного образования, Хуснижамал открывает в конце XIX века первую школу для казахских девочек.
«Хусни-Жамал — дочь казахского султана. Окончила Казанскую земскую школу. Сначала училась дома у братьев. Возраст примерно 25 лет. Красивая и приятная в общении, такой девушки в Орде больше нет, она одна… По-русски говорит очень чисто. Выделяется исключительной сдержанностью. Сейчас она решила посвятить себя делу русской школы», — писал о девушке инспектор А. Вознесенский.
Хуснижамал Нуралыханова — в центре. Источник: e-history.kz
Тетя Маншук Маметовой — Амина Маметова — считала Нуралыханову своей первой учительницей. Она вспоминала, что в школе их учили не только писать, но и держать себя перед обществом, ухаживать за собой, правильно ходить, а также петь и танцевать. Но главное, что доносила до своих учениц Нуралыханова — «служить по мере сил народу».
«Человек может быть лучше другого такого же человека только умом, честью, характером, образованием. Сказать, что опередил других в чем-то, значит просто сказать глупость», — объясняла в одной из статей учительница.
Первая профессиональная художница-казашка
Искусствовед Ольга Батурина говорила, что Айша Галимбаева принадлежит к тому поколению художников, с которых началась национальная школа живописи. Она прожила все важнейшие этапы ХХ века: и голодомор, и войну, и разруху послевоенных лет, и полное надежд освоение целины. Как вспоминала сама художница, она смогла учиться благодаря своей тете — та первая заметила талант девочки. Правда, сначала она только расписывала холсты, которые потом продавали на местном базаре, но тете так понравились ее работы, что она отвела талантливую девочку в художественное училище. И хотя девочка не говорила по-русски, ее приняли, и Айша Галимбаева быстро стала осваивать искусство рисования.
С начала своей карьеры художница умела настоять на своем: например, эскизы к черно-белому фильму «Песни Абая», она сделала в цвете, потому что такова «правда в искусстве» — изначально ведь фильм ориентируется на реальную жизнь, а она не такая, как на пленке. Эскизы, несмотря на самовольство молодой художницы, понравились всем, в том числе и Мухтару Ауэзову.
источник: nomadmgz.kz
По словам Батуриной, именно Галимбаева стала первой художницей, которая подробно изучила и систематизировала все составляющие казахского народного костюма, и ее труды не прошли впустую — в свет вышел альбом «Казахский народный костюм», в который вошли 60 рисунков, причем были изучены детали одежды разных областей страны.
«Мастер никогда не занимала активную, «захватническую» позицию по отношению к вещам. Ведь для того, чтобы попасть в натюрморт «цветы должны быть срезаны; плоды и фрукты — сорваны; звери и птицы — убиты; рыбы и морские животные — выловлены» (И.Данилова). А у Галимбаевой для того, чтобы очутиться в картине, нужно испечь хворост, сделать варенье, сшить қоржын. Созидательная деятельность ставится во главу угла», — так писали о картине «Дастархан» авторы книги «100 шедевров искусства Казахстана».
Первая казахская журналистка
Как и многие казахские женщины, Назипа Кулжанова боролась с предрассудками. И начиналось это с семьи. Окончив Торгайскую женскую гимназию, она должна была выйти замуж за нелюбимого человека и ее родители заранее получили калым. Но девушка обратилась за помощью к военному губернатору области и получила свободу.
Кулжанова вышла замуж за учителя Нургали Кулжанова, переехала с ним в Семипалатинск. Преподавала в Семипалатинской семинарии и параллельно вела литературно-музыкальные и этнографические вечера. Биографы отмечают, что Назипа Кулжанова очень бережно относилась к истории города, через который прошли видные деятели казахской и русской культуры.
Например, она в 1914 году организовала первый вечер памяти Абая, приуроченный к десятилетию со дня смерти великого поэта и просветителя. В статье газеты «Айкап» говорилось, что Назипа устроила «прекрасный вечер», а от ее доклада об Абае «у многих навернулись слезы на глазах». Девушка смогла собрать вокруг себя неравнодушную и творческую молодежь Семипалатинска. В число заслуг можно записать и то, что ее опыт повлиял на становление Киргизско-татарского клуба «Ес-аймак», который называют еще первым национальным театром.
источник: e-history.kz
Но в историю Назипа Кулжанова вошла как первая казахская журналистка — она писала о казахских женщинах для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш», а также журнала с говорящим названием «Равноправие женщин». В последнем она четыре года была ответственным секретарем. Кроме того, Назипа Кулжанова выступила одним из организаторов Первого съезда женщин Востока.
«Все мы — молодые и старые, девушки и юноши — все свои умения, сознание должны направить на учение. (…) Неграмотный человек — получеловек. Женщина — мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов», — писала журналистка.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)