Как пандемия повлияла на кинотеатры и систему кинопроката в Казахстане?

8 минут Наиля Галеева
Как пандемия повлияла на кинотеатры и систему кинопроката в Казахстане?

Казахстанские кинотеатры в 2020 году не работали семь месяцев, что повлекло за собой финансовые потери, исчисляемые в миллиардах тенге. В таких жестких условиях тяжело было не только не потерять своего зрителя, но и просто сохранить работу. О том, какими кинотеатры вышли из карантина и что стало с казахстанским кинопрокатом, мы поговорили с коммерческим директором Chaplin Cinemas Дмитрием Кириенко и кинопродюсером Анной Дармодехиной.

Как ни странно, работы меньше не стало

Весь мир постепенно привыкает к жизни в «карантинном» режиме. Но это не означает, что нужно существовать в анабиозном состоянии и остановить все проекты. Например, коллектив Chaplin Cinemas многое переосмыслил в своей работе. В ноябре прошлого года сеть кинотеатров запустила новый формат кинопоказа, не представленный ранее в Казахстане — по технологии 4DX. Не стоит путать ее с 4D — в ней тоже задействованы визуально-осязательные, обонятельные дополнения и спецэффекты, но технология 4DX позволяет смотреть полнометражные фильмы.

«Как ни странно, работы меньше не стало — мы углубились в изучение пользовательских привычек, потребностей и пытаемся прогнозировать
поведение. Этот анализ привел нас ко множеству открытий, направленных на улучшение своего сервиса, процесса коммуникации со зрителем, подачи контента», — рассказал Дмитрий Кириенко.

Чтобы не потерять связь со зрителями, во время карантина коллектив кинотеатра провел несколько встреч с представителями кино и бизнеса, связанного с обслуживанием потребителей.

«Нам было интересно, как они оправились от простоя. Эти разговоры представлены на нашем Youtube-канале как демонстрация нашей боли и переживаний о том, что в самом большом кинозале страны находится два человека, общающихся на пустой сцене. Мы находили массу поводов, чтобы все время оставаться в поле зрения наших клиентов, привлекая для этого разнообразные каналы коммуникации. Например, стали активнее вести наши страницы в социальных сетях и давали много интервью», — добавил Дмитрий.

фото из личного архива Дмитрия Кириенко

Зритель давно изменился, но кинорынок понял это только сейчас

По словам министра культуры РК Актоты Раимкуловой, ущерб, нанесенный кинотеатрам, составляет около 20 млрд тенге (цифры по состоянию на октябрь 2020 года). Однако в Chaplin Cinemas сохранили большую часть команды, выплачивая им во время простоя 50% заработной платы. Это позволило после открытия кинотеатров принять зрителей без потери в качестве обслуживания. Самым сложным в ведении бизнеса во время карантина стало отсутствие возможности планирования. Следует помнить, что кинопрокат — это бизнес, который необходимо планировать на период от трех месяцев до года.

«Мы должны знать, с каким продуктом будем работать через три месяца, какое у этого продукта будет продвижение, какой у него уровень ожидания и так далее. Этот процесс, как паззл, ежедневно складывается общими усилиями прокатчика и демонстратора. За ним следует огромное количество усилий рекламных агентств, производственных подрядчиков, локализаторов и множества людей и организаций. И остановить этот процесс невозможно, даже если светофор главврача резко поменял свой цвет», — объяснил Дмитрий.

Он добавил, что кинотеатр — финальная точка в цепи. Перед этим фильм попадает в руки дистрибьютора, который и занимается основным продвижением картины. По словам Дмитрия, «все фильмы определенного периода формируют некий пазл. И для того, чтобы он сложился, требуется видеть перспективу на три месяца вперед».

Что интересно, после карантина зрители стали больше приходить на дневные сеансы — представитель Chaplin Cinemas думает, что дело может быть в переходе многих организаций на дистанционный режим работы. Кроме большей свободы в рабочем графике, свою роль могло сыграть банальное желание дистанцироваться от прочих любителей кино.

«Радует, что впереди у нас все больше аттракционного кино, как, например, Mortal Combat, продолжение «Форсажа», «Круэлла» в исполнении прекрасной Эммы Стоун. Огромным спросом пользуются хорроры — опять же эффект страшилки в кинозале невозможно сравнить с ее просмотром на экране айпада, к примеру. Что уж говорить о восприятии комедий, где порой смех передается через несколько рядов из противоположного угла кинозала. Все это особая аура кинотеатра, которую любят и ценят наши зрители. И мы работаем для того, чтобы радоваться этим эмоциям вместе с ними», — подчеркнул Дмитрий Кириенко.

Анна Дармодехина объяснила, что зритель начал меняться несколько лет назад, но кинорынок понял это только сейчас. Пандемия коронавируса вообще ускорила многие процессы, которые медленно развивались в стране лет пять-шесть — диджитализация, цифровизация, переход большей части киноиндустрии в онлайн.

«Еще в 2018 году директора по маркетингу мейджоров рассказывали, как им сложно стало вытаскивать людей в кинотеатры. Потому что все в интернете: кино, музыка, еда, секс, игры, доставка, шопинг. Что нужно сделать для того, чтобы заставить человека выйти из дома и снова два часа провести в закрытом помещении? Это должен быть фильм-событие, фильм-зрелище, фильм-аттракцион. От всего объема кинопроизводства такие фильмы занимают 10%, остальное — малобюджетное и среднебюджетное кино. Такое кино и раньше все смотрели в интернете, такое кино и раньше не собирало больших касс в кинотеатрах. Так что зритель не изменился: если раньше он все смотрел на торрентах и имел максимум одну подписку на онлайн-кинотеатр, то теперь таких подписок стало больше», — сказала кинопродюсер.

В Казахстане появится как минимум два стриминговых сервиса

В конце прошлого года онлайн-кинотеатр Кинопоиска сделал картину «Жаным, ты не поверишь» своим эксклюзивным проектом. Нельзя отрицать того, что это событие стало прецедентом на казахстанском кинорынке. Российские онлайн-кинотеатры сейчас не пропускают важные мировые премьеры (и казахстанские в их числе), так как «активно наращивают свои мощности». Стоит вопрос выживания онлайн-сервиса в современных реалиях, поэтому Кинопоиск не жалеет ресурсов, ведь на российский рынок рвутся такие гиганты, как Disney+, Amazon и HBO Max.

Для «Жаным, ты не поверишь» премьера на Кинопоиске важна по еще одной причине — картина, которая вышла в прокат за неделю до карантина, понесла значительные убытки. Так, маркетинговая кампания картины была направлена на бокс-офис порядка 1 млрд тенге. Однако в кинотеатрах фильм смог собрать только 117 млн тенге. Потом произошла сделка с Кинопоиском, а сейчас идут продажи картины на мировых рынках. Анна Дармодехина, выступившая продюсером фильма, уверена: миллиард он соберет, но на это уйдет чуть больше времени. Успех казахстанской картины позволяет задать вопрос: не идет ли отечественная киноиндустрия в сторону онлайн-проката, но Анна не уверена в этом.

«Казахстанская киноиндустрия — это такой довлатовский «Заповедник»: какие бы ветры не дули у всех наших соседей, у нас ничего не меняется. К тому же новый вид дистрибуции — работа с онлайн-кинотеатрами — процесс долгий и деньги «длинные». Хорошие сделки — редкость, это вопрос профессионализма всех ее участников. А всем, как правило, деньги нужны много и сразу. Подчеркну: в наших условиях пока обеспечить это может только традиционный кинопрокат. В США сейчас мы видим отдельные примеры того, что и онлайн-прокат может обеспечить высокие сборы», — объяснила кинопродюсер.

фото из личного архива Анны Дармодехиной

Но есть и хорошая новость: в ближайшее время в Казахстане появятся как минимум два отечественных стриминга, один из которых точно будет снимать свой собственный контент.

«Нашей кинокомпании Art Dealers этот стриминг заказал серию фильмов. Нельзя не сказать про Salem social media, которая делает, пожалуй, самые лучшие веб-сериалы. Сейчас Art Dealers снимает для salem остросюжетный веб-сериал «Мыстан» про женщин, переживших насилие», — рассказала Анна.

Как на кинотеатры влияют стриминги и «пираты»

Пандемия коронавируса повлияла на стремительное развитие стриминговых сервисов и легальных онлайн-кинотеатров. Помимо этого, крупные киностудии после карантина начали практиковать одновременные премьеры блокбастеров в кинотеарах и на стриминговых платформах. Например, Warner в 2021 году выпустит 18 картин не только в привычном кинопрокате, но и на цифровой на платформе HBO Max. Правда, доступны они будут только один месяц, потом их уберут до того момента, пока не закроется кинотеатральное окно той или иной картины. После этого фильм вернется на онлайн-сервис, возможно, навсегда, если только не помешают какие-либо неблаговидные поступки создателей картины или актеров. Однако есть одна деталь: из-за пандемии сократилось кинотеатральное окно, по сообщению The Hollywood Reporter, в Америке оно составляет 17 дней для обычных фильмов и 31 день для больших блокбастеров.

«Студии вынуждены сокращать время монетизации продукта — это естественный процесс, учитывая объем инвестиций и риски. Поэтому к решению студий о релизе на стриминговых сервисах мы пытаемся относиться с пониманием. Единственный пока ощутимый для нас эффект — быстрое появление в сети пиратских копий, снятых с легальных сервисов. Это может негативно влиять на длительность кинотеатрального окна», — сказал Дмитрий Кириенко.

Анна Дармодехина согласна, что кардинально на работу кинотеатров стриминговые сервисы не влияют. Люди в кино ходят в основном на блокбастеры, которые в домашних условиях не производят такого эффекта, как на большом экране. Анна призналась, что надеется на появление в Казахстане больших кинотеатров, которые бы специализировались на демонстрации авторских и короткометражных фильмов и организации дискуссий, но это маловероятно. Единственный пример — кинопоказы в алматинском «Цезаре» с кинокритиком Олегом Борецким.

«Новая политика — реальность, с которой нужно считаться. К тому же у всех студий она разная. Disney сократил персонал, ликвидировал многие свои активы для того, чтобы высвободить средства и вложиться в онлайн. Warner Brothers сказали, что этой политике они намерены следовать только в 2021 году, потом вернутся к традиционной схеме показа. Я думаю, что у студий все получится, и эта практика продолжится и в будущем. Уже стало понятно, что за период карантина стриминги полностью переписали под себя правила игры, что в России, что на Западе. Сейчас стриминги — самые крупные заказчики контента», — считает кинопродюсер.

Анна Дармодехина напомнила, что в 2013 году фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» вышел одновременно и в привычных кинотеатрах, и в онлайн-кинотеатре ivi. ru. За несколько месяцев до этого yota для своих клиентов открывала одновременный релиз романтического фэнтези Мишеля Гондри «Пена дней».

«Тогда кинотеатры тоже были недовольны, но не так остро, как сегодня. Потому что никто толком не понимал, к чему это приведет. Продюсеры «Географа» признали кейс успешным», — объяснила Анна.

Станут ли кинотеатры развлечением для элиты

В одном из выпусков подкаста «Крупным планом» от Кинопоиска киновед Всеволод Коршунов рассказал об одном из прогнозов будущего кинотеатров. Согласно этой концепции, кинотеатры превратятся в своеобразный Большой театр с очень дорогими билетами. Люди смогут ходить в кинотеатры примерно два раза в год, покупать билеты за полгода до сеанса, будет билетная мафия и контрамарки — словом, все то, что сопровождает поход в главный театр страны.

«Это будет светское мероприятие с оглушительными специальными эффектами для тех немногих, кто пришел в этот кинотеатр. А мы действительно перейдем в режим каждодневного смотрения в бытовом, домашнем режиме», — рассказал киновед.

Мы спросили у Владимира Кириенко и Анны Дармодехиной, как у представителей отечественной киноиндустрии, насколько этот прогноз вообще реален, и они весьма скептически отнеслись к нему.

«До уровня Большого или Мариинского стоимость билетов в кино не поднимется. Поход в кино останется самым демократичным видом досуга. Современные мультиплексы — это не очаги культуры, это супермаркеты. Посудите сами, в одном из алматинских кинотеатров 15 залов. Значит, одновременно запускается к показу 15 фильмов. Люди всегда будут ходить в супермаркеты», — уверена Анна.

«Вы давно были в Мариинском? Толпы студентов со всего мира посещают его за довольно условные деньги. Думаю, театр может себе позволить некую элитарность, кино — это массовый продукт. Мы прикладываем массу усилий для сдерживания роста цены на билеты, исходя из этого. (…) Кинозал — это место, где вы можете позволить себе на время забыть о соцсетях и мессенджерах, держа за руку свою спутницу, воспользовавшись прекрасной возможностью для обмена особенными, искренними эмоциями», — сказал Дмитрий.

Статьи STEPPE

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

Подборка ко Дню независимости: что смотреть, читать и слушать

В преддверии Дня независимости собрали подборку, которая поможет погрузиться в культуру и историю страны через книги, фильмы и...

2 минуты
2 минуты
Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Гид по профессии: кто такие IT-аналитики и чем они занимаются

Если вы задумывались, как появляются новые цифровые продукты и сервисы и кто за ними стоит, самое время разобраться в том, кто...

3 минуты
3 минуты
The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims и культурный след: как игра сформировала ценности и мечты поколений

The Sims, пожалуй, одна из немногих видеоигр, которая не только изменила индустрию, но и стала мощным культурным феноменом,...

8 минут
8 минут
Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»

Режиссерка Малика Мухамеджан: «Мы с Казахстаном в любовных созависимых отношениях»

В новом материале Кристина Михайлова, основательница Women make docs, беседует с режиссеркой Маликой Мухамеджан о фильме...

17 минут
17 минут