Стать режиссером в 19 лет: Интервью с Айсултаном Сеитовым

23 минут Айтемир Ескенов
Альтернативный текст

Для The Steppe я бы хотел писать об интересных людях, молодых, но при этом добившихся успехов в своей сфере. Недавно я созвонился с другом Айсултаном. Ему 19, он фильммейкер, студент Йью-Йоркской Академии Кино и мой хороший товарищ. Вместе с Айсултаном мы гуляли по крышам Астаны, Алматы и Нью-Йорка, делали снимки и говорили о творчестве. Несколько дней назад в СМИ написали о том, что короткометражный фильм Айсултана «Шакал» выбрали на фестиваль Hollywood Boulevard Film Festival. Картину номинировали сразу в трех категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая работа оператора». 1 ноября стали известны результаты – работа Айсултана выиграла в номинации «Лучший режиссер». 

Айсултан Сеитов


Айс, скажи, ты ожидал, что выиграешь?

Я был приятно удивлен номинации, но специально ничего не ожидал, чтобы потом не было обидно.

Опиши свои эмоции и ощущения в данный момент.

Я уже успел успокоиться. Когда только узнал о номинации радовался больше. Я этому особое значение не уделяю, сколько этих фестивалей впереди, думаю, много. Это не Оскар, чтоб прям сильно радоваться.

Комментарии от жюри по поводу фильма были?

Как таковых не было. Просто поздравили.

Как отреагировали родные и друзья?

Они счастливы за меня. Победа – во многом заслуга родителей, о чем я им сказал в первую очередь. Это дороже любого фестиваля, когда твои родители горды и счастливы.

Постер фильма «Шакал»Постер фильма «Шакал»

Айс, расскажи подробно для читателей, как ты решил стать фильммейкером?

Это было в седьмом классе. Наш учитель по казахскому языку любил снимать важные и смешные моменты из жизни класса – сдача экзаменов, дни рождения, физкультура и так далее. У него была старая камера Панасоник. Каждую пятницу после уроков мы с нетерпением ожидали просмотра очередной работы учителя. Сейчас понимаю, что он действительно круто снимал, мог запечатлеть человеческую радость, словить момент. Ведь дело не в картинке и технических аспектах, а в эмоциях. Учитель также объяснял азы съемки и монтажа. Мне хотелось все это знать, чтобы понимать как передавать эмоции визуально. Смотрел также много чего на YouTube, а кинематографом увлекся в 11 классе, потом еще участвовал в Infomatrix.

Ты учился в КТЛ, верно?

Так точно. Мне вообще очень нравятся Казахско-турецкие лицеи из-за подхода. У нас были крутые учителя: умные и талантливые, старше нас всего на несколько лет, сами выпускники этого же лицея. Прогрессивные, в курсе всех трендов.

Раз уж заговорили о талантливых людях, давай поговорим о кумирах. У тебя есть человек, которым ты восхищаешься?

Нет, потому что не успеваю смотреть на кого-то, изучать и вдохновляться. Мне мало 24 часов в сутках, чему я, кстати, рад. А раньше восхищался Стивом Джобсом.

Да, в этом мы похожи. А что касается кино и съемок?

В школе сильно восхищался Кайси Нейстатом. Нейстат – YouTube-блоггер, который снимал свои безумные путешествия по всему миру. Я был в шоке от контента, который он создавал, фанател от него. Его фильмы про путешествия спонсировала компания Nike. В его работах не было дополнительных эффектов, ты просто удивляешься тому, как классно он живет. Нейстат мотивирует, показывает, как надо жить. Рассказывает что у него было в детстве, что происходит сейчас. В одном видео описывал ситуацию, когда его девушка забеременела в 18, самому ему тогда было 17. Он ушел из дома, жил в трейлере некоторое время. Кэйси вдохновляет не на определенное дело, а именно любить то, что ты делаешь, понимаешь.

Класс. А какие режиссеры и фильмы у тебя любимые?

После того, как я зашел в мир кино, мне сложно выделять что-то одно. Фильмы – это все равно что музыка, вы же не слушаете одну песню, вам нравятся несколько. Так, в феврале я подсел на азиатское кино. Скажу субъективно: есть три режиссера-представителя кинематографа по всему миру: Феллини – Европа, Тарковский – СНГ, Куросава – Азия.

Все же, какие фильмы тебя вдохновляют?

Меня всегда вдохновляло творчество Дэвида Финчера. Из его работ больше всего нравился «Бойцовский Клуб». Потом вышла «Социальная сеть», которую я пересматривал раз 20. Эта картина прекрасно передала конфликт выпускников Гарварда и безумных энтузиастов. Еще «Одержимость» Дэмьена Шазелла – этот фильм учит идти за своей мечтой.

Помню, я прилетел к тебе в Нью-Йорк на весенние каникулы. Это были четыре незабываемых дня, прогулки и разговоры о жизни, Казахстане и творчестве. Отучившись там год, расскажи о своих впечатлениях.

Ты знаешь, город жесткий. Я получил такой урок: не важно где, важно какие люди тебя окружают. Не один раз обжигался в общении с американцами. В США много fake people, двуличных людей. Когда запахнет жареным, ты останешься один. Я не говорю про всех, но мне попадались такие. За этот год я приобрел бесценный опыт выживания и уроки касательно людей. Сильно повзрослел. Вспоминаю, как год назад впервые прилетел сюда, с какими мыслями, такой был зеленый! Сейчас же все изменилось – мировоззрение, взгляд на жизнь. Нью-Йорк подарил невероятный опыт, ведь темп жизни там зашкаливает. Вечером я на какой-то тусе, а утром, например, должен встретиться в uptown с моделью Аленой Субботиной. В обед мне говорят: «В городе Нойз МС, давай познакомимся?». А на следующий день снимаешь другой новый проект. Бывает и наоборот. Вот свой spring break (весенние каникулы) я пролежал в кровати и тупо смотрел аниме.

Айсултан Сеитов

После окончания первого года ты полетел в Казахстан, как провел лето?

Я решил забить его до упора и работать.  

Я вот, кстати, заметил, что помимо Казахстана, ты много где был, работая над разными проектами. Давай по порядку.

Ну, я просто хотел снимать и не думал, что посещу столько стран. Я направлялся домой в Астану, на момент отлета были переговоры с ребятами из бишкекской группы Джая Миядзаки. Прилетел в Астану, дал мастер-класс в Назарбаев Университете по приглашению студенческой организации Hub. После должен был снять видео для бренда одежды «Мишка». Алматы смотрелся лучше по концепции для видео, поэтому поехал туда. Поработал с моделями, отснял проект. Вскоре договорился с артистами Джая Миядзаки и полетел в качестве режиссера в Кыргызстан для съемок музыкального клипа на их трек «По ветру». Я был очень взволнован этим фактом, потому что меня впервые специально пригласили в другую страну. Несмотря на разные комментарии по поводу результата в стиле «не впечатлило», «не очень» для меня это был первый опыт и он действительно прекрасен.  

После Кыргызстана, насколько помню, полетел в Россию?

Да! Мы с друзьями всю ночь не спали и тусили в Бише. Утром пацаны с afterparty посадили меня на машину до Алматы. Приехал туда, сразу начал паковать вещи на ночной рейс в Москву. Несмотря на суету, в этот день поехал тусить в клуб, а оттуда мои пацаны посадили меня на самолет в Москву. В итоге получилось так, что за 24 часа я посетил три города

Вот в тот самый момент я поймал себя на мысли, что всегда хочу жить так.

Что там в Москве тебя ждало? 

Я давно туда собирался, у меня там живет подруга – Манижа. Мы познакомились в Нью-Йорке. Она звала меня на день рождения – это во-первых, а также мы планировали что-нибудь поснимать вместе. У нее было готово несколько треков. Мы еще в Нью-Йорке начали работать над клипом под именем Black’s Swan. Я прилетел в Москву, а Манижа оказалась на тот момент в Португалии. Мне пришлось задержаться там, подождать ее. Она приехала и пригласила меня поучаствовать в мероприятии ВКфест в Санкт-Петербурге. Поехал в Питер на сутки. На фестивале встретил Мурада Османна (проект #FollowMeTo). Мне весь день не хватало смелости познакомиться с ним, потом я просто подошел и сел, рассказал о себе. Он заведующий Hype Production – ведущей продакшн-компании в России. Поговорили с ним минут 20, и я дальше побежал по делам. В Москве я не хотел терять время. Я сразу связался с теми, с кем контактировал до этого онлайн. Много классных ребят, креативных и творческих встретил, проживающих прям интересную жизнь. Там и познакомился с Gazgolder. Для Адиля Жалелова, «Скриптонита», снял видеоприглашение, которое уже набрало почти три миллиона просмотров на Youtube.

В твоем инстаграме еще был Макс Корж, помнится. После знакомства в Нью-Йорке вновь решили встретиться?

Максу я написал direct message, просто хотел попасть на его выступление. В Питере встретились с ним на пару часов. Там же я познакомился с другими талантливыми операторами. Под конец того дня я опоздал на поезд до Москвы. А у меня с утра должны были быть съемки, я бы подставил друзей. Время час ночи, я стою на кассе и все пытаюсь обменять этот чертов билет. Вдруг на другом конце вокзала девушка кричит: «Один билет до Москвы!». Я резко подорвался. Купил билет, думал, «ну, нормально». Попался старый вагон и купе с джекпотом – алкаш, цыганка и дед.

Вот уж не позавидуешь. Зато какая замечательная история для посиделок!

Да! Я боялся уснуть, цыганка общалась по телефону и постоянно смотрела на мой рюкзак. А еще вагон полностью закрытый, душно, от алкаша страшно несет, а он успевает болтать с дедом за жизнь. В голове мелькнуло: «Вот она романтика жизни!». Запомнил этот момент навсегда. В шесть утра проснулся от того, что было нечем дышать. Читал книгу в коридоре все оставшееся время до Москвы. В итоге, я вообще пожалел, что поехал в Москву, потому что съемки отменились. Так и провел последние дни в столице с друзьями.

«Романтика жизни» видимо не стоила того. После России уже начались съемки короткометражного фильма, верно?

Да, из Москвы полетел в Алматы. Там уже начал подготовку к тезисному фильму «Шакал» для Нью-Йоркской Академии. Это единственный момент за все лето, когда я где-либо задерживался более чем на 7 дней.

Объясни мне, почему фильм про рэкет и бандитов? Не слишком ли много этого у нас в кинематографе?

Идея пришла, когда я встретился с одноклассниками. Я был поражен, как сильно ребята отошли от амбиций, потеряли свои мечты, перестали думать, развиваться. Стало обидно.

Помню, раньше ведь в школе общались по-другому… А теперь они стали системой. Кто-то уже должен жениться, кто-то вечно в конторах, кто-то учится, потому что так говорят их родители, кто-то ничем уже и не занимается. Я захотел снять фильм-высмеивание современного рэкетирства и никчемного образа жизни. Мой друг под влиянием окружения как-то попал в эту систему. Я пытался его убедить, что ничего он там не найдет, но он повелся на легкие деньги. Эта система, как я ее вижу – что-то вроде муравейника, где по сути только стадное мышление и сплошная иерархия. Как болото – чем больше двигаешься, тем больше утопаешь.

Жизненно для нашего зрителя, не могу не согласиться. Нелегко смотреть на проблемы общества, хочется рассказать об этом через творчество. Как прошел процесс в целом?

Мне было приятно то, что почти все мои друзья, которые даже не связаны с кино, отложили дела и помогали мне. Люди, вовлеченные в съемки, работали бесплатно. У фильма есть множество минусов, но я доволен тем, как все было. Фильм сделан на доверии и с душой.

Я помню день съемок. Я бы назвал его днем встречи друзей и единомышленников.

Да. В этом проекте много души. В этом плане мне нравится работа в СНГ. Здесь ты раскрываешься человеку и понимаешь, что он живой. А в Штатах ты думаешь, что общаешься с роботами. Лишь в редкие моменты я замечал в одногруппниках что-то настоящее. Они будто запрограммированы, всегда с тобой слишком найс (милые) и ты не понимаешь истинное отношение.

Когда и где можно будет посмотреть сам фильм?

Как приеду в Казахстан, я сделаю два показа в Астане и Алматы для всех, кому интересно. Там будут присутствовать все, кто участвовал в создании фильма. После показа любой желающий сможет на месте задать вопросы команде. Вход на показы будет бесплатный.

Бэкстейдж со съемок фильма «Шакал»Бэкстейдж со съемок фильма «Шакал»Бэкстейдж со съемок фильма «Шакал»Бэкстейдж со съемок фильма «Шакал»

Бэкстейдж со съемок фильма «Шакал»

Давай поговорим о круге общения. С кем ты дружишь?

C ребятами из Ideahub. В 10-11 классах постоянно двигался с ними, хотя они были старше меня. Хаберы всегда давали мне советы, помогали. Эти парни заложили во мне важнейший фундамент в плане творчества. Если б их не было, возможно, я бы сегодня не развивался.

С кем еще общаешься?

Знаешь, забавно, многие думают, что я дружу в основном с вайнерами, хотя я только с недавних пор с ними начал ближе общаться. В команду Jokeasses входит мой близкий друг, с которым мы сидели за одной партой с пятого класса, Жандос Тунгышбаев. Он стал участником вайн-команды после поступления в КИМЭП. Сейчас люди общаются друг с другом из-за популярности. В данной ситуации моя дружба искренняя. Мы с Жандосом через всякое прошли за столько лет.

Когда снимешь полный метр? Наверное, хочется уже?

Да! Куча идей и мыслей. Разговариваю со множеством людей из индустрии. Надеюсь, что в ближайшие пару лет выпущу что-нибудь.

Айсултан Сеитов

Просто ты в 19 уже снял Скрипа. Другим не удается так. Почему же?

Много ребят талантливых. Всем нужны средства, многие к тому же знают себе цену. Как бизнесмены, фрилансеры-ребята и студии мне нравятся – снимают свадьбы, коммерческие видео. Я уважаю это. Другой вопрос – делать творчество. В 11 классе я стал пропускать школу, потому что увлекся видео. Снимал все, что мне нравится. Я понял, что делаю хорошо, только если вкладываю душу. Некоторые думают: «Я научился, я могу делать бабки!». Многие хотят поднять две штуки зеленых за съемку свадьбы – своего рода уровень. Но этим они заводят себя в тупик и в итоге не знают, как делать кино и развиваться.

Ты такие заказы не берешь время от времени?

Я вообще никогда не снимал такое, просто неинтересно. Я не думал о том, как мое любимое дело принесет деньги. Я думал о том, как сделать взрывной продукт. Один из уроков Кэйси Нейстата – делаешь от души, деньги сами придут.

Они действительно пришли. Сейчас люди готовы мне платить за работы, которые я буду делать от души – это на самом деле круто.

Удача большую роль играет?

Скорее, настойчивость и труд. Одно сообщение может все изменить. Сегодня ты видишь человека в Instagram или на обложке журнала, а завтра уже общаешься вживую. Я люблю знакомиться с людьми. Людям, которыми восхищаюсь, всегда говорю без стеснения: «Чувак, ты крут!». В киношколе на одной из лекций нам говорили, что один звонок может изменить вашу карьеру, я в этом постоянно убеждаюсь.

С молодыми фильммейкерами понятно. Что думаешь о казахстанском кинематографе? Кого отметишь из тех, с кем общался и работал?

Я хочу выделить талантливейших оператора Азамата Дулатова, композитора Алима Заирова, колориста Виталия Бужана, режиссеров Даурена Камшибаева и Медета Шаяхметова. Честно говоря, считаю Даурена и Медета людьми, которые уже скоро будут признаны новой школой кинематографа в Казахстане. Взгляни, как у нас кинематограф набирает обороты! А в видеоиндустрии, например, в сфере вайнов Казахстан на втором месте по миру! Наше поколение подняло уровень. У нас в Казахстане все можно, все перспективно, главное – болеть этим и любить это. Будем «топить» за идею делать качественное кино – все сможем.


Фотографии: Айтемир Ескенов, Айсултан Сеитов, Улан Алимбек

Статьи STEPPE

«Молодые ученые Казахстана»: биолог Мария Валяева

«Степь» продолжает находить молодых ученых, которым есть что сказать. В шестом выпуске – биолог Мария Валяева о ГМО, клонировании, «эффекте Джоли» и о том, почему в казахстанской науке мало женщин.

30 минут
30 минут

Как вести двойную жизнь: Истории сверхпродуктивных алматинцев

Редакция The Steppe узнала у казначея-певицы, бизнесмена-футболиста, начальника-геймера и директора-йога, как совмещать работу и хобби, добиться успеха и не сойти с ума.

26 минут
26 минут

«Молодые ученые Казахстана»: android-разработчик Жанна Сарсенбаева

Редакция The Steppe узнала, каково быть девушкой в IT, что происходит в университетах Финляндии и почему разработчики немного волшебники

14 минут
14 минут

Meet 15 unique ladies from Kazakhstan

"KZ Faces" project by Naira Oganesyan

2 минуты
2 минуты