Женщины, которые меняют мир
О том, как у них получилось открыть свое дело, а после — найти настоящую суперсилу. Сегодня...
Я родом из Алматы. Училась в художественной школе им. Кастеева, а после, в 2009 году, поступила в Санкт-Петербургскую Художественно-Промышленную Академию на специальность «художник-проектировщик». У нас эту профессию называют «дизайнер интерьера». Закончив в 2015 году, я год проработала в Питере, а потом снова вернулась в Алматы. Сейчас я работаю дизайнером интерьера в одной из местных компаний.
Интерес к искусству я проявляла с детства, но ключевую роль в моём становлении сыграла моя бабушка, она первая разглядела во мне талант и перспективы. Когда мне было 10 лет, бабушка отдала меня в кружок рисования при школе Кастеева. Родители, наблюдая за моим увлечением, поняли, что меня нужно направлять в более профессиональное русло и отдали в художественную школу. Но всё же, мне кажется, что именно бабушка направила меня на этот путь, а я с этого пути не сошла.
Профессия дизайнера более творческая, туда можно внести больше фантазии, чем, например, в архитектуру. В архитектуре есть свои правила и нормы, а в дизайне намного больше вариантов реализовать свои безумные идеи, там есть свобода.
Дизайнер – многофункциональная профессия, потому что ты можешь применять свои знания во многих сферах. И это касается не только искусства, но и повседневной жизни.
Не каждый может стать дизайнером. Дизайн — это искусство, а у каждого вида искусства должна быть база – классическая художественная школа. Многие люди могут заниматься дизайном, но результат всё равно не будет соответствовать их ожиданиям. Я скептически отношусь к экспресс-школам, где дизайну обучают за пару месяцев. Это смехотворно.
Я думаю, что через несколько лет уровень дизайна в Казахстане вырастет в разы — наша страна развивается, идёт рост городов, строится больше интересных объектов. Да и обеспеченных людей, нуждающихся в дизайне, у нас достаточно, поэтому спрос на дизайнеров будет всегда.
Когда встал вопрос о моём образовании, родители предложили мне два варианта: либо Москва, либо Санкт-Петербург. Алматы мы даже не рассматривали, потому что уровень художественного образования в Казахстане не очень высок. Выбор пал на Питер – культурную столицу, где можно было получить глубокие знания в искусстве.
Поступить получилось не сразу. Конкурс в Академию был очень большим, было сложно поступить. После того, как я провалила экзамены в первый раз, мне предложили позаниматься с преподавателями Академии, подтянуть свои навыки и вникнуть в их обучение. Через год я сдала экзамены ещё раз и, на этот раз, прошла. Моё образование составило, в общем, 7 лет.
В Академии образование было на высшем уровне – нашими преподавателями были известные архитекторы и дизайнеры городов. Нас развивали со всех сторон, давая знания во всех сферах искусства – дизайн, архитектура, графика, даже лепка.
Естественно, чувствуется разница между обучением в Санкт-Петербурге и в Алматы – разные уровни, разные школы. Я не могу определённо сказать о высшем образовании в Казахстане, так как у меня не было опыта обучения в местных вузах. Однако, во время обучения в Академии, я несколько раз встречала ребят, с которыми училась в школе Кастеева. Там в целом было много ребят с Казахстана, таких же как я, уехавших за лучшим образованием.
Будучи студентом, я искала возможности работы или стажировки в Европе. Два года я рассылала резюме, и, в конце концов, одним весенним днём, мне позвонили из Голландии. Они пригласили меня на летнюю стажировку в архитектурной фирме.
Я работала помощником главного архитектора, но работали мы в команде — вели проекты, придумывали концепции и разрабатывали дизайн домов. Было полезно посмотреть, как там работают люди, что востребовано в Европе, чего хотят люди. Было невозможно вникнуть во все тонкости, но всё же, я уехала оттуда с огромным багажом знаний и опыта. Если честно, хотелось бы ещё раз пройти стажировку за границей, попробовать себя в других направлениях.
Стажировки за границей – это клёво. Советую всем, кто хочет чему-либо научиться: езжайте за границу и получайте опыт там.
Стажировки за границей чаще всего оплачиваются, вдобавок, там можно получить мощнейший опыт. Да и визу получить легче будучи стажёром – компании редко предоставляют рабочую визу, а получить их крайне сложно.
В европейских вузах существуют программы, помогающие найти работу молодым специалистам сразу после университета. Вчерашних студентов направляют в хорошие компании, чтобы они набрались опыта, знаний. У нас такого нет, люди не хотят брать неопытных специалистов, переучивать их под себя, тратить на них время. И это большой минус.
Санкт-Петербург – европейский город, людям там гораздо проще выезжать за границу, впитывать их культуру, опыт, смотреть на новые направления в искусстве и дизайне. В Питере больше вузов по профилю искусства, поэтому там много действительно хороших специалистов. Соответственно, там очень высокая конкуренция. Сложно найти себя в этом потоке людей и мнений.
После учёбы, когда ты чувствуешь себя ещё студентом, сложно понять, где находится твоё место. Поэтому я решила вернуться и начать всё с чистого листа.
В Алматы я вернулась, чтобы быть ближе к своим корням, к истокам. Получив хорошую базу в Питере, я поняла, что нужно продвигать своё творчество и навыки здесь. Сейчас я работаю дизайнером в компании, мы занимаемся дизайном интерьера, мебели, у нас даже есть своё производство. Наше основное направление – классика.
В Алматы не так много людей, занимающихся дизайном, как в Питере. Но здесь есть хорошие команды дизайнеров и архитекторов, они часто устраивают мероприятия для творческих людей – семинары, мастер-классы, вечеринки. Мероприятия проводятся для открытой публики, любого контингента творческих людей. Туда можно пойти, узнать о новых тенденциях на рынке, обменяться знаниями с людьми. Это у нас развито, как говорится, «своя тусовка».
Картины, написанные Евгенией: Утренний Санкт-Петербург, Вечерний Санкт-Петербург и Ночной Санкт-Петербург
Не бывает такого, что ты заходишь в дом и сразу видишь, какой дизайн там будет. Сначала нужно познакомиться с клиентом, узнать его желания, предпочтения. Только после того, как вы обсудили все моменты, ты начинаешь работать, но каждый раз всё трансформируется, меняется по ходу работы. Изначально, вы можете сойтись на одной идее, а в конечном итоге получить что-то совершенно другое.
Заказчики бывают разные – у всех разные взгляды, мировоззрения, профессии, жизни. Не бывает идеальных людей, к каждому нужно находить свой подход.
Бывают те, кто говорят: «Вы дизайнер, я вам доверяю». И действительно доверяют. По ходу в работу вносятся свои коррективы, но нет никаких ограничений свободы. Бывают и такие, которые точно знают, какой дизайн хотят. Но, как показывает практика, не всегда получается так, как они запланировали у себя в голове. По ходу работы оказывается, что одни подразумевали одно, хотя изначально говорили совсем о другом. Такие недопонимания происходят, но, в итоге, с наработками, всё притирается, и мы приходим к общему мнению.
В Казахстане есть большая проблема нехватки материалов на рынке. Многие дизайнерские вещи приходится заказывать из заграницы, а потом ещё ждать их два-три месяца. Это существенно осложняет нашу работу.
Один из проектов Евгении — дизайн кафе
Любому фрилансеру нужны хороший опыт и определённые знания. Их можно получить, только работая в компании. В компаниях, чаще всего, идёт большой поток работы, и только за счёт этого человек может получить необходимый опыт, который позволит специалисту работать на себя.
Сейчас мне хочется набраться опыта, как можно больше вложить в себя, реализовать свой потенциал. Мне нравится работать в команде – это интересно, ведь мы всегда учимся чему-то новому друг у друга. Постоянный обмен знаниями – это всегда хорошо. Происходит постоянный рост, прибавляются новые знания, перспективы.
Вдохновение можно черпать отовсюду. Благо что есть интернет – далеко за информацией ходить не надо. Меня вдохновляют другие дизайнеры, работающие в России, Европе, Америке. Они выкладывают свои работы, дизайны, статьи, а я этим подпитываюсь.
Я вдохновляюсь от художников, живописцев, архитекторов – от тех же самых творческих людей. Происходит некий «обмен вдохновения».
Мы, творческие люди, всегда смотрим на кого-то и вдохновляемся от них. Сейчас дизайн стремится совершенствоваться, и мы стараемся идти в ногу со временем. Кто-то придумал нечто новое, инновационное, и многие люди хотят воплотить это в своих проектах. Конечно, мы всегда смотрим на запад, равняемся на них, и это – нормально.
Только благодаря тому, что мы смотрим, как работают другие, мы не стоим на месте, развиваясь и совершенствуясь.
Карим Рашид – один из моих любимых дизайнеров. Он живёт в США, но часто проводит лекции по всему миру, и я даже присутствовала на одной из них в Санкт-Петербурге. Смотря на его дизайны, можно ахнуть от его бурной фантазии. Мне нравится, что в своих дизайнах он продумывает всё: от одежды, до вилки или ложки. Это сейчас модно – трансформация интерьера и смешение стилей.
Когда я думаю о людях, вдохновляющих меня, в голове сразу всплывают архитекторы. Моя любимая архитектор-женщина – Заха Хадид, она интересна не только как архитектор, но и как личность, человек. У неё очень сложные архитектурные конструкции, она придумывает, казалось бы, нереализуемые вещи, но она очень продвинутая в плане реализации своих проектов.
В свободное от работы время я хожу в тренажёрный зал. Сейчас у нас на работе завал – проектов стало больше, поэтому нет времени на творчество вне работы. Раньше было больше времени, и я часто занималась батиком, росписью по шёлку, или писала картины маслом. Сейчас время «шебутное», так что сложно выкроить пару часов для творчества.
Моя любимая тема в изобразительном искусстве — архитектура и городские пейзажи. Но не в понимании «Как вижу, так и рисую», а в более стилизованном направлении. Это то, чему меня научили России – заниматься декоративной живописью, находить декоративный подход к искусству в целом. Хорошим примером стилизации является живопись в стиле кубизм, как у Малевича или Пикассо.
Работы батиком: Лондон, Санторини и Амстердам
Работая в компании, я получаю огромный опыт и знания, но в будущем, я бы хотела открыть что-то своё. Причём не только в сфере дизайна, но и в сфере искусства в Казахстане в целом.
Я бы хотела открыть своё арт-пространство – творческую студию, где можно будет давать мастер-классы, выставлять свои работы, продвигать молодых художников. Это было бы интересно, потому что с каждым годом к нам приезжают всё больше иностранцев, знакомятся с культурой, с городами Казахстана. Но они не всегда узнают об искусстве, потому что у нас не так много галерей и арт-пространств.
Я думаю, что в Казахстане нужно развивать искусство, продвигать молодых художников и показывать, что мы умеем, на международном уровне.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
(без спама, обещаем 😉)