По законам Бога: Как религии относятся к суррогатному материнству

8 минут Алуа Досанова
По законам Бога: Как религии относятся к суррогатному материнству

В век современных технологий и развитой медицины есть способы лечения бесплодия методом ЭКО (вспомогательная репродуктивная технология, которая используется в случае бесплодия — прим. ред.) и возможность вынашивания плода другой женщиной — суррогатное материнство.

В Казахстане суррогатное материнство разрешено на законодательном уровне. В нашей стране своё начало суррогатное материнство берёт с 1998 года, когда был принят Закон «О браке и семье».

Много написано о сурматеринстве в Казахстане, но мало кто задавался вопросом о том, почему религия его запрещает. В 2019 году доля неверующих в стране составила 18.7 %, остальные относят себя к той или иной религии. Среди лидирующих — ислам и христианство. Учитывая, что количество религиозных людей растет, важно спросить: остановится ли рост эко-зачатий и сурматеринства, и почему всё-таки религии выступают против? 

Джамиля Борибаева 

Главный врач клиники «Экомед-Шымкент».

Суррогратное материнство — это вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека:

Генетический отец — лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца.

Генетическая мать — лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери.

Суррогатная мать — женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка. 

Суррогатное материнство применяется в том случае, когда у женщин есть противопоказание к вынашиванию ребенка по состоянию здоровья: отсутствие матки, деформация полости или шейки матки, соматические заболевания, онкологические заболевания и так далее. 

Женщина, желающая стать суррогатной матерью, должна быть в возрасте от 20 до 35 лет, иметь удовлетворительное физическое, психическое и репродуктивное здоровье, подтвержденное заключением медицинской организации, а также иметь собственного здорового ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, при заключении договора необходимо предоставить письменное согласие супруга, которое должно быть удостоверено в нотариальном порядке.

Мы не поставщики суррогатных  матерей, у нас нет своей базы. Чаще всего супружеские пары сами находят и приводят к нам их. Но есть  организации, которые  сами занимаются поставкой доноров клеток и суррогатных матерей.

Мы же проводим осмотр суррогатной матери, оцениваем общее состояние и состояние репродуктивных органов. Если отсутствуют противопоказания, то даём перечень обследования  согласно приказу.

Далее, согласно статье 54  Кодекса РК «О браке  (супружестве) и семье», заключается договор суррогатного материнства, в письменной форме и с обязательным нотариальным заверением.

Одновременно с договором суррогатного материнства супруги (заказчики) заключают договор с медицинской организацией, применяющей вспомогательные репродуктивные методы и технологии.

Генетическая мама ребенка сразу же после родов официально записывается матерью малыша, и с этого момента суррогатная мать не имеет к этому ребенку никакого отношения.

Женщина не может быть одновременно и донором клетки, и суррогатной матерью. При таких условиях она будет иметь право на этого ребенка и сможет его не отдать. Если это генетический материал другой супружеской пары, то потенциальная суррогатная мать это прекрасно понимает. Проблем с этим не бывает. 

Иногда из-за удаления кисты, преждевременного истощения яичников или климакса, у женщин нет своих яйцеклеток. Тогда они пользуются донорской клеткой — это клетка женщины не старше 35 лет,  у которой уже есть здоровый ребенок.

Мы берем донорские клетки женщины, оплодотворяем спермой мужа, получаем эмбрион и потом переносим в матку пациентки, то есть мать может вынашивать сама.

В Казахстане суррогатное материнство применяется не так часто, 1-2 % от всех ЭКО программ. А ещё это очень дорого — гонорар от двух млн тенге + ежемесячные выплаты, так что не каждая пара может себе позволить.

С негативом со стороны духовных управлений мы особо не сталкивались. Но по исламу суррогатное материнство и донорские клетки не разрешаются — между мужем и женой не должно быть третьего лица.

Лично я как врач не понимаю этого, сугубо личное мнение. Если пациенту необходимо использовать трансплантацию каких-либо органов, почему-то религия не против. Использование донорской клетки — это тоже трансплантация.  С медицинской точки зрения,  ничего плохого в этом нет.

Женщина, у которой нет матки или яйцеклеток, тоже хочет быть матерью и испытать чувство материнства, это нормальное и естественное желание.

Для суррогатной матери это психологически сложный период, не каждая женщина согласится на это, но я считаю, что они делают большой вклад как для страны, так и для семей.

Протоиерей Евгений Иванов  

Руководитель информационного отдела Казахстанского Митрополичьего округа.

У нас в Русской Православной Церкви имеется важный документ: «Основы социальной концепции», в нем излагается точка зрения на самые разные вопросы жизни человека и общества. В этом документе о суррогатном материнстве говорится следующее: Суррогатное материнство — то есть, вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе.

Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, которая формируется между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Выступая против суррогатного материнства, Церковь защищает духовное и психическое здоровье семьи, и особенно матери и ребенка.

Аргументы против суррогатного материнства в большей степени нравственные, чем богословские.

В процессе вынашивания, мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения. Между ними возникает глубокая психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

Суррогатное материнство игнорирует ценность беременности как неотъемлемой части материнства, отдавая ее в сферу оплачиваемых услуг. Общество потребления не задумывается о чувствах суррогатной матери, о том, что заставило её пойти на такой поступок.

Надо отметить, что ребенок от суррогатной матери, конечно же, обладает равным достоинством с обычными детьми и сможет получить таинство Крещения, по своему выбору в сознательном возрасте или после раскаяния родителей в младенчестве.

Если меня спросят как быть, если детей нет, а во что бы то ни стало хочется иметь ребенка, то отвечу следующее: для этого есть усыновление и удочерение. Многие семейные пары обрели свое счастье, когда усыновили или удочерили ребенка. Бывает, когда супружеская пара, которая в течение многих лет не могла зачать ребенка, усыновляла одного или нескольких детей, а спустя какое-то время у них рождался свой ребенок.

Церковь, опираясь на Божественное откровение, на Священное Писание и Предание, устанавливает законы и правила, не чтобы кого-то в чем-то ограничить, а чтобы люди потом не оказывались в бедственном и трагическом состоянии, в которое их загоняет грех.

Кайрат Ергазы

Наиб-имам центральной мечети в городе Шымкент. 

В исламе категорически запрещается суррогатное материнство, на ЭКО есть разрешение, но с оговоркой, что семя мужчины, которое вносится в матку женщины для оплодотворения, должно быть семенем мужа. То есть мужчина и женщина должны состоять в официальном и духовном браке. Запрещено заключать брак с одной, а после рождения ребенка разводится с ней, это уже огромный грех. Брак — это священное действие и просто так играть с этим нельзя.

Бауыржан Заманханов 

Начальник отдела КГУ «Центр исследования проблем религий», религиовед. 

Суррогатное материнство — это одна из актуальных проблем на сегодня. По этому методу берется сперма потенциального отца и клетка потенциальной матери, выращивается в пробирке, а затем помещается в матку другой женщины, которая играет роль суррогатной мамы. В сегодняшнем светском обществе каждый имеет свой взгляд на этот счет. И наука, и религия имеют свое мнение по поводу суррогатного материнства. 

Духовное Управление Мусульман Казахстана имеет правило на счет того, почему шариат запрещает суррогатное материнство.

Во-первых, мужчина и суррогатная мать не состоят в браке. Согласно шариату, ребенок должен быть рожден в семье, где были соблюдены все условия заключения брака. Этот пункт подробно описан в священном Коране, сура Ан-Нахль, 72 аят.

Во-вторых, шариат разделяет вещи, которые подлежат и не подлежат торговле. Утроба матери не подлежит торговле, а суррогатная мать получает деньги за вынашивание. С точки зрения религии — это неправильно.

В-третьих, любовная связь между матерью и ребёнком. Хоть суррогатная мать и вынашивает ребенка от спермы чужого ей мужчины и берёт за это деньги, в ней на психологическом уровне зарождается чувство любви к плоду. Это великая Божья милость. После рождения ребенка, отсутствие материнской любви сильно влияет на развитие.

В-четвертых, в некоторых семьях бывают случаи, когда жена категорически отказывается рожать. Очень часто такие семьи прибегают к помощи суррогатной матери. Конечно же, дети — общая благодать и мужа, и жены. По шариату, без разрешения мужа, жена не вправе полностью отказываться от беременности, так как муж тоже имеет права на детей. Исключения составляют случаи, когда жена не в состоянии вынашивать ребёнка по состоянию здоровья.

Наше государство не придерживается только одной религии и не относится к ряду теократических государств. Поэтому граждане страны могут не придерживаться принципов или конвенций религии.

 

Статьи STEPPE

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Музыка индустриясындағы құқықтық дауларды заңгер Сәния Сұлтановамен бірге талқылаймыз

Сәния Сұлтанова – авторлық құқық мәселелеріне маманданған, зияткерлік меншік саласының заңгері. Сәния Batyr Lab музыкалық...

11 минут
11 минут
Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

Oraclus: Поисковая система казахстанской разработки отвечает на вопросы по Web3 при помощи алгоритмов GPT

О запуске стартапа в сфере блокчейн и развитии IT-бизнеса на международном рынке.

5 минут
5 минут
Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Ата-ана тұлғаның қалыптасуына қалай әсер етеді

Тұлғаны қалыптастыру – туылғаннан басталатын және өмір бойы жалғасатын күрделі және көп қырлы процесс. Ата-аналар бұл процессте...

4 минуты
4 минуты
Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Разбираем правовые споры в музыкальной индустрии с юристом Санией Султановой

Сания Султанова — юрист в сфере интеллектуальной собственности, специализирующаяся на вопросах авторского права. Сания является...

12 минут
12 минут