Не только столица: как региональные фестивали развивают театральную культуру в Казахстане

5 минут Аксулу Элубаева
Не только столица: как региональные фестивали развивают театральную культуру в Казахстане

Театральный обозреватель Ольга Малышева рассказала редакции STEPPE о новых точках роста, независимых сценах и зачем нам театральный закон.


Как вы оцениваете текущее состояние театральной культуры в регионах  Казахстана — какие системные проблемы и точки роста вы видите?

— Я люблю отслеживать театральные тренды. И если говорить про региональные театры, то раньше ключевым трендом было то, что молодые выпускники театральных вузов из Алматы или Астаны ехали работать в регионы. Там — меньше конкуренция, больше шансов получить главные роли или реализовать собственный проект. В большом театре можно 10–15 лет числиться в штате, но так и не получить ни одной постановки.

Сейчас тренд сместился. Я вижу, как в регионах появляются молодежные театральные команды — практически в каждом городе формируется третий театр, помимо казахского и русского драматических. Эти команды часто отделяются от больших трупп, получают собственное художественное руководство, а иногда и отдельную сцену. Это важное изменение.

Появляются и независимые театры за пределами Алматы, пусть пока их немного. В Шымкенте — театр «Разработка», в Караганде — «Наскальный кит» и театр DAT, в Астане — театр FONTON. Это часто актеры и режиссеры, которые не находят свободы в госструктуре и создают свои площадки.

Фото: театры FONTON и Разработка

Насколько важны фестивали и как они меняют качество и видимость местных театров?

— Фестивалей в Казахстане много, но, к сожалению, независимых — почти нет. Один из немногих — Total Fest от «Тотального театра» в Алматы. Все остальные проводятся за счет Министерства культуры или акиматов, и там часто срабатывает принцип: «освоить бюджет». Это влияет на качество. Фестивали превращаются в формальность — все получают по награде, чтобы никого не обидеть. Иногда даже вручают два гран-при.

Но появляются интересные альтернативные форматы. Например, фестиваль молодых режиссеров в Театре имени Мусрепова: восемь участников сразу получили грамоты и денежные призы, а фокус сместился на обсуждение спектаклей, без конкурса. Такой подход важнее: это про профессиональное общение, а не про медали.

Какие ключевые проблемы сталкивают региональные театры при участии в фестивалях — бюджет, логистика, кадровое обеспечение?

— В целом у государственных театров есть возможность участвовать в фестивалях — у них заложены бюджеты на гастроли и поездки. Вопрос чаще не в деньгах, а в мотивации: кто-то использует все ресурсы, чтобы показать театр, а кто-то — нет. 

Но есть проблемы. Например, не все актеры остаются на весь фестиваль. Часто приезжают только на день выступления, а смотрят другие спектакли — только директора. Театральный фестиваль — это ведь не только про выступление, а про диалог. Поэтому хочется, чтобы актеры тоже участвовали полноценно, смотрели, обсуждали, учились.

Фото: театр Наскальный КИТ

Драматургия: Развитие современной драматургии из регионов — это тренд? Насколько авторы из областей влияют на национальную театральную картину?

— Пока это скорее вспышки, чем тренд. Основная часть современных драматургов — из Алматы и Астаны. Но авторы из регионов появляются. Например, Александр Сухов из Семея — его пьеса попала в шорт-лист фестиваля Drama.KZ, он участвовал в «Драмарафоне», делает читки в местном театре. В Петропавловске на проекте Drama.KZ — Города читают не только пьесы из фестивальных списков, но и местных авторов, например, актеров труппы, которые сами ставят свои тексты.

Есть и другие примеры — драматург Сағадат Ордашева  из Актобе, она активно работает как переводчица современной мировой драматургии на казахский язык, ее переводы уже ставят в театрах.

Современной драматургии в театрах по-прежнему мало — тем более региональной. Но движение начинается.

Независимые театры: Что вы можете сказать о малых и независимых театральных группах в регионах? Смогут ли они стать драйвером культурных изменений?

— Да, но важно понимать, что независимыми театры становятся по-разному. Одни — уходят из государственных театров в поисках свободы, другие — сразу приходят с идеей делать социальный, гражданский театр, даже без профильного образования. У меня самой тоже нет театрального образования, я окончила журфак.. Но я 10 лет занимаюсь театром, учусь, смотрю, делаю проекты.

Есть независимые инклюзивные социальные проекты, где работают люди с синдромом Дауна, аутизмом, люди старшего и пожилого возраста — те, кто становится невидимыми для общества. 

В регионах пока меньше таких инициатив — насмотренность и доступ к ресурсам ограничены. Но есть крутые режиссеры и в регионах, они совмещают работу в строгой структуре государственных театров со свободой и экспериментом: это, например, режиссеры  Мейрам Хабибуллин, Гауһар Адай, Рача Махатаев.

Фото: театры FONTON и Наскальный КИТ

Образование и профессионализм: Какие образовательные и обменные программы нужны, чтобы поднять уровень профессии в малых городах?

— Нам нужны лаборатории, курсы, стажировки, совместные проекты, в том числе с международными площадками. Люди учатся через практику и обмен. Например, читки новых пьес, совместные постановки, поездки на фестивали, менторство. Даже простая возможность смотреть онлайн-спектакли — это уже образование. Важно создавать такие механизмы и расширять доступ.

Будущее: Что нужно сделать — со стороны государства, бизнеса и культуры — чтобы фестивали и театры регионов стали устойчивой частью национальной культуры?

— Прежде всего — принять закон о театре. Его нет. Это основа. Дальше — система прозрачных государственных грантов для театров: как для госструктур, так и для независимых. Чтобы не бояться, что за грант спустят тему, от которой не откажешься. Или вырубят свет, если не понравится постановка.

Гранты по принципу «заявка — отчет» позволят избежать коррупции и непотизма. Такие механизмы работают в международной практике, но у нас пока нет аналогов. Даже небольшие гранты на независимые театральные проекты были бы огромным подспорьем.

С бизнесом все сложнее. Большие театры получают поддержку, а вот малые сцены с 40 местами — игнорируют. Хотя это не стоит больших денег. Это вопрос не ресурсов, а интереса и политической воли.

Читайте также: ARTиШОК совместно с ташкентским театром «Ильхом» сняли онлайн-сериал

Ольга Малышева является главным куратором категории «ТЕАТР» Премии в сфере креативных индустрий STEPPE AWARDS-2025

STEPPE AWARDS — премия в сфере креативных индустрий, которая является инструментом признания, поддержки и продвижения молодых креаторов и их проектов.

Успейте подать заявку: STEPPE Awards 2025

Еще много интересного