Не только венчур: как MOST планирует развивать альтернативные инвестиции в Казахстане. Интервью с Павлом Коктышевым
В условиях глобального роста интереса к альтернативным инвестициям, Павел Коктышев и его команда создали MOST Investors Club,...
Брендовая одежда на витринах магазинов — это большой труд байеров, которые следят за трендами в fashion-индустрии, мониторят рынок и делают закуп. Их работа очень ответственна, ведь успех модного бизнеса зависит во многом от ассортимента товара. Мы поговорили с предпринимательницей Севиль Амангельдиевой о том, в чем именно заключается работа байера, как она ушла в убыток в 20 тысяч долларов и почему она не работает с казахстанскими дизайнерами.
Я с детства знала, что буду успешной. Многие дети мечтают стать врачами, космонавтами, а я не знала, кем именно я стану, но представляла, что я деловая и успешная женщина, кручусь в обществе и вся такая нарасхват. Отец с 16 лет мне говорил, что я свободна выбирать свою стезю. У меня было три пути: я могла пойти работать на государство, на дядю или на себя. Если честно, у меня даже и не было других мыслей. Я не хотела работать в офисе, потому что до этого я проработала около трех месяцев в HR-департаменте и быстро поняла, что офисная жизнь не мое. В целом я человек социальный: я не могу сидеть в четырех стенах, мне нужно участвовать в мероприятиях, общаться, знакомиться. Мне все время нужно быть в гуще событий.
Я была достаточно амбициозна, чтобы начать свой бизнес сразу после окончания университета. В 2011 году я основала компанию в Астане, которая занимается рекламой, организацией ивентов, а также маркетинговыми исследованиями. Сейчас я не имею никакого отношения к ней, но компания до сих пор работает.
Компанию я основала в Астане, потому что в то время столица только вставала на ноги. Если в Алматы рынок был уже забитый в плане агентств, ивентов, то там не хватало достойных игроков и специалистов. Так, мы решили занять эту нишу.
Через год я поняла, что маркетинг — не совсем моя сфера, потому что как ни крути — это офисная рутинная работа. Я долго думала над тем, с чем бы я хотела связать свою жизнь и поняла, что хочу заниматься чем-то творческим. Швеция, где я училась по обмену, оставила неизгладимое впечатление на мое восприятие. Эта страна сильно отличается от Европы: там все так стильно, просто и лаконично. Люди не показывают лейблы, если и носят дорогую брендовую одежду или могут ходить в конверсах и джинсах. Главное для них — не только стиль, но и комфорт. Вернувшись в Казахстан, мне было непривычно вливаться в нашу среду, потому что я стала понимать, что вокруг — одна безвкусица. Я не знала, где и у кого покупать одежду в Казахстане. А в масс-маркете меня не устраивает качество и массовость изделий.
В Астане были магазины, где продавали только тяжелый люкс, но они рассчитаны на взрослых женщин. То есть была необходимость в качественной одежде для женщин от 25 до 40 лет, которые не страдают брендоманией, но в то же время предпочитают одеваться интересно, уникально и качественно. Поняв, что нужно решать этот вопрос, я решила поехать в Италию на курсы по стилистике. У меня всегда было чувство вкуса, но я хотела улучшить свои знания в сфере моды и дизайна.
До какого-то момента я думала, что я не творческий человек. Но позже поняла, что бизнес — это тоже творчество, ведь мы создаем что-то с нуля, будь это продукт, сервис или услуги.
После Швеции мне хотелось создать стильное, модное место, которое для многих стало бы кусочком Европы.
На неделе моды в Италии, куда я поехала на курсы по стилистике, я заказала товар для своего магазина, хотя никакого магазина на деле не было. Наверное, во мне сработала рисковая и бунтарская черта. Весной байеры делают заказ на осеннюю коллекция, а осенью — на весеннюю. Я понимала, что если я сейчас не напишу заказ, то мне придется приехать и делать заказ через полгода. А это значит, что откроюсь я только через год.
В сфере моды ты не можешь действовать тогда, когда тебе вздумается.
Я понимаю, что если я сейчас пишу заказ, то у меня есть время найти помещение, придумать концепт и составить стратегию развития. Но на тот момент у меня не было никакого магазина и даже идей. Я не знала, какая будет площадь, где будет находиться бутик, что именно я буду представлять. Я пошла ва-банк и все-таки сделала заказ на пять брендов.
Сейчас я бы не посоветовала так делать начинающим предпринимателям.
Я прилетела в Астану и сразу начала поиски помещения. Торговые центры я изначально не рассматривала, потому что мой концепт подразумевает отдельное пространство. Я нашла подходящее помещение в хорошем районе, но с черновой отделкой. Хозяйка согласилась сдать помещение без проблем и даже сама вызвалась провести ремонт, потому что ей хотелось сделать все качественно. Я оставила ей задаток и начала обдумывать интерьер. На дворе уже июль месяц, ремонт все еще не начался, а коллекция приезжает в августе. Оказывается, арендатор передумала. Так что найти подходящее место — не так легко, как кажется многим.
У меня была инстаграм-страница, с помощью которой я продавала какие-то брендовые вещи и имела небольшую разницу. Этого было достаточно просто для того, чтобы наработать клиентскую базу. Какую-то часть коллекции я продала через инстаграм, что-то разошлось по близким друзьям, а остальное придержала для магазина.
Арендатор, конечно, подвела меня, но я нашла место получше на пересечении улиц Сарыарка-Шевченко. Техническое открытие астанинского бутика состоялось в декабре 2012 года.
Самая интересная часть бизнеса — это начало. Когда ты превращаешь свое виденье в жизнь, когда приучаешь клиентов, когда тебя и твой бизнес только узнают. Я поняла, что мы прочно заняли свою нишу. Потому что в Астане у нас нет конкурентов — других концептуальных магазинов. Спустя три года после открытия мы переехали. Сейчас магазин находится в лофте в ЖК HighVill.
Многие наши клиенты были из Алматы. И я поняла, что там есть спрос на нашу одежду. Заказывать онлайн многие не хотели, потому что все-таки хочется потрогать одежду, примерить ее.
Концепт нашего магазина — давать возможность девушкам быть уникальными. Я хочу, чтобы каждая девушка находила что-то особенное и one of a kind у нас. Хочу, чтобы она была уверена, что она ни на ком больше не увидит свой наряд. Именно по этой причине у нас небольшая размерная сетка. Это главное наше преимущество. Наш слоган — be unique seven days a week.
Мы не просто продаем вещи, мы продаем лайфстайл. Мы транслируем мировоззрение видение наших клиентов, поэтому клиенты выбирают нас и доверяют нам в вопросе стиля и моды.
Девушка может быть такой, какой она захочет: эпатажной, деловой, спортивной, романтичной.
На данный момент мы являемся одним из самых успешных и узнаваемых концептуальных магазинов в Казахстане, потому что о нас говорят за границей, у нас хотят выставляться зарубежные дизайнеры, потому что им интересен наш рынок. Мы уже довольно известны за границей и многие бренды следят за нами начиная от России, заканчивая Италией.
Байер — это отдельная позиция, которая занимается закупом одежды. Но нужно понимать, что помимо закупа байер также следит за тем, что в тренде, кто на волне, а кто угасает. Также нужно делать прогнозы, угадывать, что будет модно и следить за деятельностью больших брендов, собирать аналитику, одним словом.
Закупы можно делать во время недели моды в Милане или Париже. Но в Милане в основном представлены итальянские бренды, тогда как в Париже представлено больше международных брендов со всего мира. Поэтому я предпочитаю делать закуп в Париже. Весенний закуп длится с конца февраля до 5-7 марта, осенний — с 27 сентября до 3 октября.
Меня удивляет, когда меня спрашивают, как я отдохнула в Париже. На самом деле ты работаешь нон-стоп с 8 утра до 8 вечера. Прилетая на закуп, я с утра до вечера езжу с одного шоу-рума в другой, ищу из нереального количества брендов и дизанеров то, что подойдет нашим клиентам. Затем из огромных коллекций я делаю свою подборку в соответствии с предпочтениями нашего региона и пишу заказ, который потом корректирую.
Перед неделей моды я заранее составляю расписание. Обычно у тебя есть всего неделя для посещения выставок и шоу-румов. А если учитывать, что во время недели моды слетаются дизайнеры и байеры со всего мира, то закуп — дело не из легких. Начинается нон-стоп гонка, поэтому нужно подстраивать расписание так, чтобы шоу-румы были расположены в одном месте или районе.
На каждый бренд уходит от 1 до 3-х часов, то есть за это время ты должен успеть просмотреть их коллекцию, выбрать и сделать заказ. Ты делаешь фотографии образов, сопоставляешь их, а потом смотришь, что именно тебе нужно из одного бренда, потом из другого. Потому что когда девушка приходит к нам, важно, чтобы она собрала полный лук.
В нашем бизнесе очень важно быстро реагировать на какие-то изменения. Если я вижу, что какой-то бренд не принимают, то я быстро его заменяю на другой.
Перед тем как лететь в Париж, ты изучаешь аналитику, что продавалось хорошо, а что — плохо, на какие вещи был спрос. Затем всю эту информацию нужно преобразовать в подборку. После прилета из Парижа у меня есть неделя, чтобы переосмыслить заказ и внести изменения, если они необходимы. Затем я вношу предоплату, подтверждаю заказ и жду его полгода.
На данный момент в нашем магазине представлено больше 20 международных брендов. Кстати, клиенты Астаны и Алматы различаются между собой. Например, в Астане платья уходят, как пирожки. В целом девушки Астаны хотят быть более сексуальными, женственными, хотят подчеркнуть фигуру, не понимают овэрсайза. Алматинские девушки любят casual. Платья, которые астанинские девушки носят по выходным на тусовки, в Алматы наденут только на крупное мероприятие или свадьбу.
В Астане больше обращают внимание на визуальную часть, в Алматы — на качество.
В Алматы ведь лайфстайл немного другой: мы назначаем встречи в кофейнях, гуляем не только на выходных, но и по будням, поэтому алматинцам важно одеваться хорошо каждый день. Но чтобы это было комфортно и стильно.
Я опытный байер и могу назвать себя старичком в этой сфере. Сейчас мы переживаем довольно нестабильное время, наша сфера зависит от курса евро, потому что весь товарооборот считается в этой валюте.
Естественно, в этой сфере много рисков. Если у человека нет опыта в ритейл бизнесе, то я бы не советовала ему этим заниматься. Можно очень легко потерять приличные деньги, время и инвестиции.
В нашей команде два SMM-менеджера, два директора магазина и два консультанта в Астане и Алматы и один штатный бухгалтер. У меня сильная команда SMM, потому что для меня важна визуальная часть, картинка. Команда у меня небольшая, но дружная. Также я стараюсь уделять большое внимание сервису, поэтому провожу им тренинги. Я хочу, чтобы они учились вместе со мной. Возможно, не хватает позиции PR-щика, этим я занимаюсь пока сама. Мне сложно делегировать задачи, но я учусь этому.
В Астане подбором образа занимаются консультанты. В Алматы клиентам помогаю я. В целом, алматинские клиенты требуют личного присутствия.
Наш клиент — это женщина от 25-45 лет. Она самодостаточная, уверенная в себе, динамичная и прогрессивная. Она открыта к экспериментам и любит путешествовать, знает цену интересным брендам и качественной одежде, хочет быть разной и одеваться уникально. Мы все равно оцениваем человека по внешнему виду, поэтому я всегда говорю клиентам, что очень важно одеваться соответственно своему статусу и лайфстайлу.
Очень мало дизайнеров, чья одежда подходит мне по концепту и по ценовой политике. А уходить в более дешевый сегмент и жертвовать своими брендами я не хочу. Мы все-таки решили концентрироваться на своем концепте, то есть представлять зарубежные бренды. Например, в Астане один из самых коммерчески успешных брендов Self Portrait представляем только мы, у нас эксклюзив.
На данный момент из казахстанских дизайнеров у нас представлена только Камила Мур. У нее качественные ткани и сильная айдентика, а это очень важно. В Казахстане, к сожалению, многие дизайнеры не уделяют этому должного внимания. Шьют просто то, что в тренде и соответственно нет единого образа коллекции. Меня часто просят представлять казахстанские бренды у себя. Нашим дизайнерам нравится то, как мы работаем с брендами, с презентацией товара и визуальной частью, но я все-таки стараюсь выдерживать свой концепт. Может быть, в будущем появится казахстанский бренд, который я захочу представить у себя в магазине.
Надо признаться, у нас индустрия моды в целом еще неразвита. Наверное, это связано с маленьким и ограниченным рынком, нехваткой профессионалов. Очень много дизайнеров, которые без какого-либо образования и бэкграунда, просто делают то, что в тренде. В основном, это незамысловатые силуэты без деталей, которые не требует сложных конструкций. Все делается хаотично, что приводит к отсутствию структуры коллекции. Возможно, это успешно, с точки зрения коммерции.
Что касается ритейла, то сейчас сложное время в люксовом сегменте. Век потребительства отходит и люди стали относиться более взвешенно к покупкам. Нам конкуренцию составляют онлайн-магазины с недорогой доставкой. Тем не менее я считаю, что нужно поддерживать отечественный бизнес. Ты можешь заказать одежду на зарубежных сайтах, но нужно понимать, что деньги уйдут в Европу.
Средняя стоимость одной вещи в Seven Life Store — 100-150 тысяч тенге, полный образ в среднем обойдется вам в 500 тысяч тенге. Многие думают, что мы ставим высокую накрутку, хотя на самом деле наши цены ниже европейских на 10-20%. Но никто не думает что стоит за этим: поездка, закуп, доставка и растаможка товара, аренда помещения и другие операционные расходы. Конечно, я понимаю, что клиентам это неинтересно. Наверное, поэтому сейчас успешен сегмент масс-маркета, который быстро изнашивается и быстро выкидывается.
В первый раз в бизнес я вложила около 30 тысяч долларов, которые ушли на ремонт и закуп коллекции. Первые три года все средства я реинвестировала.
Мы пережили первую девальвацию. Люди испугались, перестали что-то покупать. Я была молодой, наивной и не хотела подводить клиентов, поэтому не подняла цены соответственно курсу. Тогда я потеряла примерно 20 тысяч долларов. Ушла в убыток и закрылась на полгода, потому что не понимала, как мне дальше продолжать свое дело.
Но я все-таки я решила попробовать начать все с чистого листа с новой миссией и новой идеей магазина. Если в первый год я еще много чего не понимала, то уже ко второму открытию я была подготовлена. Вытащила себестоимость, какую-то сумму Заняла у родителей, к тому же были небольшие накопления. Заново вложила 20 тысяч долларов во вторую точку. Открылась сыро, потому что на тот момент у меня не было столько денег, чтобы полностью покрыть мой магазин.
Если первое помещение было в 120 кв м, то второе — в 160. Привезла туда остатки, что-то докупила. В Париже я заключила контракт с SelfPortrait. Первая коллекция разлетелась в первый месяц без скидок. Это был тот момент, который был мне нужен, чтобы понять, что все это делается не зря.
30-35% расходов приходится на растаможку и доставку. Один закуп обходится нам в 70 тысяч евро.
Я всегда планирую свой день и даже неделю. У меня очень много светских мероприятий, поэтому будние дни я посвящаю работе и встречам, а выходные стараюсь проводить с сыном.
Я читаю много бизнес-литературы. Я всегда развиваюсь, ищу информацию, а если ее нет, нанимаю консультантов. Я трезво оцениваю свои знания и понимаю, что их может быть недостаточно. Это дает мне личностный рост. Я верю, что успех бизнеса пропорционально равен развитию самого владельца.
В первую очередь, бизнес — это коммуникация и общение. В бизнесе важны и soft skills, так как тебе нужно располагать к себе. Поэтому помимо бизнес литературы, я читаю психологическую литературу. Книги, которые я рекомендую к прочтению начинающим предпринимателям: «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл и «Искренняя лояльность» Фреда Райхельда.
Вообще, бизнес невозможен без неудач и потерь. Но все эти ошибки помогают тебе на предпринимательском пути и делают тебя настоящим профессионалом дела. Если это твое любимое дело, конечно.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)