«По мелям Каспия — Зов тюленей»: Фильм об исследованиях каспийских тюленей
30 октября Институт гидробиологии и экологии анонсировал выход фильма «По мелям Каспия - Зов тюленей», который рассказывает о...
Казахстан считается гостеприимной и многонациональной страной, но о культуре народов, которые живут с нами бок о бок, мы знаем не так много.
Пока пандемия окончательно не изменила их традиционные устои, при поддержке Европейского Союза мы решили рассказать об обычаях наших соотечественников: казаков, узбеков, корейцев, уйгуров и турков.
Узбеки — один из крупнейших автохтонных этносов Казахстана, в основном проживающий в приграничных районах с Узбекистаном. Современный этногенез народа сложился не только из тюркских, но и ираноязычных племён.
С течением времени узбекская культура соединила в себе языческие и мусульманские традиции, благодаря чему народ массово отмечает как Новруз, так и Курбан-байрам.
Однако, в этом году массовые ритуальные празднования были отменены, поэтому узбекский этнокультурный центр в Казахстане встретил карантин новыми инициативами: благотворительными программами, онлайн-конкурсами и активным волонтёрством.
Сейчас узбекский этнокультурный центр готовится к традиционному ежегодному фестивалю «Офарин». Молодые артисты, исполняющие вокально-инструментальную музыку «маком», отправляют онлайн-выступления жюри, адаптируясь под новые реалии.
Махалля
Так называется квартал, в котором община осуществляет местное самоуправление: благоустраивает район, решает бытовые задачи, организует праздники, памятные события или обсуждает новости.
Главная цель махалли — помощь ближнему, будь то проведение значимого мероприятия или ремонт дома.
Раньше территория махалли определялась голосом муэдзина — те дома, до которых доходил голос призывающего к намазу, считались одной махаллёй. В каждой махалле был не только свой аксакал, но и чайхана, где преимущественно собирались мужчины, готовили и беседовали между собой.
Сейчас махалля — своеобразный гражданский институт, который перекочевал в современные многоэтажки.
Пахта
Традиционная узбекская одежда состоит из нескольких элементов: чапана, поясного платка кийикча, рубашки, шаровар, тюбетейки для мужчин и платья из хан-атласа и шаровар для женщин.
Часто элементы национального одеяния украшает орнамент «пахта» — хлопчатник. Этот знаковый элемент принято считать не только символом национального производства, но и «белым золотом».
Хлопчатник попал в Центральную Азию в древние времена благодаря обширной и оживлённой торговле — караванным путям, которые проходили с Запада в Переднюю Азию и Китай. Именно этим путём попали в Среднюю Азию семена хлопчатника из других стран.
С тех пор пахта присутствует в каждом виде узбекского прикладного искусства, будь то резные двери, ручное ковроткачество сюзане или роспись керамических изделий. При этом узбекская орнаментология изобилует символами: гранат означает достаток и плодородие, миндаль — удачу, ножи — оберег от злых сил, а стручковый перец питает жизненной энергией и оберегает от сглаза.
Ош
Плов или ош — отличительная черта узбекской кухни, с которой, пожалуй, знакомы все. Так как плов уходит корнями в далёкое прошлое, невозможно проследить, когда и как его приготовили впервые. Однако на этот счёт существует несколько легенд.
Одна отсылает к персидскому учёному и прародителю медицины Абу Али ибн Сине — Авиценне, — который приготовил питательное и целебное блюдо, состоящее из нескольких компонентов: обжаренного курдюка и лука, свежего мяса, сладкой моркови, рассыпчатого риса и ароматной зиры.
Другая легенда связывает традиционное блюдо с молодым полководцем Александром Македонским. Согласно преданиям, он явился в Самарканд в качестве полководца, но полюбил местную девушку и устроил свадьбу, а венцом торжества стал аппетитный плов. С течением времени плов не потерял знакового места в узбекском обществе. Его готовят всегда: на семейных торжествах, свадьбах, поминках.
Если казахстанцы привыкли есть плов в обед или вечером, то у узбеков его подают и на восходе солнца, сразу после окончания молитвы. Готовят блюдо только мужчины, запивая плов зелёным чаем.
Стоит также отметить, что каждый регион Узбекистана славится своим способом приготовления: для ферганского плова используют редкий сорт риса — девзиру, самаркандский готовится слоями и не перемешивается, в ташкентский часто добавляют нут и изюм, а бухарский и вовсе готовят в медном казане, используя бульон и отварное мясо.
Хан-атлас
Текстильная история узбекского этноса восходит к древнему Маргилану. В легенде о царском шёлке говорится, что однажды один из правителей Маргилана влюбился в дочь бедного ткача, решив сделать её своей пятой женой.
Отец девушки припал к ногам хана и просил отпустить его молодую дочь. Правитель согласился, но только при условии, что к утру ткач создаст нечто столь распрекрасное, способное затмить красоту девушки.
Опечаленный старик отправился к берегам арыка, где провёл долгое время в раздумьях, не замечая, как дождь смешивался с его слезами. Неожиданно, ливень прекратился, и на небе появились облака, которые он увидел в отражении воды.
Облака окрасились во все цвета радуги. И тут он воскликнул: «О, небо, благодарю тебя за идею!» Отправившись в свою мастерскую, он проработал всю ночь, а утром перед ханом развернул невиданную ткань — переливающуюся всеми цветами радуги, воздушную как облако и лёгкую как воздух.
Правитель был потрясён красотой ткани, так что забыл о своей невесте и согласился её отпустить. Невероятной красоты ткань назвали ханский шелк — хан-атлас. Своё гордое имя ткань носит уже много веков.
Царский шелк радует своей красотой каждого, кто смотрит на него, обволакивает нежностью и прохладой того, кто носит его.
Радужная шёлковая ткань является неотъемлемой частью узбекской культуры. Маргиланский шёлк славится неповторимым узором на Востоке и Западе. Он был ценным товаром во времена Великого шёлкового пути, по которому его вывозили в Хорасан, Египет, Багдад, Грецию и другие страны. Хан-атлас преподносили в подарок, передавали по наследству и даже расплачивались при торговых сделках.
Сумаляк
Как и другие народы Центральной Азии, узбеки отмечают день весеннего равноденствия — Новруз. И если в это время в Казахстане повсеместно готовят наурыз коже, то традиционным узбекским лакомством можно считать сумаляк.
Праздничное блюдо принято готовить из сока перемолотых пророщенных зёрен пшеницы, который варится в хлопчатниковом масле с добавлением муки. А для того, чтобы сумаляк не подгорел, на дно казана забрасывают несколько камней и грецких орехов. Варка — энергозатратный процесс, который занимает 20-24 часа. При этом сумаляк необходимо постоянно помешивать, тем самым избавляясь от негативных помыслов.
Ритуальное приготовление должно сопровождаться танцами, песнопениями и общим весельем, так как готовит его не одна семья, а целая махалля. Когда пророщенные зёрна превращаются в вязкую и сладкую смесь, её остужают, а затем разливают по пиалкам и угощают соседей.
В этот раз традиционное празднование Новруза пришлось адаптировать к карантину. Для этого в центре готовили плов из 400 кг риса, тем самым обеспечив пищей 500 малообеспеченных семей. А спустя месяц, в апреле, сотрудники и волонтёры центра подготовили две фуры со строительными, бытовыми и санитарными принадлежностями, чтобы помочь мактааральцам.
А накануне Курбан-байрама общество предпринимателей при этнокультурном объединении, как и полагается в этот день, передавали мясо для социально-уязвимых слоёв населения.
Материал согласован и одобрен Нурнисой Досметовой — заместителем председателя узбекского этнокультурного объединения Шымкента.
Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)