Подборка нетипичных женских образов казахстанского кино

11 минут Дания Ермеккызы
Альтернативный текст

Патриархальные устои общества, долгое время пускавшие корни в сознании людей, не могли обойти стороной и киноиндустрию. Если, вспоминая голливудские фильмы прошлого десятилетия, мы сразу говорим о сексуализации и объективизации героинь, то в большинстве кинокартин отечественного производства явно заметны другие присущие женщинам черты: слабость духа, нерешительность, скромность, отсутствие собственного мнения, неумение отстаивать личные границы и другие качества «удобной» дочери, сестры, жены или мамы. 

Появление большого количества подобных образов в кинематографе поддерживает деструктивную идею о преобладании мужчин над женщинами и закладывает сомнения в сознание подрастающего поколения. После примера героинь в кино многие девушки могут задаться вопросом, действительно ли они должны только стоять у плиты, терпеть проявление насилия и неуважения и подчиняться мужьям? Редакция STEPPE собрала пять женских образов казахстанского кино, доказывающих, что ответ на этот вопрос — однозначное «нет». 


Корлан из «Жаужүрек мың бала» 

корлан

кадр из фильма «Жаужүрек мың бала»

«Жаужүрек мың бала» — историко-приключенческая картина казахстанского режиссера Акана Сатаева, повествующая о жизни казахов в переломный момент первой половины XVIII века. Это были непростые времена, когда целостность и независимость этноса находилась под угрозой истребления со стороны джунгар. Главный герой — юноша по имени Сартай в исполнении Асылхана Толепова — вместе с друзьями Таймасом и Корлан собирает войско, чтобы вступить в сражение с джунгарами. 

Сильная и смелая Корлан — наравне с мужчинами скачущая на лошади и сражающаяся в бою — не типичная девушка, представляющая собой любовный интерес храброго главного героя воинственного фильма. Корлан — это образ истинной дочери степей и своего народа, которая не признает несправедливости и скорее готова отдать собственную жизнь, чем преклониться перед врагами.  

Улжан из «Первая отрицательная» 

Фото: КиноТопа

«Первая отрицательная» — свежий проект производства Salem Social Media, повествующий удивительную историю двух девушек, живущих абсолютно разными жизнями, которые однажды случайным образом переплетаются. Робкая и скромная Айша в исполнении Индиры Сабировой учится на врача и смиренно терпит несправедливое отношение матери своего мужа, а жесткая и прямолинейная Улжан, которую сыграла Зарина Кармен, работает в полиции и даст фору любому сотруднику-мужчине. После несчастного случая обеих девушек увозят в больницу и подключают к аппарату переливания крови, после чего они выживают, но начинают постепенно перенимать привычки и качества друг друга. 

Улжан не терпит оскорбительных выпадов своих коллег на тему того, что она должна быть «восточной женщиной», резко высказывается о проблемах семейно-бытового насилия, абсолютно не умеет подчиняться другим и до появления у себя качеств Айши ничего и никого не боится. 

Завирусившиеся в TikTok видео-нарезки, где Улжан затягивается сигаретой, закидывает ноги на стол к своему начальнику, харизматично убирает с глаз мешающие волосы, применяет физическую силу к преступнику на допросе и целится из оружия, в данный момент набрали почти 85 млн просмотров. Это свидетельствует о том, как нашей аудитории не хватало своей героини в жестком мире погонь, полицейских разборок и бандитов. 

Алия из «Весь мир у наших ног» 

Фото: Yvision.kz

«Весь мир у наших ног» — приключенческий боевик 2015 года, о котором критики говорят, что «он вывел казахстанский кинематограф на новый уровень и стал первым шагом на пути к большому кино криминального жанра». 

В центре сюжета вращается юная и прекрасная девушка Алия в исполнении Карлыгаш Мухамеджановой, которая, попав в эпицентр выяснения отношений криминального мира, не пугается и не сдается, а бросает преступникам вызов. Все начинается с того, что после подставы в первый же день работы в казино ее отправляют к владельцу бизнеса, положившему на девушку глаз, «отработать» ошибку через постель. Заступившийся за нее друг детства включает Алию в свою тайную группировку по уничтожению криминальных авторитетов, где ей предстоит стать профессиональным снайпером, но делает это при условии, что она уходит от своего возлюбленного. 

Несмотря на изворотливость главы казино, который прибегает к угрозам и шантажу, Алия — не из тех женщин, которые быстро сдаются. Вряд ли кто-то из зрителей ожидал такого поворота событий, но хрупкая с виду девушка вживается в роль киллера и, убивая людей на заказ, оплачивает свой долг перед казино. А после этого возвращается к любимому человеку. Ее интересный, неоднозначный и явно нетипичный образ показывает, на что порой способна сильная женщина, чтобы защитить себя и отстоять право на любовь. 

Молодая мать из «Она»  

Фото: Afisha.ru

«Она» — психологическая драма с элементами триллера, снятая Аканом Сатаевым. Кинокритики окрестили картину «рывком вперед для казахстанского кинематографа» и оценили интригующий сюжет, глубокий смысл и неожиданную развязку. 

Фильм рассказывает о молодой девушке, роль которой исполнила Айсулу Азимбаева, и ее дочери. Кроме них двоих в большом городе нет ни души, и даже не слышно шума цивилизации или природы. Но однажды они замечают следы присутствия еще одного человека в этом таинственном городе. Несмотря на то, что сама картина на больших экранах не получила большого успеха, героиня Айсулу Азимбаевой оказалась необычной личностью, за которой было интересно наблюдать, потому что образ одинокой, но сильной и смелой девушки получился довольно убедительным. 

Ботагоз из «Ботагоз»

Фото: Megogo

«Ботагоз» — фильм казахстанского режиссера Ефима Арона, снятый в 1958 году по одноименной повести Сабита Муканова, которая рассказывает о жизни девушки по имени Ботагоз во времена восстания 1916 года. В фильме четко прослеживается особенность положения казахской девушки в обществе в то время — восхищающиеся красотой Ботагоз люди лишают ее собственных прав. 

С ранних лет ее жизнь сложилась нелегким образом, потому что Ботагоз всегда старалась отстаивать свои права и поступать по совести. После того, как она отказала управляющему волостью, вся семья девушки подверглась общественному порицанию, а сама она была изгнана из родного села. Несмотря на множество трудностей, произошедших с ней, Ботагоз продолжает верить в счастливую жизнь и справедливое отношение к себе и вместе с возлюбленным Аскаром вступает в революционное движение. 

Несгибаемая сила духа и крепкий внутренний стержень не позволили Ботагоз сдаться даже в самых трудных жизненных обстоятельствах, что не может не вдохновлять на свершения и борьбу со стереотипами общества. 

Статьи STEPPE

Голодные игры, Куб и Игра в кальмара: почему фильмы про игры на выживание популярны?

Рассказываем о причинах интереса зрителей к жанру и советуем, какие кинокартины на эту тему стоит посмотреть.

10 минут
10 минут

Creative Steppe: как Самгар Рахым снимает короткометражное кино

Молодой казахстанский режиссер Самгар Рахым рассказал о победе на кинофестивале в США и короткометражном кино.

7 минут
7 минут

«Нашему кинематографу не хватает героинь»: режиссер Даурен Камшибаев о выходе дебютной картины «Зере» в широкий прокат

Кто создал новый эстетичный фильм отечественного производства, зачем съемочная команда намеренно жила вдали от цивилизации, почему в кадре мандарины растут на балхашских деревьях и ответы на какие вопросы ищет каждый режиссер.

27 минут
27 минут

Казахстанский сериал «Игрок» вышел в финал престижного кинофестиваля в Валенсии

В секции веб-сериалов участвуют 11 проектов, а «Игрок» стал первым представляющим нашу страну.

4 минуты
4 минуты