Неформальный Шымкент: Я — поэт

8 минут Алуа Досанова
Неформальный Шымкент: Я — поэт

Улугбек — поэт, пишет стихи на протяжении семи лет. Получил высшее образование по специальности «Туризм», безумно любит свою работу, в детстве мечтал стать журналистом. 


Улугбек

— Как ты начал писать стихи? 

В классе седьмом я перенес операцию и лежал в больнице. Пока лежал там, устал читать книги и слушать музыку. Попросил маму принести мне в больницу тетрадь и ручку. Сначала просто записывал мысли, потом попробовал написать стихотворение и у меня получилось, долго не мучился. Стихотворение было о любви. Года три-четыре я прятал свои стихи, никому об этом не говорил, наверное, чего-то стеснялся. Мама при уборке дома все равно их находила. Говорил, что стихи не мои, она верила. В классе девятом меня отправляли на городской конкурс поэзии, еще печатали в газете «Южный Казахсатн». 

В школе литература всегда была любимым уроком. Когда на летние каникулы нам давали список книг, все выбирали легкую литературу, а я, помню, в шестом классе читал Достоевского. Всегда нравилось читать прозу, но никогда бы не подумал, что начну писать стихи.

Книги вдохновляют. Когда не знаешь, откуда черпать вдохновение, можно читать.

Мне нравится сам процесс написания стиха, реально легчает. Хотя я не всегда доволен результатом. Если в подростковом возрасте я всегда мог подойди к маме и рассказать ей о каких-то личных переживаниях, то сейчас мне проще об этом написать.

парень в кафе

Все свои мысли и переживания я стараюсь высказывать в стихотворениях. Мой главный психолог — это бумага и ручка, в данное время — заметки в телефоне. Очень сложно писать о чем-то светлом и добром. В такие моменты человек должен этим наслаждаться, не говорить, а именно проживать. А когда тебе плохо — лучше излить на бумагу, чем выплескивать на близких, они всегда за нас болеют.

У моих подписчиков складывается впечатление, что я постоянно в какой-то депрессии, хотя я могу публиковать стихи, будучи в отличном настроении. Мне пишут слова поддержки, раньше меня это сильно раздражало. Сейчас понимаю, какой образ создал в Инстаграме, так к тебе и относятся.

Стих

— Твои стихи — это пережитое тобой лично? 

 В большинстве — я пишу о пережитом лично. Иногда это переживания друзей, которые делятся со мной. Я могу примерить их роль на себя и писать от своего имени. Если говорить о любовной лирике, то там в основном пережитое мной. 

Стихотворение «Ноябрь» одно из моих любимых. Оно полностью передает мое настроение и в какой-то степени все еще актуально. Когда написал — стало легче, но когда перечитываешь, в памяти всплывают воспоминания. 

Стих

Я считаю, проблема должна делать нас сильнее и мотивировать. Если что-то в твоей жизни случилось плохое, ты должен понять, для чего это, не «за что?», а «для чего?», это мудрость жизни.  Такие этапы в жизни важно достойно пережить. Не нужно бежать туда, где весело и стараться отмахиваться от грусти. Наоборот, надо брать по полной и уходить в нее целиком, чтобы потом не было снежного кома проблем. 

Человек находится в постоянном бегстве от проблем, но не понимает, что бежит по кругу. Это как тупик, ты постоянно наступаешь на одни и те же грабли. Понимание приходит не столько с возрастом, сколько с опытом.

Горжусь тем, что в сложный период своей жизни, все мое состояние вылилось в творчество, а не так, что я пошел переживать с алкоголем в руках. Я просто уединялся и записывал все свои мысли, а сейчас получил награду — своих читателей.

Улугбек

Интересный момент: те стихи, о которых я думаю «ай, так себе», наоборот, выстреливают. Это, наверное, зависит от публики — кто и что переживает в этот момент. Основная часть читателей — это девушки. Когда я пишу от третьего лица, многие девушки примеряют на себя эти роли.

Например, этот стих: 

стих

Обратная сторона медали — мы получаем то, что заслуживаем. В отношениях не может быть виноват только один. Но, ты всегда можешь уйти, если тебя что-то не устраивает. Часто наблюдаю дискуссии по поводу казахстанских женщин, которые терпят насилие. Это, наверное, наш менталитет и воспитание, раньше ведь все терпели.

Да, терпение — это хорошо, но терпеть надо испытания, которые нам даются свыше. А терпеть то, что ты можешь исправить, мне кажется каким-то самобичеванием. Люди будут говорить о тебе сегодня-завтра, что не вытерпела и ушла, но важнее ведь твое ощущение. Если ты несчастна, то какой в этом толк.

— Кто из поэтов тебя вдохновляет? Что думаешь о казахстанских поэтах? 

Вдохновляют меня больше не поэты или великие люди, а те, кто меня окружают. Моим вдохновением даже можешь быть ты. 

Нравятся люди, которые оставляют послевкусие. Когда ты посидел, пообщался с ним, а потом долго размышляешь, что человек из себя представляет. А есть пустые люди, с которыми ты вроде знаком, но что человек из себя представляет, даже не вспомнишь.

Из казахстанских поэтов я мало кого знаю. Нет такого, чтобы пристально следил за чьим-то творчеством. Иногда натыкаюсь в ленте, подписан на российских поэтов. Как бы грустно это ни звучало, но из казахстанских меня мало что цепляет. Считаю, что это будет честно как по отношению к ним, так и к себе. Чтобы мне что-то понравилось, важно, чтобы я прочувствовал. Никогда не критикую чужое творчество. 

Из российских могу назвать Костю Крамар, рад, что знаком с ним лично. Из самых громких люблю читать Ах Астахову.

— Возможно ли монетизировать такое хобби?

Хороший вопрос. Конкретно сейчас у нас в городе больше нет, чем да. Люди еще не готовы платить за вид этого искусства. За концерты — да, а что касается поэзии — нет. Люди не думают, что ты тоже эмоционально тратишься. К своим вечерам я всегда тщательно готовлюсь заранее. Нахожу минусовки и стараюсь читать под музыку, чтобы это звучало красиво. Со временем и в нашем городе к этому придут. Люди будут готовы приходить и платить, чтобы послушать чье-то творчество.

— А сколько ты уже провел вечеров? Получается, все они были бесплатными?

Ой, хорошо бы вспомнить, их было много. Один раз я принципиально поставил плату, такая символическая сумма в 500 тенге. С другой стороны, я боюсь обязанности. Когда ты принимаешь оплату, ты чувствуешь себя обязанным. Как будто условия ставят те, кто пришел.

— Давай о твоих самых эмоциональных стихах. В твоем инстаграме меня зацепили: про Кемерово, про мальчика из детдома и больше всех про отца. Последнее читала девушка, расскажешь об этом стихотворении? 

Как-то я получил сообщение от Нигоры (подруга Улугбека — прим. ред.), у нее случилась трагедия, она потеряла отца. Спросила, сколько будет стоить стихотворение. Я боялся, что не справлюсь, никогда ранее не писал на заказ. Это надо примерять на себя, надо прочувствовать, а это эмоционально сложно.

Сказал, что нам надо встретиться, чтобы я услышал все из ее уст. Вроде договорились о встрече, но продолжали переписываться в Инстаграме, она делилась со мной какими-то моментами через видеосообщения. Через десять минут я отправил готовое стихотворение. Она ответила: «Знаешь, нам даже и видеться не обязательно», — для меня это был лучший комплимент. А потом она сняла видео.

Когда я вижу эмоции у своих слушателей — для меня это лучший комплимент. Значит, отозвалось.

 

— Ты говорил, что считаешь себя недостойным звания поэта, почему?  Кстати, напомнил мне Эльчина Сафарли, он не считает себя писателем. 

Я люблю слово. Как бы громко это ни звучало, но я знаю, что умею писать и считаю себя достаточно грамотным человеком. На данный момент не могу назвать себя поэтом. Потому что они могут переворачивать мир, как революционеры направлять людей, менять их мышление. Для меня слово «поэт» слишком громкое, чтобы относить его к себе. Когда-нибудь я научусь называть себя так. Например, когда выпущу свой сборник. 

Улугбек

Поверишь или нет, иногда снятся сны со строчками из стихотворений. Я даже не могу сказать, что некоторые стихи пишу сам. Просыпаюсь в три часа ночи и записываю. Иногда это четыре строчки, иногда стихотворение целиком. Главное, успеть все записать.

Недавно был смешной случай: я возвращался домой, у меня разрядился телефон, а с собой нет тетрадки и ручки. Я уже подходил к дому и открывал ворота, а вслух повторял то, что у меня в голове. Захожу, ни с кем не здороваюсь, бросаю сумку и бегу записывать на бумагу. 

Не знаю, есть такие вещи, которые словами не объяснить. Просто это есть и это надо принимать. Как невидимая энергия — если идет, значит надо.

— Улугбек, смотря на тебя, я вижу очень скромного и жизнерадостного человека. В моей голове возник последний вопрос: каков твой жизненный девиз и есть ли фраза, которая помогает тебе в жизни? 

На самом деле, всё очень просто — быть собой и всегда улыбаться, верить в себя и любить себя. Фраза, которая помогает мне жить: «Все пройдет, лови момент», и неважно, грустно тебе до смерти или напротив — ты безумно счастлив. Нужно уметь ловить мгновения и извлекать из них все самое полезное и важное.

Никогда не прекращай верить в себя и мечтать, ведь нет ничего невозможного. Просто для «невозможного» нужно чуть больше времени.

 

Статьи STEPPE

«Моему дяде Чикко я обязана тем, что он сделал меня мечтательницей»: интервью с племянницей Федерико Феллини

«Моему дяде Чикко я обязана тем, что он сделал меня мечтательницей»: интервью с племянницей Федерико Феллини

В Алматы открылась фотовыставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марчелло Мастроянни — иконы итальянского кино...

4 минуты
4 минуты
Что может случиться с озером Балхаш: интервью с кураторкой выставки «Переплетая Климат, Воды и Сообщества»

Что может случиться с озером Балхаш: интервью с кураторкой выставки «Переплетая Климат, Воды и Сообщества»

27 сентября состоялось открытие выставки «Переплетая Климат, Воды и Сообщества». Изначально выставка была представлена в...

13 минут
13 минут
Карьера до и после декрета: возможно ли «безболезненно» вернуться в офис?
Партнерский

Карьера до и после декрета: возможно ли «безболезненно» вернуться в офис?

Отпуск по уходу за ребенком, который мы называем просто декретом, по закону составляет 126 дней. Такой отпуск могут взять оба...

7 минут
7 минут
Контемпорари и балет: кто развивает танцевальную сцену Казахстана

Контемпорари и балет: кто развивает танцевальную сцену Казахстана

Контемпорари — это современный танец, который появился в ХХ веке и продолжает развиваться до сих пор. Его главное отличие от...

3 минуты
3 минуты