Как алматинские студенты открыли киберспортивную академию

15 минут Дария Усенова
Альтернативный текст

Основатели спортивной академии Алдияр Искаков и Георгий Петриашвили о киберспорте в Казахстане, проблемах непрофессиональных игроков и развитии игровой индустрии.


Кибер Академия

Георгий: Я долгое время занимался волейболом, но когда пришло время выбирать между спортом и учебой, я выбрал учебу. Младший брат в то время стал увлекаться компьютерными играми и я позвонил своему другу Алдияру, который тоже этим увлекается, спросить, что такое киберспорт.

Нам эта индустрия показалась интересной. Поэтому полтора года назад мы стали изучать рынок, искать инвестиции и спонсоров. У нас вообще ничего не было, кроме бизнес-плана и презентации.

Позже мы решили действовать своими силами. Арендовали места в компьютерном клубе в центре города. Написали известным профессиональным игрокам, которые посоветовали нам других опытных игроков. Так, мы нашли тех, кто сейчас тренирует наших учеников. А когда провели первую пробную тренировку, то увидели, что интерес к киберспорту в Казахстане высокий.

 киберспорт

Изначально мы просили всех друзей репостить наши записи в социальных сетях о том, что открываем киберспортивную академию. Вложили деньги в рекламу в социальных сетях, подключили паблики игровой индустрии Казахстана и попросили их сделать репост. Многие пошли нам навстречу и поддержали наш проект. Таким образом, на первой пробной тренировке у нас было 20 человек. Первые две недели тренировки были бесплатными. Мы смотрели, что нам нужно исправить или доработать. Сейчас в академии обучается около 60 человек, в 10 командах.

Наши ученики платят 12 тысяч тенге в месяц за 12 тренировок по 3 часа. Цена у нас сейчас даже ниже, чем в компьютерном клубе. 

Мы не хотели, чтобы тренировки в академии были дороже, чем в обычных спортивных секциях. Очень важно, что здесь у игроков не уходят деньги на дополнительную экипировку. 

К примеру, в волейболе, футболе или хоккее платят больше. В футболе нужны бутсы, щитки, гетры, форма. А ребенок растет и каждый год появляются новые затраты. Мы же предоставляем все необходимое: приходи и играй.

Игроки и родители

Родителям мы объясняем, что не отрицаем минусы компьютерных игр при неправильном подходе. Некоторым родителям даже важно, чтобы их ребенок практиковал английский с помощью компьютерных игр, так как половина community говорит на английском.

мышка

Если родители переживают за безопасность ребенка, младших участников мы провожаем до машины либо просим отчитаться. За 3 часа, что он на тренировке, мы несем полную ответственность за его безопасность и вещи, следим, чтобы его никто не трогал. 

Алдияр: Некоторые из них жалуются, что ребенок играет дома по 12 часов в день. В этом случае мы говорим, что в академии он будет заниматься 9 часов в неделю, а дома они могут запретить ему играть. Это, конечно, не очень хорошо для нас, так как мы заинтересованы в его росте и тренировках, но иногда вынуждены идти на компромисс. Мы являемся мостиком между ребенком и родителями.

Команда

Сейчас мы работаем вдвоем, но у нас также есть SMM менеджер и два тренера по каждой дисциплине – Counter Strike и Dota. Эти игры наиболее востребованы сейчас.

В Казахстане и странах СНГ спонсорам ты сначала должен продать киберспорт, объяснить, что это такое, почему это может быть интересно для них. А потом уже продвигать свою академию.

Индустрия в Казахстане продолжает расти, хотя это может быть незаметно. Активных игроков в Казахстане сейчас около 1,5 млн человек. Это очень хорошие показатели, а по продажам Казахстан стоит на одном уровне с Беларусью и догоняет Украину.

Как проходит процесс тренировок?

Алдияр: Когда молодой человек приходит на первую бесплатную тренировку, мы рассказываем ему о программе, чтобы он понял, хочет ли он чего-то добиться в киберспорте. После чего с ним начинает работать тренер, который наблюдает за его игрой. 

У нас даже есть своя шкала, по которой мы распределяем каждого игрока по его поведению в команде, коммуникациям, индивидуальному уровню игры. Смотрим на разные факторы, выводим средний балл и дальше уже комплектуем команды. Пытаемся сделать так, чтобы в первую очередь они стали друзьями. 

 киберспорт

Мы мониторим игроков целый год, понимаем, какие у них привычки. Все это может повлиять на игру, так как все ребята молодые. 

Проблема киберспорта в странах СНГ в первую очередь заключается в коммуникациях в команде. Многие ребята начинают играть вместе, позже у них появляются спонсоры, дают им деньги или жилье, а когда игроки начинают выигрывать, появляются конфликты внутри команды. И команда распадается.

Мы решаем эту проблему, устраиваем тимбилдинги.

Наша цель – сделать киберспорт не просто игрой для них, а чтобы они подходили к этому профессионально и осознанно.

Нужно, чтобы они работали над собой, изучали свои ошибки. 

Мы планируем построить структуру. Если 10 лет назад люди просто собирались в непонятном компьютерном клубе и играли, то сейчас это нужно организовывать, проводить отбор. То есть не просто так инвестировать в человека деньги, а делать это целенаправленно.

Трансферный рынок киберспорта также растет. Пять лет назад никто не мог представить, что игрока по Counter Strike можно купить за миллион долларов, а сейчас это реально. Здесь тоже есть над чем работать. Существует очень мало игроков, у которых есть агенты, продвигающие их. Игроков не знают в лицо. Нужно делать их более медийными, делать из них звезд.

Как и в любом виде спорта, здесь смотрят не только на результаты, но и на количество подписчиков, на то, как стильно он одет и может ли он что-то рекламировать. Это приносит большие деньги как организации, так и игроку.

Карьера в киберспорте

От общего процента игроков, наверное только 1-2% воспринимают это, как карьеру. В Казахстане нет киберспортивных организаций должного уровня. Есть зарубежные компании, как Gambit. Состав казахстанцев уже выигрывает чемпионат мира по Counter Strike, но организация украинская, а сейчас их купил МТС. Базируются они в Украине, тренировки проводят там. С Казахстаном они связаны только тем, что у них наши паспорта. 

В Казахстане сейчас 2 киберспортивные организации, которые выступают на высоком уровне. Что бы ни говорили о том, что Казахстан номер 1 по киберспорту, все, что сейчас делается – существует благодаря российским и украинским компаниям и командам.

клавиятура

Менеджментом в киберспорте Казахстана сейчас занимаются игроки. Они сами распределяют деньги инвесторов. У них нет контроля и плана. Игроки нарушают все классические функции менеджмента. Вместо того чтобы тренироваться, они бронируют отель, покупают билеты. Они неплохо играют, но у них нет плана действий, методики тренировок. Важна даже физическая активность. Если спортсмен физически не подготовлен, то он не сможет выдержать нагрузки в игре. 

В итоге он не делает ничего как менеджер и теряет свои качества как игрок. Мы хотим исправить это.

Когда приходит инвестор и спрашивает, что они сделали за это время, игроки не знают, что ему ответить. И он прекращает с ними сотрудничать. 

В киберспорте, как и в любом другом виде спорта, нужны талант и трудолюбие. Если есть талант, но ты никак его не развиваешь, то ничего не получится. Если есть трудолюбие и нет таланта, то ты тоже вряд ли станешь великим игроком.

Мы хотим, чтобы обычные ребята, которым нравится играть, стали профессионалами.

Профессионал – это не тот, кто хорошо играет, а тот, кто зарабатывает на этом деньги. 

Димаш Шаяхметов, 16 лет, ученик Кибер Академии:

Я начал играть в 13 лет, мне это понравилось и я решил продолжить. О киберспортивной академии узнал в феврале 2018 года. Решил туда пойти, чтобы попробовать пройти на про-сцену. Я с 2016 года мечтаю туда попасть и увидел, что существует такая академия. Хожу туда уже 3 месяца.

Димаш Шаяхметов


Прогресс очень хорошо заметен, и это вижу не только я, но и наш тренер Сергей. Я пришёл к ним почти никакой. Плохо играл, но уже через 2 месяца после того, как начал заниматься, стал лучшим игроком месяца в академии. 

До этого у меня не получалось, так как мне нужен был человек, который все знает об игре, то есть тренер. За ним я и пришёл в академию, и уже есть достижения.

Родители одобряют мои занятия, они хотят, чтобы я был счастлив.

Сергей Ли, 24 года, тренер академии:

В компьютерные игры я играю с первого класса. Моя карьера началась давно, когда я переехал в Алматы в 2009 году, тогда даже версия игры была другая. Я приходил на турниры, знакомился с ребятами, так все и началось. Путь был нелегким, но я все равно играл, много тренировался. Сейчас я профессиональный игрок в Казахстане.

А в Академию я пришел в ноябре 2017, стал работать тренером. Это было очень интересно, так как это первая академия киберспорта в Казахстане. Я помогаю ребятам, учу, подсказываю, что и как нужно делать. Анализирую игру наших учеников, выявляю слабости, а также сильные стороны, над чем стоить работать, а что нужно подтянуть. У каждого по-разному, все уникальны.

Димаш Шаяхметов


Стать профессиональным киберспортсменом вполне реально. Многие игроки из Казахстана находятся на про-сцене. У них есть зарплаты, они ездят на сборы в других странах. Просто нужно идти правильным путем. Очень часто ребята просто играют и не понимают, что делать. Поэтому я стараюсь передать свой опыт.

Если ты работаешь над собой и своей игрой, то это даст о себе знать.

Да, талант тоже важен, талантливым игрокам легче играть, но нужно постоянно работать над собой. Если ты ленишься, то ни к чему не придёшь. 


Читайте также наш материал о развитии игровой индустрии, трендах и инновациях. 

 

Еще много интересного

Статьи STEPPE

Основатель компании электробайков DelFast о том, как попасть в книгу рекордов Гиннеса и опередить Tesla

Основатель компании по производству электробайков DelFast казахстанец Даниил Тонкопий рассказал «Степи» о том, как создавался инновационный электробайк, почему о DelFast написал премьер-министр Украины и что мотивирует не бояться трудностей.

15 минут
15 минут

Деньги не решают все: С какими проблемами столкнулись гиганты General Electric и IBM в новом веке? 

Евгений Тимко — о том, почему стратегия похода в «цифру» крупнейших американских компаний провалилась.

13 минут
13 минут

Challenge от BI Innovation: Uber-ремонт и корпоративные стартапы

20 марта в Астане состоялся финал конкурса «Challenge#1: Uber-ремонт», задача которого — создать платформу для ремонта квартир в новостройках BI Group. Рассказываем о важности сотрудничества корпораций со стартапами и результатах конкурса.

11 минут
11 минут

Как создавалась первая казахстанская часовая мануфактура Amir LTD

Ее основатель Жанибек Карсыбаев рассказал о том, с чего начинался путь предпринимателя, как выйти на kickstarter и почему они не борются с плагиатом.

16 минут
16 минут