Канны 2018: В чем причина небывалого успеха Казахстана?

4 минуты Гульнара Абикеева
Канны 2018: В чем причина небывалого успеха Казахстана?

В этом году Каннский кинофестиваль для казахстанских кинематографистов стал триумфальным. В конкурсе участвовала картина — «Айка» режиссера Сергея Дворцевого, который родился в Казахстане. Впервые актриса-казашка Самал Еслямова получила приз «За лучшую женскую роль» за исполнение главной роли в этом фильме. Еще важно, что во втором по значимости конкурсе, который называется «Особый взгляд» тоже участвовала казахстанская картина — «Ласковое безразличие мира» режиссера Адильхана Ержанова, получившая огромное количество хвалебных отзывов в западной прессе. Всего в разных программах Канн участвовало восемь казахстанских фильмов. Случайное ли это совпадение или в нем есть какая-то закономерность?

Начнем с Сергея Дворцевого. Режиссер родом из Южного Казахстана сначала прославился своими документальными лентами «Счастье», «Трасса», «Хлебный день». Потом начал снимать игровой фильм «Тюльпан», работа над которым шла четыре года, но результат превзошел все ожидания – приз второго конкурса Канн «Особый взгляд» в 2008 году. И о Дворцевом заговорили как об уникальном, очень тонком, проникновенном и необычном режиссере. Картина была сделана в копродукции Казахстан-Россия-Германия-Швейцария. Особый талант Дворцевого заметил выдающийся немецкий продюсер Карл Баумгартнер, который готов был ждать, пока Сергей поймает именно то состояние степи, которое нужно режиссеру. Ведь и свои документальные ленты Дворцевой снимал месяцами, дожидаясь нужной сцены и нужного состояния природы.

Из казахстанских продюсеров фильм «Тюльпан» поддержала Гульнара Сарсенова. Свою вторую полнометражную картину «Айка» Дворцевой снимал шесть лет. И все ждали, в том числе – Каннский кинофестиваль. Приз «За лучшую женскую роль» — это признание, прежде всего его режиссерской работы. И, конечно же, очарование Самал Еслямовой, которую зритель успел полюбить уже по фильму «Тюльпан». Сергея Дворцевого называют своим и Россия, потому что сейчас он живет и работает там, а картина рассказывает о судьбе женщины-гастарбайтера из  Кыргызстана и ее выживании в Москве. Никто ему не говорит, что он показал ужасные условия эмигрантов в России, все говорят – «Браво, Сергей Дворцевой!» И все же картина казахстанская тоже: Дворцевой родом из Шымкента, актриса – казашка, и один из продюсеров – Гульнара Сарсенова – из Казахстана.

Адильхан Ержанов также не случайно появился в Каннах. В 2014 году в официальной программе Канн был показан его фильм «Хозяева», и отборщики кинофестиваля навсегда запомнили имя этого талантливого молодого казахстанского режиссера. Он единственный режиссер, который вошел в список «Сто лучших режиссеров Азии всех времен и народов». Неудивительно, что и его новую картину «Ласковое безразличие мира» ждали в Каннах. Она получила массу восторженных откликов западной прессы. Теперь по логике вещей со следующей картиной он должен попасть в основной конкурс. Но это, дело будущего, а пока мы можем констатировать уникальный талант молодого человека, который в свой 35 лет уже во второй раз представляет Казахстан в Каннах. 

Но это еще не все. В двух других программах Канн участвовали: в «Синефондасьон» короткометражка Жаннат Алшановой «Конец сезона» и в программе ACID фильм Ольги Коротько «Так себе зима».  

Дипломная работа Алшановой, выпускницы Лондонской киношколы, вошла в 17 картин «Синефондасьон» из 2426 присланных студенческих работ. Считается, что это программа – кузница талантов. В ней имеют право принимать участие только выпускники киношкол в год, когда они снимают дипломные работы. В программе «Ассоциации за независимое кино и его распространение» (ACID) был показан фильм другой казахстанки Ольги Коротько «Так себе зима». Жаннат и Ольга раньше уже бывали в Каннах, их предыдущие короткометражки участвовали в программе «Уголок короткого метра». В общем, это очень демократичная программа, в которую довольно просто попасть, но позаботиться о том, чтобы твой фильм увидели там, приходится самим.

В этом году четыре короткометражные ленты были показаны в «Уголке короткого метра» Канн: «Прятки» Венеры Каиржановой и «Асан» Берика Жаханова, снятые на киностудии «Казахфильм», а также «Pearl» Алмы Баймуратовой и «Новости» Асель Аушакимовой, снятые на частных студиях. Все это говорит о том, что Канны для Казахстана перестали быть недоступной мечтой.

И все же успех казахстанского кино в Каннах говорит о том, как сильно наше отечественное кино. При засилии полупрофессионального, квн-ного кино во внутреннем прокате, победа в Каннах говорит о том, что интеллектуальное, авторское кино живо в Казахстане. Участие же молодых режиссеров в короткометражных программах говорит о том, что есть молодежь, которая ставит перед собой иные планки, нежели просто снимать развлекательное кино. Хорошо, что есть преемственность поколений. Но в целом, это личные достижения больших художников – Сергея Дворцевого и Адильхана Ержанова, которыми мы гордимся.

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне
Партнерский

Кто меняет правила игры в архитектуре и дизайне

В современном мире забота об экологии перестала быть просто трендом — это уже обязательная составляющая успешного бизнеса и...

3 минуты
3 минуты
Как выбрать подарок геймеру: разбираемся на примере техники Thunderobot

Как выбрать подарок геймеру: разбираемся на примере техники Thunderobot

У компьютерных игр и киберспорта огромное количество фанатов всех возрастов — в вашем окружении точно есть любители видеоигр...

12 минут
12 минут
Там, где все двери открыты

Там, где все двери открыты

О «точках притяжения» креативной индустрии и местах, которые меняют не только города, но и...

12 минут
12 минут
HONOR 200 Pro: Смартфон для всех индустрий
Партнерский

HONOR 200 Pro: Смартфон для всех индустрий

Согласно статистике, мы проводим в гаджетах более шести с половиной часов ежедневно  — это практически 40% всего светового...

5 минут
5 минут