За монитором: Тренер киберакадемии Сергей Ли о том, почему казахстанские геймеры едут за границу, а женский киберспорт не развивается

16 минут Гульнар Наурызбай
Альтернативный текст
Партнерский

В новом спецпроекте с Samsung Curved Monitors  рассказываем истории профессионалов из пяти сфер. Первый из них — 26-летний Сергей Ли (никнейм — malinger), вырос в Бишкеке, получил высшее финансовое образование, но так и не работал по специальности, потому что в его жизни появились компьютерные игры.

Сейчас Сергей работает тренером алматинской киберспортивной академии Progress Gaming и ведет семейный бизнес. В интервью он рассказал о том, как можно отличить игрока с хорошим потенциалом, что мешает казахстанским игрокам играть наравне с зарубежными и как бороться с профессиональными недугами.


— С чего началось ваше увлечение?

Я играю в компьютерные игры с первого класса. У моей мамы было интернет-кафе и так получилось, что я каждый день там пропадал. Начинал с игры StarCraft, потом перешел на Counter-Strike (CS) и до сих пор в нее играю.

На соревновательном уровне начал играть с 2008 года. Переехал в Алматы из Бишкека и сразу принял участие в первом городском чемпионате по CS 1.6. На тот момент я знал ребят, которые здесь играли. Они со мной связались, пригласили на турнир, я согласился. Это был значимый турнир, в котором участвовали известные на тот момент алматинские команды: mf и Sky. В нашей команде не было крутых игроков, но мы заняли первое место в еженедельном турнире. Тогда я понял, что могу показать себя в этой игре, у меня появилась мотивация. Я продолжал играть дальше и учился. Позже получил предложения играть за команды посильнее.

Сергей ли

— Вы все время играли в CS или были другие игры?

Моя основная игра — CS, но помимо этого я играю в другие игры для того, чтобы отдохнуть от CS. Когда ты играешь в одну игру каждый день, это быстро надоедает и приходится как-то отдыхать: либо ты гуляешь, либо играешь в другие игры.

— Почему “malinger”?

Я никогда не рассказывал эту историю. В 2007 году у нас с другом не было никнеймов и мы пытались что-то придумать. Мой лучший друг, с которым мы играли в команде, выбрал ник Malignant. Я искал в словарике что-то похожее и примерно на три слова ниже “malignant” нашел “malinger”. Так это стало моим никнеймом.

— Когда вы решили стать тренером?

Я был капитаном в команде U'CSM, в 2015 году мы летали в Москву, где взяли второе место на чемпионате СНГ и после у меня пропала мотивация. В 2016 году был момент в жизни, когда нужно было выбирать: либо дальше играю, либо устраиваюсь на «обычную» работу и женюсь. Я сделал выбор в пользу личной жизни.

Играя, я никогда не задумывался о роли тренера.

Потом я играл на мелких турнирах, но для себя. Следил за всем, что происходит на казахстанской и мировой сцене, но сам активного участия не принимал. В 2018 году ко мне поступило предложение от Георгия (со-основателя Progress Gaming — прим.ред.) поработать тренером в киберакадемии. Меня это заинтересовало: я понял, что могу вернуться в такой роли, где могу передать свой опыт другим игрокам.

киберспортивная академия алматыкиберспортивная академия алматы

— Какой у вас порядок в академии?

У нас есть утренняя, дневная и вечерняя группа. Я веду обучение в дневной и вечерней группе три раза в неделю. Здесь мой рабочий день начинается в три часа дня и завершается в десять вечера.

На занятиях проводим упражнения на стрельбу, на кидание гранат, а еще смотрим записи игр сильных команд мира. Во время просмотра моя задача — объяснить действия игроков, почему они выигрывают и рассказать, почему мы должны делать так же. Не считая этого, есть дополнительные задания, работа над слабыми местами и игровая практика. В целом моя задача: оценивать игроков, находить слабые и сильные стороны.

Алматы компы

— Как можно выявить игрока с большим потенциалом?

Я вижу привычки и черты характера, которые есть у более взрослых игроков. Допустим, я вижу, как он стреляет без упражнений и подготовки. Еще — мышление: он думает быстрее, чем другие, схватывает на лету, продумывает шаги наперед.

— Что у вас всегда на столе?

Для любого про-игрока самое важное — хороший монитор, клавиатура, мышка, наушники и коврик. Для игроков CS это особенно важно. Например, почему нужны качественные наушники: во время игры вы разговариваете с членами команды, плюс звуки стрельбы, гранат, шаги — все это важно услышать, чтобы вовремя среагировать.

Есть очень много аспектов, помимо человека, которые влияют на игру.

Игровая мышь должна иметь хороший жесткий клик. Из-за того, что во время игры ты делаешь много резких движений, также очень важно иметь хороший сенсор, который не будет зависать. Должен быть большой коврик, чтобы было где кататься. Клавиатуру геймеры используют механическую: так команды быстрее доходят до процессора и отклик быстрее. Вы только нажали — клавиатура уже реагирует. У обычных реакция дольше.

Сейчас есть мониторы с частотой обновления 144 и 240 герц. На профессиональной сцене все переходят на 240, но для комфортной игры 144 вполне достаточно. На мониторе с такой частотой обновления, на языке геймеров, вы соперника видите раньше. Разница колоссальная.

монитор самсунг

В мониторе Samsung удобное меню: есть всего одна кнопка, которая позволяет сделать все, что хочешь. Также у него быстрый отклик, частота обновления и 2К разрешение, есть несколько режимов, что влияет на графику и на картинку. Когда я ставлю игровой режим, графика становится светлее и насыщеннее, а также улучшается время отклика.

Не считая игр, его можно использовать для просмотра фильмов в хорошем качестве на большом экране. В отличие от многих мониторов, у него приятная картинка и цветопередача.

комп

Для игрового компьютера процессор должен быть как минимум Intel Core i5 или i7. Игры сейчас специально обновляют, чтобы мы обновляли компьютеры. От процессора зависит FPS — кадровая частота. В любой игре FPS для комфортной игры должен быть 300. Должна быть хорошая видеокарта, но не обязательно самая последняя, так как она сильно на это не влияет.

— Сколько, в среднем, стоит комплект для геймера?

Могу привести свой пример. У меня беспроводная игровая мышка Logitech — это специальная мышка, которая реагирует даже быстрее, чем с проводом. Такая мышка стоит 52 тысячи тенге. Коврик Zowie (один из лучших брендов по коврам и компьютерным мышкам) стоит около 20 тысяч тенге. Клавиатура HyperX стоит в районе 50 тысяч тенге. Наушники двух видов: капельки и накладные. Капельки от Razor — 40 тысяч тенге, накладные от HyperX — 52 тысячи. Стоимость монитора Samsung — 150 тысяч тенге. Это с учетом того, что в техническом плане я капризный человек.

киберспорт

— Как игры повлияли на ваше здоровье? Вы занимаетесь спортом?

Я играю с первого класса, сейчас мне 26 лет и у меня стопроцентное зрение. Наверное, это связано с физическими особенностями. Что касается спины, она болит, поэтому я купил себе игровое кресло. Спинка кресла фиксирует положение спины и не дает мне криво сесть или расслабиться.

С возрастом я понял, что нужно заниматься спортом. Сейчас я регулярно хожу в тренажерный зал. Физическое состояние играет важную роль и помогает. Турнир может длиться 20 часов и под конец вы уже никакой, но если занимаетесь спортом, вы выносливее.

Сергей ли

— Не было ли у вас мысли переехать за границу?

Никто не рискнет переехать и играть оттуда, но такую возможность предоставляют организации: они снимают дома, квартиры, полностью содержат геймеров — раньше у нас не было такой возможности. Сейчас, поскольку в киберспорт вливается большое количество денег, спонсоры инвестируют в команды. Преимущество быть за границей — в минимальной задержке интернета, которая позволяет на равных играть с европейцами.

В Казахстане задержка составляет 1-1,5 миллисекунд. То есть соперник видит и начинает стрелять в меня раньше. Поэтому все едут за границу, чтобы компенсировать эту задержку. В основном казахстанские команды выезжают в Киев (AVANGAR) или в Калининград (Syman gaming): там минимальная задержка, комфортная для игры, в 4-5 раз меньше, чем в Казахстане.

Чтобы соревноваться на нужном уровне нам мешает пинг — задержка интернета. 

прогрес гейминг алматы

— Есть стереотип, что люди начинают играть в игры, чтобы забыться. Вы согласны с этим?

Это не стереотип. Виртуальный мир помогает: во время игры ты забываешься. Когда я начал активно играть, у меня был переходный возраст, а родители разводились. Тогда для меня компьютерные игры стали спасением. Как и у всех детей в то время, у меня были проблемы с учебой, но я знал, что нужно учиться и что это мне нужно. У меня высшее финансовое образование. Я окончил школу, колледж, вуз, но по специальности не работал.

Сейчас ребята, которые играют, приходят, чтобы забыть о каких-то проблемах. Но киберспорт в тренде и некоторые приходят только поэтому. По мне, так пусть ребята играют в компьютерные игры, чем гуляют по клубам.

Сергей ли

— А что касается женского киберспорта?

По-моему, это гиблое дело: он не развит. Если рассматривать Казахстан, у нас мужской киберспорт только начинает развиваться, а женский — нет. В моем понимании в мире очень мало женского киберспорта и я бы сказал, что девушек используют больше как медиаресурс: большинство из них снимаются в рекламах для той же игровой периферии, являются амбассадорами компаний и организаций.

В плане игровой составляющей, как и в спорте, девушек много играющих, но меньше, чем мужчин. Есть девушки в мужских командах, но в общей сложности они играют хуже. Субъективно это связано с тем, что у них мало логических решений. Да, они стреляют на уровне, даже получше многих парней, но у них совсем другое понимание и отношение к игре. Они мыслят по-другому и за счет этого чаще ошибаются.

киберакадемия алматы

У меня много знакомых девушек, которых я пытаюсь обучить, с которыми играю. Но я мыслю как реалист: больших чемпионатов нет — где им играть? Женский киберспорт никто не развивает. Если сравнить призовой фонд чемпионатов: на мужских речь идет о миллионах, а на женских максимум — 150 тысяч.

— Можно ли связать с тем, что мужчины пишут игры для мужчин?

Нет. Мне кажется, дело вообще в женщинах.

— Есть ли у вас какие-то суеверия, приметы во время чемпионатов? 

В последнее время на важных турнирах я ем фрутеллу или шоколадку: жевательный процесс помогает больше думать. Это реально помогает: я сижу, фантики валяются, все смеются, но я в это верю. Для меня фрутелла — допинг.

Сергей ли

— Дайте пару советов ребятам, которые хотят построить карьеру в киберспорте.

1. Основное — вера в то, что делаешь.

2. Не тильтуйте и не расстраивайтесь.

3. Справляйтесь со своими эмоциями: не будьте токсиками и мега-спокойными. Раскрывайте себя.

4. Чем больше играешь, тем лучше, но лучше не играть больше 12 часов. Если не фаниться, то трех часов тренировок достаточно.

5. Не обязательно иметь тренера, но если он есть , ты быстрее запоминаешь и применяешь полученные знания.

Статьи STEPPE

Стартап FinBook.kz: Как онлайн-сервис заменяет финансового директора малого бизнеса?

Арман рассказывает о том, почему бизнесмены не нанимают финансовых директоров, какие проблемы из-за этого возникают и как именно стартап может в этом помочь.

17 минут
17 минут

Болезнь, а не клеймо: «ВИЧ подарил мне шанс выжить»

О наркозависимости, дискриминации и ВИЧ-диссидентстве.

13 минут
13 минут

АлмаКон 2019: Крупнейший международный фестиваль комиксов и поп-культуры в Центральной Азии

О том, как превратить увлечение в бизнес, комикс-культуре в Казахстане и чего ожидать от АлмаКон 2019.

44 минут
44 минут
Партнерский

Поколение неравнодушных: Истории шести необычных подростков

По случаю 30-ой годовщины Конвенции о правах ребенка и 25-ой годовщины ратификации Конвенции Казахстаном «Степь» и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане рассказывают истории шести подростков, которых можно смело назвать героями. Они увлекаются урбанистикой, занимаются половым воспитанием, открыто заявляют о проблемах в обществе и действительно стараются их решить.

63 минут
63 минут